В данной статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению специфики общения и взаимодействия матерей с детьми, имеющими отставание в речевом развитии в раннем возрасте. Результаты исследования подтвердили наши гипотезы, что дало возможность сделать выводы о том, что прослеживаются различия общения и взаимодействия матерей с детьми в двух группах (дети с отставанием в речевом развитии и без отставания в речевом развитии).
Данная статья будет интересна логопедам, дефектологам, игровым специалистам, специалистам по раннему развитию, психологам, а также родителям, дети которых испытывают речевые трудности.
Ключевые слова: ранний возраст, совместная деятельность, особенности взаимодействия, развитие речи.
Все процессы развития в раннем возрасте тесно связаны с развитием речи. Проблема речевого развития остается актуальной в настоящее время, поскольку речевые нарушения у детей являются распространенной проблемой, требующей специального внимания и поддержки.
Развитие речи перестраивает все психические процессы ребенка, идет развитие интеллекта, эмоционально-волевой сферы, полное изменение социальной ситуации развития. Этот период является сензитивным периодом для освоения ребенком речи, но так как речь является специфической человеческой функцией, то развитие речи возможно только при тесном взаимодействии ребенка с ближайшим окружением. Материнское общение и взаимодействие с ребенком является ключевым фактором в развитии речи.
Исследование, направленное на изучение общения и взаимодействия между матерью и ребенком именно в раннем возрасте, является очень важным моментом, так как именно в этом возрасте идет бурное развитие во многих сферах, а трудности, с которыми сталкиваются родители и специалисты в дальнейшем, как правило, вытекают из особенностей развития именно в этом возрасте.
Для изучения общения и взаимодействия матерей и их детей раннего возраста, нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось в кабинете детского коррекционно-развивающего центра в г. Пушкино. В исследовании приняло участие 32 диады (мать и ребенок раннего возраста с 1 год 10 мес. до 3 лет). Из них 11 девочек и 21 мальчик. 16 матерей с детьми, имеющими отставание в речевом развитии, и 16 матерей с детьми, не имеющими речевых проблем.
Для сбора данных использовались следующие психологические методики: «Опросник эмоциональных отношений в семье» Е. И. Захаровой (ОДРЭВ), «Родительское сочинение в форме незавершенных предложений» Г. В. Бурменская, Е. И. Захаровой, О. А. Карабанова) и видеонаблюдения игрового взаимодействия матери и ребенка.
Эмоциональная сторона детско-родительских отношений состоит из многих компонентов и все эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и данная методика позволила опосредованно выявить выраженность характеристики каждого компонента. Захарова Е. И. выделила 11 параметров эмоционального взаимодействия, которые разбиваются на три блока (блок чувствительности, блок эмоционального принятия и блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия). Благодаря этому методу удалось выявить дефициты характеристики эмоциональной стороны взаимодействия в каждой диаде и затем составить общую картину по группам диад.
Результаты по выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка в виде средних значений по основной (дети с речевыми проблемами) и контрольной группе (дети без речевых проблем) представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Выраженность 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка в виде средних значений по основной (дети с речевыми проблемами) и контрольной группе (дети без речевых проблем)
Рис. 2 Сравнительная диаграмма по трем блокам показателей эмоциональной стороны материнского взаимодействия с ребенком в двух группах
Сравнительный анализ двух групп на диаграмме (рис. 2) показывает, что показатели по всем трем блокам выше в контрольной группе по сравнению с основной группой. Из чего мы делаем выводы, матери с детьми, у которых есть речевые проблемы, имеют больше дефицитов в эмоциональной стороне взаимодействия, чем матери с детьми, без речевых проблем. Что указывает на то, что эмоциональные стороны детско-родительского взаимодействия лучше развиты у матерей из контрольной группы.
«Родительское сочинение в форме незавершенных предложений» Г. В. Бурменская, Е. И. Захаровой, О. А. Карабанова направлена на: исследование особенностей детско-родительских отношений; описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка; сбор анамнестической информации, отражающую историю развития ребенка; выявление личностных особенностей самого родителя; выявление конфликтных зон в детско-родительских взаимодействии. Методика позволила выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя. Так же на основании полученных данных, с помощью этой методики мы определили тип детско-родительского взаимодействия, а именно: конфликтный; гармоничный; дистантный; первый доминантный — «доминирующий родитель — покорный ребенок», второй доминантный «доминирующий ребенок — потворствующий родитель».
