Адаптация игр в домашней среде для ребенка раннего возраста с особыми потребностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 12.06.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Сидоренко, Е. А. Адаптация игр в домашней среде для ребенка раннего возраста с особыми потребностями / Е. А. Сидоренко, Т. В. Сидоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115599/ (дата обращения: 16.08.2024).



Адаптация домашней среды — неотъемлемая часть воспитания любого ребёнка. Каждый родитель, готовясь к рождению ребёнка так или иначе подготавливает для него домашнюю среду. Но, когда в семье рождается ребёнок с нарушенным развитием, появляется необходимость получить поддержку со стороны специалистов, чтобы адаптировать среду особым образом, исходя из особых потребностей ребёнка. В статье автор рассматривает стратегии специалистов для дачи рекомендаций родителям по адаптации домашней среды, демонстрирует примеры рекомендаций.

Ключевые слова: адаптация ребенка, нарушение развития, адаптация среды.

В последние годы увеличилось внимание государства, педагогов к семье, семейной педагогике. Современная педагогика доказала актуальность п приоритетность семьи в воспитании ребенка. В семье ребенок усваивает нормы поведения, определенные знания, основы национальной и общей культуры. Семья наименее ограничивает, носит неформальный характер взаимоотношений. Воспитание и образование в семье органично переплетается с жизнью в среде самых близких и значимых людей.

Включать семью в образовательный процесс необходимо, так как родители несут ответственность за воспитание ребенка. Им необходимо осознавать свою роль в воспитании и развитии ребенка, а также, с включением родителей во взаимодействие со специалистами, появляется возможность адекватно оценить психофизическое развитие своего ребенка. А тем более ребенка с особенностями в развитии [5].

Осознавая важность взаимодействия специалистов и родителей в эффективности коррекционно-развивающей деятельности, педагоги должны создать условия для активного участия родителей в педагогическом процессе, повысить их мотивацию. Установить единые требования в коррекционно-воспитательном процессе, помогать родителям в освоении необходимыми практическими знаниями, умениями и навыками. Родители ищут поддержку и помощь специалистов, а тем более прислушиваются к ним и следуют их советам только тогда, когда педагог видит в родителях равноправного партнера по коррекционно-воспитательному процессу. Родители хотят получить советы об организации неформального образования ребёнка дома, организации домашнего пространства, развивающих занятий [4].

Прежде, чем давать рекомендации родителям, специалистам важно узнать то, как изначально наполнена домашняя среда ребёнка в его повседневной жизни. Рекомендации не могут быть едиными для каждой семьи, ведь помимо запросов родителей, существуют потребности самого ребёнка, которые тоже следует учесть. Для этого педагогам необходимо изучить семью, воспитание в семье, чтобы выявить тип семейного воспитания [1]. Для изучения семьи используются такие методы как анкетирование, беседы, наблюдение, совместная деятельность, обследование семьи с помощью психологических методик.

Приведём пример разных рекомендаций в зависимости от домашней среды на двух ситуациях, возникших в семьях со схожими запросами и ожиданиями.

Ситуация 1.

Ребёнку с расстройством аутистического спектра 2 года 11 месяцев, в речи использует несколько звукоподражаний («туту», «бах», «буль»), слова отсутствуют. Нарушен глазной контакт, отсутствует восприятие человека как участника совместной деятельности. Родители пришли к специалистам с запросом по развитию речи и коммуникативных навыков у ребёнка. Специалисты заметили, что у ребёнка нет необходимости общаться с родителями. Причиной послужило то, что дома все игрушки, еда и прочие интересующие мальчика вещи находятся в его свободном доступе к ним, он в любой момент может взять то, что ему требуется.

В данной ситуации рекомендации специалистов включали в себя оскудение среды, т. е. перемещение игрушек, интересующих ребёнка предметов и еды в пределах зоны видимости, но в места, где сам мальчик не сможет их достать. Таким образом, ребёнок будет вынужден показывать свои желания взрослым, искать способы попросить помощи в получении желаемого. Взрослым же предлагается создавать больше ситуаций для коммуникации, например, предлагать выбор в еде, родах занятий, одежде. Дожидаться времени, когда ребёнок сам проявит инициативу. Например, после многократного пускания мыльных пузырей прекратить действие и ждать реакции ребёнка и его способа попросить продолжения игры.

Ситуация 2.

Ребёнку 2 года 8 месяцев, слова и звукоподражания отсутствуют, свои просьбы к маме сопровождает мычанием и указательным жестом в сторону интересующего предмета. Мальчик не социализирован, растет в неполной семье, где есть мама и приходящая бабушка. Ребёнок крайне редко видит людей из-за узкого круга общения матери и её затворнического образа жизни. Мама тихая, тревожная (что передаётся и мальчику), на приёме ребёнка от себя не отпускала, обратилась с запросом на развитие и запуск речи. В ходе первичного опроса выяснилось, что большинство ежедневных рутин за мальчика выполняет мама. Она предлагает мальчику помощь после первого же его сигнала (мычания).

