Рекомендации по социально-педагогическому сопровождению адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 17.05.2021

Статья просмотрена: 389 раз

Библиографическое описание:

Шпицер, О. Б. Рекомендации по социально-педагогическому сопровождению адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению / О. Б. Шпицер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80848/ (дата обращения: 18.11.2024).



Как известно, данный процесс адаптации охватывает непосредственно самого ребенка, его родителей и социального педагога, и от того, насколько каждая из сторон будет обладать необходимыми знаниями, будет зависеть конечный результат — спокойный и с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение ребенок.

Работа с родителями, чьи дети поступают в дошкольное учреждение, должна начинаться намного заранее до того, как дети поступят в сад. Еще в момент записи ребенка родители должны получить четкую информацию касаемо адаптационного периода, что лично каждый из родителей может сделать, чтобы облегчить данный процесс.

Родители должны предупредить социального педагога о возможных особенностях адаптации детей к новым условиям детского сада. Также в обязательном порядке они должны рассказывать педагогу, как ребенок ведет себя дома. Если ребенок заранее приучен к режиму дня, который будет в детском саду, если он умеет проситься в туалет, приучен к разнообразной пище, умеет обращаться с игрушками, способен хотя бы к непродолжительному контакту с другими детьми, не испытывает к ним боязни, доверяет педагогу, то большинство проблем, которые связаны с процессом адаптации, возможно избежать.

Если же родители не подготовили ребенка к дошкольному учреждению, он испытывает определенные нарушения со стороны нервной системы (перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция и т. п.), что, к сожалению, встречается все чаще, или страдает хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то процесс его адаптации к детскому саду будет затруднен.

Анализируя результаты исследований, было выявлено, что многие дети оказались не подготовлены к посещению детского сада и столкнулись со следующими проблемами:

– несовпадение режима дня;

– страхи по отношению к воспитателям;

– проблема во взаимоотношении со сверстниками;

– проблема с приемом пищи и сна;

– скованность, трудности включения в деятельность при прямом обращении;

– плаксивость, обидчивость, истерики у детей.

Видится необходимым разработка рекомендаций по организации адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении.

Таблица 1

Рекомендации для воспитателей

Проблема

Пути решения

страхи по отношению к воспитателям

Каким бы не было отношение ребенка к педагогу, рекомендуется ненавязчиво показывать ему заботу, помогать, оказывать поддержку и утешение.

Необходимо помнить, что определенные особенности внешнего вида педагога могут вызвать у ребенка страх и неприятия — будь то непривычный рост, громкий голос, резкость в движениях, излишняя суета, длинные ногти, детали одежды. Необходимо учитывать данные нюансы и максимально их уменьшить при общении с ребенком.

Необходимо обеспечить благоприятное взаимодействие ребенка с новым взрослым, оно должно приносить ему положительные яркие эмоции, вызывать доверие.

проблема во взаимоотношении со сверстниками

Встречать радостно каждого ребенка, особенно испытывающего страх: «Дети, посмотрите, кто к нам пришел! Мы давно тебя ждем, будем вместе играть».

Использовать в общении с детьми яркие игрушки, занятия с ними помогают стабилизировать эмоциональное состояние тревожного ребенка, вовремя и к месту подобранные игрушки помогают отвлечь от грустных переживаний, организовать деятельность, привлечь к ребенку внимание других детей.

Не стоит настаивать на игровом общении с конкретным человеком или другими детьми. Рекомендуется вовлекать его в общие подвижные игры, где воспитатель-педагог выступает в роли мамы — мамы-курочки, мамы-козы, мамы-кошки, что создаст дополнительную опору для того, чтобы ребенок сумел дождаться маминого прихода вечером.

скованность, трудности включения в деятельность при прямом обращении

Рекомендуется чаще помогать ребенку чувствовать безопасность, постоянно изыскивать способы, которые будут вселять в него уверенность, чувство успешности в различной деятельности, помогать справляться в бытовых делах. Любому ребенку требуется веселый, оптимистичный, умеющий сочувствовать и соучаствовать взрослый, который способен поддержать его как в эмоциональном, так и физическом плане.

Чаще использовать телесный контакт — поглаживания, объятия, прикосновения, усаживания на колени и пальчиковые игры.

плаксивость обидчивость, истерики у детей

Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом думать, что предпринять.

Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Нужно контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию.

Для борьбы с истериками ребёнка, взрослым нужно уметь сохранять спокойствие.

Необходимо стараться понять что хочет ребенок, предугадывать его потребности, тем самым это вызовет у него радостное чувство и прилив сил.

Рекомендуется применять косвенные методы влияния — переключать внимание с острых переживаний на стихи, потешки, песенки, других детей

С первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении, педагог должен стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей, смягчить трудности перехода от домашнего (разного у всех) к общественному (одинаковому для всех) образу жизни. Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первый месяц, когда адаптация малышей к новым условиям доставляет им столько неприятных моментов.

