Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей в процессе создания коммуникативной среды для ребенка раннего возраста

Педагогика
18.11.2025
1
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые особенности организации домашней среды для ребенка раннего возраста, которые влияют на развитие общения.
Библиографическое описание
Шафранская, А. И. Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей в процессе создания коммуникативной среды для ребенка раннего возраста / А. И. Шафранская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/597/130181.


Ранний возраст период от года до трех лет. Это время наиболее значимых изменений в психическом развитии детей, связанных с активным развитием двигательной сферы, формированием мышления, появлением первых устойчивых качеств личности.

В настоящее время особенно актуальна проблема ранней диагностики и ранней абилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ранняя помощьпредставляет собой комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку детей раннего возраста, у которых имеются нарушения в развитии различных функций, а также вероятность их появления в более старшем возрасте и их родителей (законных представителей). Только совокупность коррекционно-развивающей работы, проводимой с детьми, и работы, проводимой с родителями (законными представителями), способствуют более быстрой компенсации негативных моментов развития ребенка, поддержанию его здоровья, успешной социализации. Включение родителей в процесс коррекционной работы помогает им более продуктивно взаимодействовать с малышом, учитывать его особенности и возможности.

Для достижения ведущей цели ранней помощи — улучшения функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях посредством оказания ему и его семье психолого-педагогической помощи — немаловажно психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) с целью обучения оптимальным вариантам оказания помощи и поддержки детей раннего возраста, имеющих ограничение жизнедеятельности, а также — с риском развития таких ограничений в связи с неблагоприятным воздействием биологических факторов и факторов окружающей среды, формирование активной родительской позиции.

Кроме того, успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе родителей и педагогов. Это взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, который осуществляется с помощью общения. Создание условий для эффективного общения — это инструмент, помогающий детям быть успешными. Домашняя среда выполняет ключевую роль в раннем развитии ребенка, так как является первым социальным пространством, где он учится общаться и взаимодействовать с окружающими. Создание коммуникативной среды для ребенка обеспечит формирование не отдельных изолированных умений или навыков, а их функциональную направленность, эмоциональное благополучие во время обучения. Ребенок будет тренироваться в коммуникации в повседневных делах. Будет постоянно возникать необходимость использовать приобретенные навыки общения в различных жизненных ситуациях.

Общение между ребенком и взрослым начинается задолго до того, как ребенок произнесет первые слова. Однако для эффективного взаимодействия с родителями и обучения у них малышу необходимо владеть определенными способами коммуникации. Коммуникация — это процесс получения и передачи информации, которому дети учатся через процесс взаимодействия с другими людьми.

Эффективная коммуникация с ребенком раннего возраста требует терпения, последовательности и готовности адаптироваться к его темпу и интересам, учет особенностей становления мотивационной сферы ребенка. на которой строится вся познавательная деятельность и коммуникативная сфера. Сильная мотивация скорее побуждает к активному обучению, чем к пассивному наблюдению. Это базовая потребность, на ней строится вся познавательная деятельность и коммуникативная сфера.

Также мотивированный ребенок скорее захочет, чтобы интересное времяпрепровождение продолжалось, что даст возможность включить в занятие множество вариантов для обучения. Чем дольше продолжается занятие, тем больше вариантов для обучения родитель может создать.

В раннем возрасте дети хотят иметь доступ к предметам, держать их в руках, производить с их помощью интересные эффекты и получать помощь во взаимодействии с предметами, которые им нравятся. Внутренняя мотивация еще очень неустойчива: при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться во власти других побуждений.

В полтора года возникают внутренние психические побудители — представления и образы воображения (цели), вызывающие стремление ребенка к достижению внешнего стимула (игрушки) даже тогда, когда этот стимул исчезает из поля восприятия. Наличие представляемой цели, желания означает, что поведение ребенка стало мотивированным, совершаемым под влиянием мотива. Структура мотивационной сферы ребенка 2–3 летнего возраста характеризуется значительной аморфностью, отсутствием устойчивой иерархии потребностей и ценностей. Побуждения сменяются во времени, не подчиняясь сознательно-волевому контролю. Кроме того, в этом возрасте мотивам малыша свойственна эмоциональная насыщенность, а его поведение характеризуется ситуативностью.

Подбирая материалы, которые соответствуют интересам и предпочтениям ребенка, можно создать такие ситуации для учения, в которых малыш, скорее всего обратит на вас внимание и будет с вами взаимодействовать и таким образом учиться новому. Применение определенных предметов в процессе общения, в котором ребенок заинтересован, позволит улучшить его социальные навыки.

