Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации
Автор: Круглова Юлианна Александровна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 15.05.2020
Статья просмотрена: 121 раз
Библиографическое описание:
Круглова, Ю. А. Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации / Ю. А. Круглова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5257/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Эта задача может решаться при получение детьми с ОВЗ дошкольного образования в семейной форме, о чем говорится в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Ключевые слова: консультационный центр, ребенок, родитель, детский сад, семья, дошкольное образование.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка очень велика. Известно, что наибольших успехов добиваются дети, родители которых не только владеют педагогическими знаниями и приемами, но и могут понять и принять особенности своего ребенка. Одна из самых уязвимых в данном аспекте категория семей — семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Семья, для дошкольников с недостатками развития является для них первичным социальным окружением. Дети с ОВЗ испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их дальнейшая жизнь в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а чаще всего практически единственным ресурсом развития личности ребенка, поддерживающим процесс его социализации и самореализации. Оказание своевременной и комплексной помощи детям дошкольного возраста с различными формами инвалидности, ограниченными возможностями здоровья, и их семьям предполагает организацию структур, поддерживаемых государством, обладающих достаточными ресурсами и устойчивыми межведомственными и междисциплинарными связями. Для решения этой задачи в крупных городах созданы вариативные формы дошкольного образования: центры поддержки особых детей, специализированные детские сады и др. К сожалению, в малых городах, таких как наш Семенов, потребность в реабилитационных мероприятиях для детей с тяжелыми нарушениями развития в полной мере не удовлетворена. Дети с особенностями развития до сих пор выпадают из образовательного процесса. Родители, воспитывающие детей с выраженными врожденными нарушениями, находятся в особо трудных условиях и нуждаются в психолого-педагогической помощи. Они находятся в ситуации стресса с самого рождения ребенка, что ведет к формированию феномена инвалидизации семьи и возникновению вторичных нарушений в развитии у ребенка.
Поэтому наш детский сад, имея достаточную ресурсную базу для осуществления коррекционной и развивающей работы, выступил с инициативой создания консультационного центра для семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Консультационный центр существует в ДОУ с 1 ноября 2015 г. Целью работы нашего консультационного центра является создание безбарьерной среды и социально-психологическое обеспечение для инклюзивного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Основными задачами консультационного центра являются:
– организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбора адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекции отклонения в развитии;
– оказание своевременной психолого-педагогической помощи дошкольникам с нарушениями в развитии, социальной адаптации ребенка,
– обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям в поддержке всестороннего развития личности ребенка;
– информирование родителей (законных представителей), об учреждениях системы образования, о других организациях социальной и медицинской поддержки, которые оказывают квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Для эффективной реализации цели и задач был определен состав педагогов, оказывающих методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям. В состав педагогов, оказывающих психолого-педагогическую помощь, вошли: учитель-дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог. Было обеспечено информирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ на дому о работе консультационного центра ДОУ путем устного информирования населения, размещения информации на Интернет-сайте ДОУ о предоставлении муниципальной услуги, в детской поликлинике, распространения информационных листовок, в районных средствах массовой информации.
Консультационный центр работает два раза в неделю (вторник, четверг). Предварительная запись родителей по телефону к специалистам ДОУ на консультацию адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая именно проблема их волнует, и предварительно озвучивают наиболее удобное время для посещения консультационного центра. Исходя из заявленной тематики обращения или проблемы, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста который владеет необходимой информацией в полной мере, часто проходят совместные консультации специалистов МБДОУ.
В консультационном центре родители получают ответы на свои вопросы и проблемные ситуации, и мы, специалисты стараемся развеять тревоги и сомнения или наоборот, скорректировать воспитательные мероприятия в семье, и создать родителям ситуацию успеха, повысить самооценку и значимость.