Проведенный контент–анализ 32 родительского сочинения с общим количеством контент–единиц по выборке 960 позволил выявить значимые различия родительской позиции при различных типах детско-родительского взаимодействия в следующих блоках: «Образ ребенка» (представления родителей о «Я-реальном» и «Я-идеальном» ребенка) и «Образ отношений в семье».
Выраженность совместных занятий отмечено у 43,75 % матерей из основной группы и 75 % матерей из контрольной группы. Из них 18,75 % из конфликтного типа детско-родительского взаимодействия и 25 % из гармоничного типа детско-родительского взаимодействия в основной группе. Из них 6,25 % из конфликтного типа детско-родительского взаимодействия, 37,5 % из гармоничного типа детско-родительского взаимодействия, 12,5 % из типа детско-родительского взаимодействия «доминирующий ребенок — потворствующий родитель», и 18,75 % из типа детско-родительского взаимодействия «доминирующий родитель — покорный ребенок» в контрольной группе.
Причины трудностей во взаимоотношении с ребенком 68,75 % матерей из основной группы и 43,75 % матерей из контрольной группы видят в основном в истериках, капризах и нежелании слушаться. Из них только 18,75 % матерей приходится на гармоничный тип детско-родительского взаимодействия, а 26 % разделили между собой конфликтный, «доминирующий родитель — покорный ребенок», и «доминирующий ребенок — потворствующий родитель» типы детско-родительского взаимодействия, в контрольной группе. В основной группе этот показатель распределяется по типам детско-родительского взаимодействия равномерно.
Желание иметь «удобного ребенка» (чтобы меня радовал, был красивым, веселым, спокойным и т. д.) прослеживается у 37,5 % матерей из основной группы и у 6,25 % матерей из контрольной группы. Из них, в основной группе, 18,75 % из конфликтного типа детско-родительского взаимодействия; 12,5 % из типа детско-родительского взаимодействия «доминирующий родитель — покорный ребенок», и 6,25 % из гармоничного типа детско-родительского взаимодействия.
Полученные данные для наглядности представлены на рисунке 3.
Рис. 3 Сравнительная диаграмма касательно ожиданий, направленных на будущее согласно типам детско-родительских отношений в двух группах
В основной группе, 37,5 % матерей из гармоничного и дистантного типа детско-родительского взаимодействия, 62,5 % матерей из типа детско-родительского взаимодействия конфликтного и «доминирующий родитель — покорный ребенок». В контрольной группе, 50 % из гармоничного типа детско-родительского взаимодействия, 31,25 % в доминирующих (как со стороны ребенка так и матери) типах детско-родительского взаимодействия; 18,75 % в конфликтном типе детско-родительского взаимодействия.
Данные показатели говорят нам о том, что у матерей из основной группы из конфликтного и доминируемого типа детско-родительского взаимодействия недостаточно реалистичные ожидания. У матерей из контрольной группы прослеживаются более реалистичные ожидания касательно их детей в будущем, и из гармоничного и конфликтного типа детско-родительского взаимодействия.
Рис. 4. Сравнительный анализ наиболее выраженных показателей детско-родительского взаимодействия по основной и контрольной группе
Рис. 5. Сравнительный анализ наиболее выраженных показателей детско-родительского взаимодействия по основной и контрольной группе
Сравнительный анализ при различных типах детско-родительского взаимодействия в двух группах показывает, что существуют значительные различия в образе ребенка и отношений с ним при различных типах детско-родительского взаимодействия матерей из разных групп. В целом можно сказать, что матери с детьми раннего возраста из основной группы беспокоятся о будущем детей в разрезе умственного развития (развитие речи очень сильно волнует) и здоровье. Матери с детьми раннего возраста из контрольной группы беспокоятся о режиме, о том, что могут как то плохо повлиять на воспитание, и о том что их дети в будущем встретятся с чем то очень нехорошим. Достижение глобальных целей волнует матерей из основной группы больше чем из контрольной, для вторых куда важнее счастье их детей. Если сравнивать отношение матерей по ориентации на эмоционально-личностные особенности, то можно обнаружить, что в основной группе у матерей наблюдается слабая ориентация, матери больше ориентированы на внешние особенности детей (физическую активность, внешность, особенность развития, коммуникативные особенности, достижения). Для матерей из контрольной группы характерна ориентация на положительные личностные качества ребенка. Матери из основной группы чаще матерей из контрольной имеют амбивалентные высказывания касающихся качеств их детей. При анализе образа отношений в семье можно заметить, что в диадах из основной группы часто фигурирует формулировка «хорошие отношения», в диадах из контрольной же группы можно встретить много формулировок более эмоционально окрашенных «мы валяемся, дурачимся, любим друг друга», отмечается легкость в общении между матерями и их детьми.
