Особенности эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с психосоматическими расстройствами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Чекушина, М. В. Особенности эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с психосоматическими расстройствами / М. В. Чекушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 514-517. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85931/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора материнско-детских отношений на формирование психосоматических расстройств у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются особенности эмоционального взаимодействия матерей в возрасте от 32 до 50 лет, воспитывающих детей с психосоматическими расстройствами старшего дошкольного возраста. Определены проблемные компоненты для разработки мероприятий перспективного психологического сопровождения женщин, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с психосоматическими расстройствами.

На выборке матерей здоровых детей и детей с психосоматическими расстройствами со стороны ЖКТ, дыхательной системы, кожи и мочеполовой системы с помощью психодиагностических процедур, сбора медицинского анамнеза изучены особенности эмоциональной стороны материнско-детского взаимодействия. Эмпирически доказано, что в характеристиках эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей с различными психосоматическими расстройствами значимо ниже уровень безусловного принятия, способность воспринимать психоэмоциональное состояние ребенка, отношение к себе как к родителю, стремление к телесному контакту и умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка по сравнению с матерями, воспитывающими здоровых детей.

Ключевые слова: эмоциональное взаимодействие матерей, характеристика компонентов эмоционального взаимодействия матерей, психосоматические расстройства у детей, психологическое сопровождение.

Психосоматические расстройства у детей являются важной проблемой практического здравоохранения. Среди обращающихся за помощью в поликлинику 40–68 % детей страдают именно этими расстройствами [3]. В детском возрасте психосоматические соотношения чрезвычайно динамичны и изменчивы, а потому сложны для диагностики и лечения.

Возникновение и дальнейшее развитие ПСР приводит к становлению большинства патологических состояний, что требует максимально ранней диагностики и коррекции этих расстройств.

Под психосоматическими расстройствами мы понимаем расстройства функций органов и систем, обусловленных психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально неполноценных или поврежденных висцеральных система [1].

Среди магистральных факторов риска развития психосоматических нарушений в различных психологических подходах [7] выделяется группа факторов, обусловленных качеством эмоционального участия матери в жизни ребенка, в поддержании психоэмоционального состояния ребенка, его психологического и соматического здоровья, в развитии регулятивных механизмов ребенка.

В различных психологических исследованиях [5, 6, 7] значимыми для формирования психосоматической патологии у ребенка называют такие особенности матери, как: высокая личностная тревожность; внутренняя конфликтность матери; преобладание в эмоциональной жизни отрицательных эмоций, склонность к доминированию, гиперопеке, сдерживанию негативных чувств, преобладание чувства вины; неустойчивость к стрессу, преобладание деструктивных стратегий разрешения проблемных ситуаций и конфликтов; собственный негативно окрашенный телесный опыт матери, связанный с особенностями прародительской семьи.

Поэтому важно изучить характеристику компонентов эмоционального взаимодействия матерей со своими детьми старшего дошкольного возраста, детерминирующих возникновение психосоматического расстройства.

Диагностика осуществлялась с помощью опросника «Детско- родительского эмоционального взаимодействия» (Захарова Е. И., 1996, 2002), позволяющего опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики в каждой конкретной диаде. Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенного в три блока. Блок чувствительности: способность воспринимать состояние ребенка, понимание причин состояния, способность к сопереживанию. Блок эмоционального принятия: чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком, безусловное принятие, отношение к себе как к родителю, преобладающий эмоциональный фон взаимодействия. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия: стремление к телесному контакту, оказание эмоциональной поддержки, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия, умение воздействовать на состояние ребенка. Для каждого показателя автором методики при ее апробации были подсчитаны средние и критериальные значения. Если в конкретной диаде показатель принимает значение ниже критериального, то мы можем вынести заключение о дефиците соответствующей характеристики эмоциональной стороны взаимодействия.

Для оценки состояния здоровья детей были использованы результаты медицинского обследования детей педиатром и узкими специалистами, углубленные интервью с матерями. Статистическая обработка данных осуществлялась методами одномерной статистики, а также с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни.

Исследование проводилось на базе детского сада «Журавушка» МАОУ «КУГ№ 1 Универс», частного детского сада «Карусель».

Выборка составила 60 человек: 30 детей в возрасте от 5,2 до 7,5 лет и 30 их матерей. Возраст матерей варьируется от 32 лет до 50.

5 детей основной группы имели психосоматические расстройства: со стороны ЖКТ (колит) — 2 детей, со стороны кожи (дерматит) — 1 ребенок, со стороны мочеполовой системы (нейрогенный мочевой пузырь) — 1 ребенок и со стороны дыхательной системы (рецидивирующий бронхит) — 1 ребенок. Контрольную группу составили 25 матерей здоровых детей (1 и 2 группа здоровья).