Рекомендации специалистов будут напротив включать в себя развитие самостоятельности у ребёнка. Создание ситуаций, в которых мальчик должен будет действовать без помощи мамы. Например, приём пищи, чистка зубов, мытьё рук — маме рекомендовано предлагать ребёнку ложку, зубную щётку, полотенце и предлагать выполнять нужное действие ребенку самому. Оборудовать для ребёнка игровое пространство, где игрушки будут в доступе, с возможностью исследовать каждую из них. Также следует оречевлять все события и предметы вокруг ребёнка, эмоционально и громко разговаривать с ним. Необходимо также выходить с ребенком играть к детям во двор и пр. (магазин, зоопарк, театр) для социализации и коммуникации ребенка.

Но какие положения должны быть изучены специалистами в каждой семье, чтобы давать рекомендации родителям? Положения, по которым регулируются ежедневные жизненные ситуации ребёнка:

— возраст ребёнка;

— трудности, возникающие у ребёнка (жалобы и запрос родителей);

— игры и пособия, которые находятся в зоне интересов ребёнка;

— место нахождения игр и пособий;

— наличие игрового пространства у ребёнка и его оснащение;

— особенности игровой деятельности ребёнка (как играет);

— зонирование домашнего помещения (зоны отдыха, приёма пищи, сна, гигиены, игры);

— привязка игр к времени суток или ежедневной ситуации;

— распорядок дня и его соблюдение ребёнком;

— реакция ребёнка на изменение домашних условий и/или распорядка дня;

— социальное подкрепление ребёнка;

— мотивационные стимулы;

— поведенческие особенности;

— состав семьи, особенности взаимодействия ребёнка с каждым из членов семьи;

— особенности коммуникации ребёнка со знакомыми людьми (в каких случаях обращается, как это делает, с какой целью);

— как ребёнок сообщает о своих желаниях и просит помощи;

— участие ребёнка в бытовой жизни (помощь в уборке, приготовлении еды, сервировке стола).

По этим же положениям родителям будут даваться рекомендации по адаптации домашней среды, её амплификации или оскудении. Но перед этим, специалистам необходимо выяснить то, как именно в течение дня проходят рутины ребёнка привычным для него образом. По каждому из перечисленных выше критериев составляется план беседы с членами семьи. Формат беседы используется как один из самых простых в реализации и комфортных для родителей. В беседе можно получить больше данных о протекании рутин семьи в домашних условиях, чем при варианте анкетирования, по видеороликам из дома. Начинать рекомендуется с общей информации о ребёнке, предложить описать обычный день, его распорядок — и использовать в разговоре наводящие вопросы. Важно, чтобы у родителей была возможность высказаться, полно отвечать на заданные вопросы [3]. Эта беседа позволит им понять, что вы совместно с ними заинтересованы в развитии и воспитании ребёнка, действительно готовы оказывать содействие, в т. ч. в организации домашней среды. По итогам беседы специалисты составляют бланк обучения в ресурсной рутине (см. таблица 1.), в котором за основу для обучения берут ресурсную (комфортную) рутину ребёнка. На основе привычных действий в данной рутине выстраивается ряд рекомендаций родителям к каждому шагу её протекания в естественных жизненных ситуациях.

Таблица 1

Обучение в ресурсной рутине

Рутина: Одиночная игра в дидактические игры (пирамидка, паззл из 3 частей, сортер с животными).

Имя, возраст ребенка: Петя, 2 г. 11 мес.

Цели специалистов сопровождения и семьи для Пети касаются навыков:

— взрослый берёт лежащие перед Петей элементы сортера, совершает с ними манипуляции, отличные от действий Пети. Мальчик принимает участие взрослого в своей игре, не возражает против вмешательства в свою деятельность;

— при игре в сортер или пирамидку Петя в течение 3 секунд смотрит на маму, которая взяла несколько деталей игрушки в ожидании того, что она даст их ему. Взрослый отдаёт фрагмент сортера или пирамидки, когда Петя смотрит на него;

— в процессе уборки счётных палочек в контейнер с мамой, Петя соблюдает очерёдность действий, ждёт своей очереди, когда он положит палочку в контейнер. Взрослый в качестве опоры Пете озвучивает, кто за кем будет класть палочку.

