Статья посвящена анализу по результатам исследования особенностей психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста. Нами было организовано эмпирическое исследование психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста за счет формирования выборки участников исследования, определения методов исследования, подбора методов математической статистики.
Ключевые слова: родительская позиция, ранний возраст, ребенок, принятие матерью, отношение, благополучие ребенка.
Работа основана на теоретических данных по проблеме материнства: философские и психологические данные о материнстве (В. И. Брутман, Д. В. Виникотт, Г. Г. Филиппова, Р. В. Овчарова.), теории детско-родительских отношений (А. С. Варга, В. И. Дружинин, А. С. Спиваконская), концепции психических состояний (Л. В. Куликов), идеи родительсва как возрастно-психологического феномена (Е. И. Захарова), исследования эмоционального выгорания матерей в отношениях с детьми (Л. А. Базалева).
Методы исследования:
– теоретический анализ литературы по проблеме исследования, включающий в себя анализ монографий, научных статей, результатов эмпирических исследований, анализ диссертационных исследований по проблеме материнства;
– эмпирические методы, основой которых явились методы психодиагностического сбора данных — стандартизированные психодиагностические методы (Опросник «Шкала ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю.Л Ханина», Опросник «Степень принятия родительской позиции» (Е. И. Захарова); Методика определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л. В. Куликов)).
Статистические методы (описательная статистика, методы сравнительного анализа — U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ — критерий Спирмена), данные были проанализированы при использовании пакета SPSS for Windows.
Выборку эмпирического исследования составили 20 матерей младенцев (возраст ребенка от 5 до 11 месяцев) и 20 матерей детей раннего возраста (возраст ребенка от 1,5 года до 3 лет).
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при планировании и организации работы с матерями младенцев и детей раннего возраста: медицинскими, социальными работниками, психологами.
Теоретическая значимость исследования. В ходе теоретического анализа была проведена обработка и систематизация теоретических данных, отражающих особенности материнства как социально-психологического феномена и структурирована информация по проблеме психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста.
Проанализировав теоретические походы поставленной проблемы, мы предположили, что одним из факторов, с которыми могут быть связаны особенности психических состояний матерей является степень принятия ими родительской позиции. Выявлено, что в обеих группах по всем показателям степень принятия родительской позиции средняя. Однако, степень принятия родительской позиции у матерей младенцев в целом выше, чем у матерей детей раннего возраста. Также в обеих группах выше оказалась степень принятия показателя «необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка»; а ниже степень принятия показателя «отношение к заботе о ребенке, удовлетворению его потребностей». Также у матерей младенцев ниже степень принятия показателя «отношение к зависимости положения родителя», и выше степень принятия показателей «Отношение к необходимости поддерживать ребенка» и «Эмоциональное отношение к ребенку», чем у матерей раннего возраста.
Далее был проведен корреляционный анализ особенностей связи психических состояний с принятием родительской позиции среди матерей, воспитывающих младенцев.
Проанализировав значимые связи, оказалось, что чем выше степень принятия матерями младенцев родительской позиции к показателю необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка, тем выше ситуативная и личностная тревожность.
Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателю эмоциональной близости к ребенку, тем выше спокойствие, которое проявляется в ощущениях собственной силы, и возможностей. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к заботе о ребенке и необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей, отношения к зависимости положения родителя, отношения к руководству ребенком, с учетом крайней степени его беспомощности, эмоциональной близости к ребенку, тем выше устойчивость эмоционального тона матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателю необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей, тем выше удовлетворенность жизнью матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к зависимости положения родителя, необходимости учитывать потребности и интересы ребенка; отношения к руководству ребенком, с учетом крайней степени его беспомощности; эмоциональной близости к ребенку, тем более позитивное принятие себя матерью.
Чем выше степень принятия матерями детей раннего возраста родительской позиции кпоказателям: отношения к заботе о ребенке и необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей; необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка; эмоциональной близости к ребенку, тем выше стеническая реакция на возникающие трудности, больше запаса сил и энергии у матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к заботе о ребенке и необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей; необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка; отношения к необходимости поддерживать ребенка;близости к ребенку, тем выше спокойствие, которое проявляется в ощущениях собственной силы, и возможностей. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка; отношения к необходимости поддерживать ребенка, тем выше устойчивость эмоционального тона матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к руководству ребенком, с учетом крайней степени его беспомощности; отношения к необходимости поддерживать ребенка, тем более позитивное принятие себя матерью.
На основании приведенного анализа мы сделали вывод о том, чтоимеются значимые различия среди матерей младенцев и детей раннего возраста имеются только в степени принятии родительской позиции по показателям: отношения к необходимости поддерживать ребенка; отношения к ответственности родителя за поведение и благополучие ребенка; отношения к эмоциональной близости матери с ребенком.
Литература:
- Базалева, Любовь Александровна. Личностные факторы эмоционального «выгорания” матерей в отношениях с детьми: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Базалева Любовь Александровна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т]. — Краснодар, 2010. — 26 с.
- Захарова Елена Игоревна. Родительство как возрастно-психологический феномен: диссертация... доктора Психологических наук: 19.00.13 / Захарова Елена Игоревна; [Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова], 2017.- 367 с.
- Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния. Сост. и общ. ред. Л. В. Куликов. СПб: Питер, 2000.
- Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход. // Психологический журнал, 1998, № 5, с.84.