С целью более глубокого анализа характеристик компонентов эмоционального взаимодействия у матерей, воспитывающих детей с психосоматическими расстройствами и матерей здоровых детей были найдены средние значения по компонентам внутри каждой подгруппы испытуемых. В целом при сравнении средних показателей материнско-детского взаимодействия в двух группах женщин выявлено (табл. 1), что матери детей, имеющих в анамнезе психосоматические расстройства, характеризуются более низким уровнем показателей по большинству компонентов. Они не умеют адекватно воспринимать и распознавать психоэмоциональное состояние своего ребенка, испытывают затруднения с пониманием его причин. Матери не умеют предложить своему малышу помощь, поддержку в случае неудачи, промаха; они затрудняются в том, чтобы успокоить ребенка, снять его негативные аффективные проявления, переключить его на другие эмоции, деятельность. В итоге неадекватные действия матери усугубляют негативные эмоциональные проявления ребенка и еще больше искажают систему материнско-детского взаимодействия, становясь причиной соматических расстройств у ребенка. Они недостаточно принимают своего ребенка, что выражается в амбивалентных чувствах родителей в ситуации взаимодействия, трудностях безусловного принятия ребенка. Матери испытывают трудности с принятием себя в качестве родителя, порождая чувство некомпетентности, часто испытывают чувство вины, становятся неуверенными в своих требованиях, некритичными к ребенку [9]. У матерей, воспитывающих детей с ПСР, отмечается слабое стремление к телесному контакту с ребенком. Эмоциональный фон характеризуется преобладание негативных эмоций. Обращают на себя внимание также низкий уровень выраженности способности оказать эмоциональную поддержку ребенку, неумение ориентироваться на состояние ребенка при построении взаимодействия, неумение воздействовать на его эмоциональное состояние. Выявленные особенности поведения матерей могут быть обусловлены их личностными особенностями, особенностями эмоционального реагирования.

Для каждого компонента эмоционального взаимодействия были рассчитаны критерии Манна-Уитни.

Результаты проведенных расчетов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Особенности материнско-детского эмоционального взаимодействия

Показатели

Матери детей с ПСР

Матери здоровых детей

Среднее значение (М)

Критериальное значение ( N)

U — тест, p <0,05

Способность воспринимать состояние

3

3,78

4,22

3,7

0,047203*

Понимание причин состояния

2,6

3,2

3,85

3,2

0,210076

Эмпатия

2,72

3,12

3,39

2,8

0,075801

Чувства родителей в ситуации взаимодействия

2,52

3,6

3,9

3,3

0,117086

Безусловное принятие

2,92

3,44

3,84

3,2

0,012186*

Принятие себя в качестве родителя

2,56

3,36

3,78

3,1

0,016294*

Преобладающий эмоциональный фон

2,68

3,12

3,66

3,0

0,174526

Стремление к телесному контакту

2,56

3,3

4,03

3,3

0,016294*

Оказание эмоциональной поддержки

2,8

3

3,47

2,8

0,210076

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия

2,52

2,96

2,95

2,3

0,210076

Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка

2,68

3,28

3,8

3,2

0,036715 *

Звездочкой * выделены показатели, которые имеют статистически значимые различия. Жирным шрифтом выделены средние значения показателей компонентов эмоционального взаимодействия в группе матерей, воспитывающих детей с ПСР.

Подсчет критерия Манна-Уитни для оценки различий эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей с психосоматическими расстройствами и матерей здоровых детей по 11 показателям детско-родительского взаимодействия (методика ОДРЭВ Е. И. Захаровой) выявил достоверно значимые различия (p<0,05) по следующим показателям:

— способность воспринимать состояние ребенка (p=0,047203) (блок чувствительности). Причиной недостатка чуткости может являться низкая эмоциональность, холодность самой матери, особенности ее воспитания. Такая мать может или вообще не заметить состояние ребенка или оценить его неадекватно, что является серьезной преградой к построению гармоничного взаимодействия. Большинство матерей способны сопереживать своему ребенку, но переживания матерей не учитывают состояния ребенка, причины данного состояния ими не анализируются, предлагаемое матерями взаимодействие часто не соответствует потребностям и переживаниям ребенка. Матери не сразу замечают, что ребенок расстроен; испытывают затруднения в понимании причин радости ребенка и его отношения к другим людям; не умеют чувствовать настроение ребенка.

— безусловное принятие (p=0,012186) (блок эмоционального принятия)

Безусловное принятие — это признание права ребенка быть таким, какой он есть, быть самим собой. Взаимодействие с ребенком в случае эмоционального принятия вызывает целую гамму положительных чувств и переживаний.

— отношение к себе как к родителю (p=0,016294)

Проблемы, сложности в воспитании ребенка нередко порождают у родителей чувство некомпетентности, родители чувствуют недостаточную эффективность своих воздействий. Негативные проявления ребенка относят на счет собственных ошибок в воспитании. Такие родители тяготятся чувством вины, становятся неуверенными в своих требованиях, некритичными к ребенку.

— стремление к телесному контакту (p=0,016294) (блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия)

Стремление родителей к телесному контакту с ребенком является важным показателем эмоционального отношения, поскольку стремление к близости с родителем, дающее ощущение безопасности и защищенности, является одной из основополагающих потребностей ребенка.