Видеонаблюдение было направлено на изучение следующих сторон детско-родительских отношений и развития ребенка в целом: уровень игровой деятельности у ребенка; насколько тесный телесный контакт между матерью и ребенком; число инициатив направленных от матери к ребенку и от ребенка к матери; стиль взаимодействия между матерью и ребенком; поведенческая вовлеченность и со стороны матери и со стороны ребенка; настроение в диаде; отношение к ребенку в целом со стороны матери; тон голоса матери; поведение и адаптация ребенка; уровень активности и коммуникативная компетентность.
Продолжительность видеосъемки каждой диады в среднем 5 минут. У каждой диады был одинаковый набор игрушек: куклы с коляской, бизиборд, книжки, гараж с машинками, и одинаковая рекомендация — «поиграйте с ребенком так, как вы играете с ним дома».
По особенностям взаимодействия можно сделать следующие выводы: в основной группе, чаще, чем в контрольной, наблюдается отсутствие игровой деятельности у детей. Дети либо отбирали игрушки у матерей и убегали, либо молча наблюдали за действиями матери, либо переставляли игрушки с места на место. В основной группе чаще чем в контрольной можно заметить отсутствие звукового сопровождения игровых моментов, как со стороны матери, так и со стороны детей.
Тесный телесный контакт чаще встречается в группе контрольной. И мать и ребенок тянутся друг к другу, играют на одном уровне, делятся впечатлениями («дай пять», «иди, обниму»).
В контрольной группе также можно заметить, что детей увлекает большое количество игрушек, либо они отдают предпочтение определенным, тогда как в основной можно заметить, что нет особого интереса ни к одной из представленных игр. Дети из контрольной группы в большинстве своем более любопытные.
Хочется так же отметить, что матери из основной группы на консультации задавали больше вопросов чем матери из контрольной. Так же они во время видео — записи отвлекались на какие-то реплики в сторону специалиста, характеризовали особенности игры своих детей, отмечали их сложности, комментировали общее впечатление от процесса.
Число инициатив от матери к ребенку и от ребенка к матери, для удобства восприятия информации, решено было полученные данные отобразить графически (Рис. 6).
Рис.6. Сравнительная диаграмма по количеству инициатив в диадах в основной и контрольной группе
Дети из контрольной группы чаще обращаются к матери, чем дети из основной. Более выстроенное гармоничное взаимодействие чаще наблюдается у диад из контрольной группы там, где мама ждет инициативы от ребенка и поддерживает желание ребенка инициировать взаимодействие. Так же можно отметить, что в контрольной группе, по сравнению с основной, больше детей наблюдающих за своими матерями, старающихся повторить их действия, слова. В основной группе чаще встречается пассивное наблюдение со стороны детей, либо дети вообще не смотрят на своих матерей и занимаются своими делами. В контрольной группе наблюдающих за своими матерями, 15 детей, а в основной группе только 6 детей.
Следующим шагом мы провели критерий различий Манна-Уитни между основной и контрольной группами. Полученные данные: Uкр ≤ 60 (p≤0.01), Uкр ≤ 75 (p≤0.05), дают нам основание утверждать о том, что различие между группами достигает статистической значимости по двум параметрам: способность воспринимать состояние ребенка, понимание причин состояния ребенка (p≤0.05) всторону 2 группы, то есть контрольной группы.
Способность воспринимать состояние ребенка и понимание причин состояние ребенка входит в группу чувствительности по опроснику эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ) и выше проявляется у детей без речевых нарушений.
Для более глубоко изучения каждой группы мы провели корреляционный анализ Спирмена.