Привычный ход рутины

Адаптация рутины

Шаг 1. Петя самостоятельно достаёт с полки интересующий его сортер

— все дидактические игры лежат в пределах видимости, но там, где Петя не может их достать;

— взрослый достаёт два сортера и удерживает их на уровне своих глаз, чтобы установился зрительный контакт;

— «Какой сортер хочешь?» взрослый создаёт Пете ситуацию выбора;

— взрослый садится на пол и кладёт сортер рядом с собой. Петя садится рядом. «Иди ко мне», «садись рядом»

Шаг 2. Петя самостоятельно разбирает сортер, собирает его, после чего продолжает деятельность по кругу заново

— взрослый называет предметы и животных, изображенных на элементах сортера;

— игры на очерёдность. «Сначала я, потом ты».

Приём работы с Петей «рука в руке».

— во время игры в сорnеры взрослый незаметно забирает себе часть вкладышей и периодически демонстрирует у лица по одному элементу, когда Петя ищет следующий;

— «Смотри, у меня есть нужная часть для тебя!»;

— «Смотри: у тебя получилось!». «Ты молодец!» Взрослый акцентирует внимание Пети на том, что он собрал сортер целиком, игра закончилась;

— «Убери на полку».

Шаг 3. Петя достаёт паззлы и садится с ними на пол. Разбрасывает элементы паззла по полу и собирает

— Взрослый даёт паззл с животными Пете на выбор.

«Какой паззл хочешь?»

— Во время игры в паззл на полу и рядом с зоной игры не должно находиться ничего лишнего.

— «Сначала собери этот» Взрослый выставляет паззлы перед Петей по одному.

«Такой мы уже собрали, давай отложим его в сторону» — Взрослый не даёт вернуться к собранному паззлу.

— «Смотри, кто у тебя получился!», «Кто это?», «Как говорит собачка?», «Кто говорит мяу-мяу?»,

«Где у кошки хвост?», «Где нос у тебя?»

Взрослый уделяет особое внимание картинкам, их разглядыванию, изучению частей картинок.

Вводится игра с платочком «Кто из животных спрятался?»

— «Молодец, ты собрал всех животных!», «Убери паззлы на полку»

Взрослый обязательно озвучивает момент, на котором игра заканчивается и регулирует просьбами убрать игру

Шаг 4. Петя берёт пирамидку, разбирает пирамидку, после чего надевает их обратно и продолжает такую игру пока не надоест

— «Снимай/надевай кольца по одному».

Если Петя затрудняется, няня выполняет действие рукой Пети в своей руке. После каждого снятого/надетого колечка, следует одобрение: «Молодец! Продолжай!».

— «Хочешь колечко?» Взрослый держит кольцо у своего лица, дожидается взгляда Пети и протянутой руки, после чего отдаёт мальчику элемент пирамидки.

Проведение адаптированных игр с детьми в домашних условиях требует определенной подготовки. На первом этапе, при встрече, специалисты рассказывают родителям об игровых способах и приемах обучения детей, предлагают адаптированные варианты для проведения игр в домашних условиях, показывают их в различных видах продуктивной деятельности. На втором этапе сотрудничества родители учатся сами адаптировать игру в домашних условиях под потребности ребенка. На третьем этапе родители транслируют свой опыт адаптации игр: показывают видеоролики, фотографии, рассказывают об играх дома, о возникших проблемах и решают их со специалистами и, даже с другими родителями.

Критериями эффективности сотрудничества специалистов и родителей являются:

— появление интереса родителей к совместной деятельности;

— вопросы к специалистам;

— транслирование собственного опыта игрового воспитания и обучения детей. [2]

Дети, окруженные вниманием, поддержкой и любовью в семье имеют большой потенциал в развитии. Объединение усилий специалистов и родителей помогут создать благоприятные условия для развития детей с особыми образовательными потребностями. Родители заметят, что совместные игры с ребенком улучшают взаимоотношения в семье, устанавливают доверительные отношения между ребенком и родителями, родители начнут лучше понимать своего ребенка, причины его затруднений, а коррекционно-развивающая работа будет более эффективной.

Содержание и формы психолого-педагогической помощи родителям детей с особыми потребностями могут быть различны, но цели их одинаковы- оказать психологическое влияние на семью, провести коррекцию и компенсацию психоречевого развития детей.

Литература:

  1. Соляник Е. Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
  2. Стребелева Г. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: книга для педагогов /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис, 2002.
  3. Приходько О. Г. Система ранней помощи детям с ОВЗ и их родителям / О. Г. Приходько, О. В. Югова; АНО «Совет по вопросам управления и развития». — Москва: «ЛексПраксис», 2015.
  4. Фьюэлл Р. Р. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. — СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005.
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/17/sotsialnoe-partnerstvo-uchitelya-defektologa-i-uchitelya-logopeda-s.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, домашняя среда, взрослый, игра, семья, ребенок, совместная деятельность, специалист, игровое пространство, коррекционно-воспитательный процесс.


Ключевые слова

нарушение развития, адаптация ребенка, адаптация среды

Похожие статьи

Задать вопрос