— умение воздействовать на состояние ребенка (p=0,036715)

Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка невозможно без правильного их понимания. Часто ребенок не может самостоятельно справиться со своим эмоциональным состоянием — регуляторные возможности ребенка еще очень несовершенны, и родитель берет на себя планирующе-регулирующую функцию: успокаивает, помогает снять аффективные проявления, «заражает» своей радостью, уверенностью, переключает на другие виды деятельности и эмоции. Неадекватные действия родителя могут усугубить негативные эмоциональные проявления ребенка, что может привести в конечном итоге к нарушению эмоциональных связей [8].

В ходе исследования удалось выявить значимые различия в особенностях материнско-детского эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих здоровых детей и детей с различными психосоматическими расстройствами. Подтверждено, что низкий уровень безусловного принятия ребенка, стремления к телесному контакту, умения оказывать эмоциональную поддержку, воздействовать на состояние ребенка со стороны матери, принятия себя в качестве родителя выступают фактором формирования психосоматических расстройств у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Антропов Ю. Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. — СПб.: Речь, 2002. — 560 с.

2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. — М.: Академический Проект, 2006. — 232 с.

3. Брязгунов И. П. и др. Психосоматика у детей. — М.: Психотерапия, 2009. — 480 с.

4. Вербианова О. М. Ценностные ориентации матери и развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста. Современное психолого-педагогическое образование. Красноярск, КГПУ, 2018. С. 25–28.

5. Исаев Д. Н. Отношение родителей и болезнь ребенка // Психология семьи и больной ребенок: хрестоматия / Д. Н. Исаев; сост. И. В. Добряков, О. В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2007. — С.150–151.

6. Исаев Д. И. Психосоматические расстройства у детей / Д. И. Исаев. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.

7. Лифинцева А. А. Психосоциальные факторы психосоматических нарушений у детей и подростков: автореф. дис.... канд. психол. наук. Москва, 2015.

8. Падун М. А. Регуляция эмоций и эмоциональная безопасность ребенка в семье [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 17–35. doi: 10.17759/jmfp.2017060203

9. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2. C. 1–11. doi: 10.17759/psyedu.2015070301

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, состояние ребенка, мать, телесный контакт, эмоциональное взаимодействие матерей, безусловное принятие, расстройство, эмоциональная поддержка, эмоциональное взаимодействие, дошкольный возраст.


Ключевые слова

психологическое сопровождение, эмоциональное взаимодействие матерей, характеристика компонентов эмоционального взаимодействия матерей, психосоматические расстройства у детей

Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Особенности психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра

Данная статья посвящена изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с Расстройством аутистического спектра. В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыков у д...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Нейропсихологический подход в развитии коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлена общая характеристика расстройств аутистического спектра. На основе теоретико-методологического анализа обоснована возможность и целесообразность применения нейропсихологического подхода в развитии коммуникативных навыков у детей...

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Комплексная реабилитация детей с расстройствами непсихотического уровня в условиях стационарного отделения

Одна из актуальных и социально-значимых проблем современной медицины — распространенность пограничных психических расстройств в детском возрасте, приводящих к нарушению их функционирования в социуме. За последние два десятилетия статистика выявленных...

Нейрокогнитивный дефицит как фактор нарушения навыков социального взаимодействия у детей с РАС

В данной статье исследуется влияние нейрокогнитивного дефицита на нарушения навыков социального взаимодействия. Авторы основываются на предположении о том, что чем выше степень дефицита когнитивных функций, тем более нарушены навыки социального взаим...

Психотравмирующие последствия переживания эмоционального насилия у женщин молодого и среднего возрастов

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение психотравмирующих последствий переживания эмоционального насилия в группах женщин молодого и среднего возрастов (17–33 и 33–40 лет), переживших эмоциональное насил...

Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Особенности психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра

Данная статья посвящена изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с Расстройством аутистического спектра. В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыков у д...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Нейропсихологический подход в развитии коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлена общая характеристика расстройств аутистического спектра. На основе теоретико-методологического анализа обоснована возможность и целесообразность применения нейропсихологического подхода в развитии коммуникативных навыков у детей...

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Комплексная реабилитация детей с расстройствами непсихотического уровня в условиях стационарного отделения

Одна из актуальных и социально-значимых проблем современной медицины — распространенность пограничных психических расстройств в детском возрасте, приводящих к нарушению их функционирования в социуме. За последние два десятилетия статистика выявленных...

Нейрокогнитивный дефицит как фактор нарушения навыков социального взаимодействия у детей с РАС

В данной статье исследуется влияние нейрокогнитивного дефицита на нарушения навыков социального взаимодействия. Авторы основываются на предположении о том, что чем выше степень дефицита когнитивных функций, тем более нарушены навыки социального взаим...

Психотравмирующие последствия переживания эмоционального насилия у женщин молодого и среднего возрастов

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение психотравмирующих последствий переживания эмоционального насилия в группах женщин молодого и среднего возрастов (17–33 и 33–40 лет), переживших эмоциональное насил...

Задать вопрос