Таблица 2

Рекомендации для родителей

Проблема

Пути решения

несовпадение режима дня

Необходимо проанализировать режим дня ребенка и при необходимости скорректировать его таким образом, чтобы расписание привычных занятий совпадал с режимом дня дошкольного учреждения. При необходимости разработать новый режим дня.

проблема с приемом пищи и сна

Приблизить домашний режим питания и сна к тому, что будет в детском саду.

Научить самостоятельно пользоваться ложкой, аккуратно пить из чашки.

Укладываться с приемом пищи во временные рамки.

трудности в общении с детьми и взрослыми

Познакомьте ребенка с другими детьми на площадке, в песочнице. Предлагайте ему поиграть вместе с ними, приучайте просить, а не отнимать игрушки, меняться игрушками. Дома спрашивайте малыша, как он играл с детьми, как их зовут.

Старайтесь, чтобы ребенок имел возможность общаться со взрослыми, умел обращаться к ним с просьбой. Учите его здороваться и прощаться со взрослыми, выражать благодарность («спасибо», «пожалуйста»), выполнять элементарные правила поведения в помещении и на улице.

страхи по отношению к воспитателям и детскому саду

Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду. Рассказывайте при ребенке родственникам, знакомым о том, что вам повезло: его приняли в очень хороший детский сад! Не обсуждайте проблемные вопросы, связанные с садом, в присутствии ребенка. Никогда не пугайте малыша детским садом! Накануне поступления ребенка в детский сад ведите себя спокойно, ведь ваша тревожность передается ему, что может отрицательно воздействовать на процесс адаптации.

В сложный период привыкания малыша к детскому саду социальный педагог часто выступает не только в качестве консультанта, но и посредника, цель которого — установить более тесный контакт родителей с воспитателем и детьми.

Социальный педагог изучает (по разрешению всех членов семьи) психологическую атмосферу в семье, выявляет причины, которые могут вызвать сложности при адаптации ребенка, и проводит соответствующую коррекционную работу. Исходя из индивидуальных особенностей детей, он совместно с воспитателем может составить индивидуальную программу работы с каждым ребенком, вести работу по формированию у малышей навыков социального общения и позитивного отношения к себе.

Всю работу по сопровождению детей к новым условиям дошкольного учреждения целесообразно осуществлять поэтапно.

Таблица 3

Работа социального педагога

Этап

Содержание работы

первый (подготовительный) этап

Предполагает мероприятия по повышению профессионального мастерства воспитателей, работу с семьей, сбор информации о ребенке, помощь в подборе игрушек и создания предметной среды.

Задачи социального педагога на данном этапе можно условно разделить на шесть групп:

– психологическое просвещение педагогического коллектива и родителей;

– составление подвижного графика поступления детей в группу;

– создание банка данных о детях, испытывающих трудности;

– профилактика возможных эмоциональных нарушений у детей;

– выявление проблемных семей, родителей «группы риска» в целях социально-психологической поддержки;

– помощь воспитателям в подборе игрового инструментария.

Второй (основной) этап

Сложный и длительный этап. Усилия направлены на обеспечение наиболее благоприятного психологического климата в адаптационной группе, проведение интеграционных игр на сплочение детского коллектива.

Большое количество времени на основном этапе отводится консультированию родителей. На первый план выступает взаимодействие с родителями на основе диалога.

Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад», «С детьми работают…", «Детские капризы», «Детская самостоятельность» и т. д.

Третий (заключительном) этапе

Осуществляется анализ процесса адаптации детей к дошкольному учреждению, обследование их эмоционального состояния, включенности в воспитательно-образовательный процесс; анализ причин эмоционального неблагополучия, выработка индивидуальных рекомендаций.

В обязанности социального педагога входит не только умение координировать усилия между воспитателями при реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, но и грамотное взаимодействие с другими специалистами. Воспитателям, как и родителям, не всегда удается облегчить процесс привыкания малышей к условиям дошкольного учреждения. Нередко это связано с тем, что в группу одновременно поступает несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним. Обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку воспитателю помогает социальный педагог и педагог-психолог дошкольного учреждения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольное учреждение, социальный педагог, воспитатель, родитель, прием пищи, проблема, процесс адаптации, дошкольное образовательное учреждение.


Похожие статьи

Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении

Система работы дошкольной образовательной организации по ранней профориентации дошкольников

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе

Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Особенности формирования социальных способностей детей при переходе от дошкольной ступени к начальному образованию

Похожие статьи

Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении

Система работы дошкольной образовательной организации по ранней профориентации дошкольников

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе

Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Особенности формирования социальных способностей детей при переходе от дошкольной ступени к начальному образованию

Задать вопрос