Во время индивидуальных консультаций, родители (законные представители) получают рекомендации по вопросам воспитания, обучения. Специалисты нашего консультационного центра оказывают помощь в создании в семье коррекционно-развивающей среды: рекомендуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что родители самостоятельно, своими руками могут изготовить для познавательного развития своего ребенка; обучаем родителей играм и несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и крупной моторики, артикуляционной гимнастики и дыхательным упражнениям. Самой интересной и достаточно результативной формой работы с родителями является по-нашему мнению практические занятия с родителями. Сюда входят мастер-классы, практикумы. На таких занятиях, родители учатся, как правильно заниматься со своими детьми, как реагировать на неудачи ребенка, как правильно поддерживать ребенка и двигаться в заданном направлении. Родители приобретают определенный педагогический опыт и уверенность в том, что они делают для своего ребенка. Каждому обратившемуся родителю ребенка от 2 месяцев до 3лет специалисты дают заполнять дневник развития ребенка, заполняя который, каждый родитель может соотнести актуальное развитие ребенка с возрастными этапами развития. Это очень наглядно для родителей, дальнейшая коррекционно-развивающая работа специалистов выстраивается уже в соответствии с полученными (отмеченными родителями) данными по ребенку.
Родители, которые уже неоднократно обращались в наш консультационный центр, со временем чувствуют себя безопасно, раскрываются и легко делятся со специалистами своими проблемами, сложившимися ситуациями и конечно опытом, который они приобрели. Большинство родителей, впоследствии приводят своих детей в наше ДОУ, оформляя их в группы с кратковременным пребыванием для детей с ОВЗ от 3 до 7 лет компенсирующей направленности (в нашем ДОУ есть 2 группы).
Проводимая работа специалистами консультационного центра, в период с 2015 по 2020 гг. позволила нам обозначить наиболее эффективные формы сотрудничества с родителями. Это обеспечение родителей (законных представителей) необходимой информацией на различных носителях (памятки, буклеты-сопровождения, электронные книги), ответы н обращения родителей (законных представителей) по телефону и электронной почте.
За период с ноября 2015 г. по февраль 2020 г. методическую и консультативную помощь получила 91 семья, 13 детей из этих семей поступили в наш детский сад в группы с кратковременным пребыванием для детей с ОВЗ от 3до 7 лет компенсирующей направленности.
Все родители хотят видеть своих детей успешными и счастливыми, родители детей с ОВЗ не исключение. В конце учебного года, глаза родителей светятся радостью, гордостью, они смогли, справились с проблемами, которые, по их мнению, казались не разрешенными. После проведенных консультаций, мастер-классов, практикумов родители дают положительную оценку работе консультационного центра. Всегда отмечают его важность в решении проблемных ситуаций и приобретении знаний в воспитании и развитии ребенка. Много слов благодарности содержится в книге отзывов.
Хочется в заключение отметить, что именно консультационные центры в детских садах — это реальная и доступная возможность родителям, оказавшимся в ситуации невозможности посещать детский сад из-за состояния здоровья малыша и по сути оставшимся наедине со своей проблемой получить профессиональную консультацию (помощь) от квалифицированных и неравнодушных людей важность которой нельзя недооценивать.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989.-81 с.
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.
- Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
- Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностям здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.
Ключевые слова
семья, дошкольное образование, ребёнок, детский сад, родитель, консультационный центрПохожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи
В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...
Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...
Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей
В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...
Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ
В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимо...
Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...
Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности
Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...
Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей (в том числе детей с ОВЗ) в условиях ФГОС ДО
Одной из главных задач является обеспечение возможности любой семье, посещать дошкольное учреждение в шаговой доступности от дома, расширять социальные связи семьи, что в конечном итоге способствует успешной социализации как ребенка, так и его родите...
Похожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи
В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...
Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...
Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей
В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...
Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ
В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимо...
Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...
Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности
Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...
Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей (в том числе детей с ОВЗ) в условиях ФГОС ДО
Одной из главных задач является обеспечение возможности любой семье, посещать дошкольное учреждение в шаговой доступности от дома, расширять социальные связи семьи, что в конечном итоге способствует успешной социализации как ребенка, так и его родите...