Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации
Автор: Чердонова Вероника Александровна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2020)
Дата публикации: 13.12.2019
Статья просмотрена: 251 раз
Библиографическое описание:
Чердонова, В. А. Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации / В. А. Чердонова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15514/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.
Ключевые слова: дети-инвалиды, группа кратковременного присмотра и ухода, коррекционно-развивающие занятия, инновации.
В Российской Федерации законодательно закреплено право каждого гражданина страны на образование, первым уровнем которого является дошкольное образование. Проблема обеспечения детей дошкольным образованием в Республике Бурятия, как и в других регионах РФ, актуальна.
Для решения этой проблемы открываются новые вариативные формы охвата детей дошкольного возраста. Одной из форм, является открытие на базе ДОО консультативных развивающих центров.
Главная цель работы центров, является оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей.
Консультативные центры дошкольных образовательных организаций осуществляют свою деятельность для разных категорий семей, в том числе:
- Семей с детьми, получающими дошкольное образование в форме семейного образования;
- Семей с детьми, не получающими дошкольное образование, в том числе и раннего возраста;
- Семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеющих детей дошкольного возраста; и наконец,
- Семей, имеющих детей с ОВЗ и инвалидностью.
В данных условиях, открытие на базе дошкольных учреждений г. Улан-Удэ консультативных центров, локально решает задачу охвата дошкольным образованием детей, а особенно — группу детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Деятельность консультативных центров ДОО пользуется спросом, так, за 2018–2019 год обратились свыше 1500 детей и родителей.
Особым спросом пользуются услуги по оказанию помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью. В декабре 2017 года в детском саду № 16 «Родничок» открылся консультативный центр, который специализируется на работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами. В КЦ обращаются за помощью родители разных районов г. Улан-Удэ, таким образом, консультативные центры оказывают помощь родителям без привязки к административно-территориальному делению (слайд % обратившихся). В КЦ созданы материально-технические условия, работают высококвалифицированные специалисты сопровождения, педагоги владеют современными методами работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Алгоритм работы КЦ следующий: родителям оказывается консультация, проводится психолого-педагогическая диагностика, подбираются методы работы с конкретным ребенком, разрабатываются индивидуальные маршруты. Далее – родители с детьми по графику посещают КЦ, проводится оценка достижений, разрабатываются новые рекомендации.
В работе применяются игровые методы, методы сенсорной интеграции, элементы ТЕАССН технологии, АВА терапии, интерактивные технологии с использованием современного программного обеспечения и продвинутых технических устройств.
Деятельность всех КЦ осуществляется в следующих основных направлениях:
- Методическая помощь, включающая разработку методических рекомендаций по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ; применения различных форм, методик и средств воспитания и обучения ребенка; помощь в выборе оптимальной методики обучения, видов деятельности и др.
- Диагностическая помощь – очень востребована у родителей и в дальнейшем, на основании диагностики, даются рекомендации законным представителям, выбирается наиболее подходящая методика работы с ребенком.
- Консультативная помощь. Наиболее актуальными темами консультаций являются: выбор оптимальных путей развития ребенка; разрешения возникающих конфликтов, выявления трудностей; консультирование по вопросам социализации ребенка в открытом обществе, в социуме сверстников.
- Психолого-педагогическая помощь. В процессе проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в консультативном центре, наблюдается четкая тенденция повышения уровня социальной адаптации, оценки сформированности навыков по основным сферам жизнедеятельности: коммуникации, повседневных житейских навыков, социализации, моторных и когнитивных навыков. Так, по 5-ти балльной шкале, по многим направлениям обследований, прослеживается положительная динамика.
Неотъемлемая часть работы консультативных центров – это оказание помощи педагогическим работникам других ОО по актуальным вопросам обучения и воспитания детей, в том числе, детей раннего возраста, детей с особыми образовательными потребностями. Лучшие практики транслируются на городских и республиканских мероприятиях педагогических работников.
Таким образом, консультационные центры в дошкольных образовательных организациях г. Улан-Удэ являются успешной моделью вариативной формы организации дошкольного образования; современной формой открытого взаимодействия образовательной организации с родителями, где семья получает точечную, выверенную, персонифицированную методическую и практическую помощь в воспитании, развитии и обучении ребенка.
С апреля 2019 года МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 16 «Родничок» г. Улан-Удэ, приступил к реализации проекта, поддержанного грантом Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основной идеей проекта является нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами и использование ресурсов семьи и социума, т. е. комплексная, легко моделируемая в зависимости от потребности семьи и ребенка с особенностями в развитии, поддержка родителей, их обучение и привлечение к процессу реабилитации и социализации ребенка; мобилизации собственных ресурсов семьи посредством применения современных методов реабилитации и социализации.
Целевая группа проекта: дети-инвалиды, проживающие и воспитывающиеся в семьях Республики Бурятия:
– дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития – 2 чел.;
– дети с нарушениями психоэмоциональной и волевой сферы –10 чел.
– дети с сенсорными, тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата – 8 чел.
Родители (законные представители), воспитывающие детей-инвалидов, – 20 чел.
Данная нелинейная модель включает применение разных современных форм и методов помощи детям и семье:
- Организация кратковременного пребывания детей (в том числе, с интеграцией в среду детей без особенностей) с комплексной социализацией и реабилитацией. Специалистами проводятся коррекционно-развивающие занятия, в том числе, с использованием современных инновационных методик: АВА-терапии, TEACCH-технологий, технологий игрового обучения, методов арттерапии (мульттерапии).
- Социальный психолого-педагогический патронаж семьи «Помогай-ка». Патронаж семьи осуществляется наиболее нуждающимся в помощи семьям, проживающим в районах РБ и г. Улан-Удэ.
- Группа семейной реабилитации «Родительская гостиная», основная цель которой- создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей.
- Дистанционный онлайн-ресурс «Неотложная помощь» для оказания помощи родителям из районов РБ и г. Улан-Удэ. Предоставление помощи родителям (законным представителям), с использованием межведомственных ресурсов: в вопросах воспитания, реабилитации и социализации ребенка; детско-родительских и семейных отношений; коррекции психологического состояния в семье, а также по вопросам дальнейшего обучения ребенка с особенностями в развитии в образовательных учреждениях РБ.
- Организация досуговой и совместной творческой деятельности целевой группы проекта. В мероприятиях принимают участие, в том числе, ближайшее окружение семьи.
Получены следующие промежуточные результаты от реализации проекта для целевой группы:
- Повышение качества жизни семей.
- Положительная динамика уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и развития, дальнейшего обучения детей, их отдыха и оздоровления.
- Повышение творческой активности родителей и детей- как формы их социализации и реабилитации.
Таким образом, актуальность данной работы трудно переоценить. Проект в настоящее время положительно оценен родителями, ближайшим окружением семьи и общественными организациями Республики Бурятия.
Ключевые слова
инновации, Дети-инвалиды, коррекционно-развивающие занятия, группа кратковременного присмотра и уходаПохожие статьи
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования
В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики
Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...
Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада
В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.
Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».
Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ
Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)
Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...
Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи
В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях центра содействия семейному воспитанию
В статье представлен опыт работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников ЦССВ, имеющих тяжелые множественные нарушения развития.
Похожие статьи
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования
В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики
Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...
Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада
В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.
Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».
Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ
Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)
Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...
Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи
В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях центра содействия семейному воспитанию
В статье представлен опыт работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников ЦССВ, имеющих тяжелые множественные нарушения развития.