Полученные данные по основной группе: r s ≥ 0,487 ( p ≤0, 05); r s ≥ 0,623 ( p ≤0, 01) говорят нам о том, чтобыла получена положительная корреляция между возрастом ребенка и параметром способность воспринимать состояние ребенка (p≤0, 05).Можно предположить, что чем старше ребенок с речевыми нарушениями становится, тем легче понять причины различных состояний ребенка.
Так же мы получили положительную корреляцию между числом инициатив со стороны матери и параметром эмпатия (p≤0, 05 ). Такая связь достаточно логична, так как высокий уровень эмпатии может помогать улавливать изменения у ребенка в эмоциональном состоянии и позволяет вовремяоказать необходимую поддержку. Более того, можно предположить, что у родителей детей с речевыми нарушениями развивает уровень эмпатии за счет необходимости уделять больше внимания своему ребенку.
Интересно, что по полученным результатам мы выявили отрицательную корреляцию между инициативой ребенка в сторону матери и параметром ориентация на состояние ребенка (p≤0, 05). То есть чем ниже ориентация на состояния ребенка, тем выше инициатива ребенка во взаимодействии. Ребенок проявляет активность, когда получает низкую вовлеченность в его эмоциональное состояние.
По полученным данным по контрольной группе: r s ≥ 0,487 ( p ≤0, 05); r s ≥ 0,623 ( p ≤0, 01) мы обнаружили корреляцию между числом инициатив со стороны ребенка в сторону мамы и параметром ориентация на состояние ребенка (p≤0, 05).
При сравнении с основной группой мы получаем положительную корреляцию между показателями. Можно сделать вывод, что в ситуации с детьми без речевых нарушений число инициатив будет возрастать в зависимости от ориентации родителя на ребенка. То есть для такого ребенка важно подкрепление положительным опытом и вовлеченностью со стороны родителя, когда как ребенку с речевыми нарушениями высокая ориентация на него будет снижать его активность в сторону родителя.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
- Проведенный анализ имеющихся данных по вопросу психологических условий развития речи в раннем возрасте показал, насколько актуально данное исследование. Эта актуальность продиктована выявленными в этой работе большим разнообразием психологических условий, которые способствуют развитию речи у ребенка раннего возраста.
- Стоит так же обратить внимание на изменение отношения к игровому взаимодействию между матерью и ребенком, и в игре и в развитии в общем. Игра ушла на второй план из-за продиктованной моды на раннее развитие и обучение. Приведенные данные в этой работе о развитии игровой деятельности у ребенка показывают, насколько важным является это психологическое условие для развития речи.
- Матери с детьми, у которых есть речевые проблемы, имеют больше дефицитов в эмоциональной стороне взаимодействия, чем матери с детьми, без речевых проблем.
- По итогам анализ методики «Родительское сочинение в форме незавершенных предложений» Г. В. Бурменская, Е. И. Захаровой, О. А. Карабанова нами выявлено, что среднее значение выше у матерей из основной группы по таким показателям как:
— страхи и опасения матерей касательно особенностей развития речи;
— причины трудностей во взаимоотношении с ребенком — истерики;
— желание иметь «удобного ребенка».
- Желание иметь «удобного ребенка», прослеживается больше у матерей из основной группы, матери из этой группы не готовы были к тем трудностям, с которыми столкнулись.
- Сравнительный анализ при различных типах детско — родительского взаимодействия в двух группах показывает, что существуют значительные различия в образе ребенка и отношений с ним при различных типах детско-родительского взаимодействия матерей из разных групп.
- Существуют различия между основной и контрольной группой по параметрам способность воспринимать состояние ребенка, понимание причин состояния ребенка в сторону контрольной группы (p≤0, 05).
- Выявлена отрицательная корреляция между числом инициатив со стороны ребенка в стороны матери имеет отрицательную корреляцию с параметром ориентация на состояние ребенка в семьях с отставанием речевого развития.
Литература:
- Авдеева Н. Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития // Психологическая наука и образование. — 2019 Т. 24 № 2.
- Белогай К. Н., Сонина Н.А Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами // Л. И. Божович и современная психология личности: тез. междунар. науч. конф. — М. — 2008.
- Исенина Е. И. Качества родителя и развитие речи у детей (младенческий и ранний возраст) // Международная конференция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». — М., 1996.- 358 с.
- Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. — 1961. — № 3.
- Шахбаззаде, Э. А. Проблема исследования раннего развития детей // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1).