Учитель-дефектолог совместно с родителями могут составить список предметов, материалов, игрушек или подвижных игр, от которых ребенок получает удовольствие (простые игрушки, игрушки с ярким эффектом, бытовые предметы). Если ребенок не берет предметы по своей инициативе и не придумывает игры, необходимо предоставить на выбор ряд материалов или игрушек, например: «Мы соберем пирамидку или будем строить башню?».

Даже если интересы ребенка необычны — это его интересы и необходимо включение их в игру, в занятие, в повседневные рутины. Очень важно вести себя естественно, выражать радость от самого факта взаимодействия с малышом, опираться на его собственную активность, поддерживать коммуникативные инициативы. Одновременно ребенок учится тому, что общение с другими людьми — это ценный и приятный опыт.

Коммуникативная среда для малыша — это не только игрушки или другие предметы их заменяющие, но и эмоциональная включенность взрослого. Определенные коммуникативные навыки взрослого — это важный ресурс для обучения ребенка, но требуется осознанный подход и систематическая работа для достижения результата. Специалист может помочь родителям оценить собственную коммуникативную компетентность, познакомить их с особенностями рецептивной и экспрессивной коммуникации, присущей детям того или иного возраста, подобрать доступные всем партнерам по общению средства коммуникации (вербальные и невербальные), определить тематику общения (предметах, взрослых, активностях и т. д.), добиться того, чтобы сообщения были обращены к ребенку лишь в тот момент, когда он сосредоточен на собеседнике, предоставлялись в доступной форме.

В этом аспекте очень важна и собственная коммуникативная компетентность учителя-дефектолога. Дефектология как наука не стоит на месте. На фоне роста числа у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются области научного познания их состояния и развития. Одни термины приходят на смену другим, появляются новые. Учитель-дефектолог должен постоянно «идти в ногу со временем», при этом важно помнить о том, перед какой публикой выступает специалист: если это родительская аудитория или лица, не имеющие профильного педагогического образования, то следует задуматься над ясностью и понятностью содержания материала.

Для того, чтобы определить, какие коммуникативные средства применять родителям в процессе общения с малышом, специалист должен оценить коммуникативные возможности ребенка. В зависимости от того, насколько правильно и точно проведено оценивание ребенка на любом этапе работы специалиста будет зависеть продуктивность коррекционно-развивающего процесса. Оценивание коммуникативных навыков помогает выявить соответствие развитие ребенка возрастным нормам, определить, какие из навыков, имеющихся у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются наиболее дефицитарными и работа над которыми в данный момент будет более актуальна и значима, и, исходя из этого, сформулировать цели педагогического воздействия.

Для создания благоприятной коммуникативной среды важно организовать развивающее пространство. Возможно выделение зон, которые обеспечивают диалог и совместные действия (игровая зона, зоны для чтения, творчества и т. д.). Правильно организованное пространство превращает дом в «тренажер» для коммуникации. Если взаимодействие с ребенком учитель-дефектолог осуществляет в условиях лекотеки, то на ее примере возможно определение вариантов структурирования деятельности в домашних условиях.

Таким образом, навыки общения будут активно развиваться у ребенка раннего возраста, если малыш будет уверен, что его обращения приняты собеседником, т. е. он будет получать ответ на свои сообщения (гуление, лепет, жесты, слова), повторять слова и другие сигналы в разных подходящих ситуациях, получать удовольствие от коммуникации, тренироваться в общении не только на специальных занятиях, но и в повседневных делах. Добиться всего этого бывает очень трудно. Взаимодействие значимых взрослых и специалистов — ключ к развитию коммуникации у детей раннего возраста. Совместная работа создает среду, в которой ребенок раскрывает свой коммуникативный потенциал.

Литература:

  1. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Аксенова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 377 с.
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  3. Раннее детство: познавательное развитие / Е. Б. Волосова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина. — М., 2000. — 151 с.
  4. Роджерс С.Дж, Доусон Дж., Висмара Л. А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. — 416 с.
  5. Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1–3 лет с проблемами в развитии / Авт.-сост. Т. Б. Кротова, О. А. Минина, А. В. Можейко и др. — М.: АРКТИ, 2010. — 80 с.
  6. Шафранская, А. И. Публичные выступления как способ совершенствования речевой профессиональной компетентности начинающего учителя-дефектолога / А. И. Шафранская. — Текст: электронный // https://www.art-talant.org: [сайт]. — URL: https://www.art-talant.org/publikacii/25874-statyya-na-temu-publichnye-vystupleniya-kak-sposob-sovershenstvovaniya-rechevoy-professionalynoy-kompetentnosti-nachinayuschego-uchitelya-defektologa (дата обращения: 12.10.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 236-238):
Часть 4 (стр. 209-273)
Расположение в файле:
стр. 209стр. 236-238стр. 273

Молодой учёный