Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития
Автор: Шкаева Людмила Григорьевна
Рубрика: Психологическая служба
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.
Дата публикации: 03.02.2024
Статья просмотрена: 56 раз
Библиографическое описание:
Шкаева, Л. Г. Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития / Л. Г. Шкаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8959/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития.Внастоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные с неразвитостью некоторых компонентов школьной готовности, а детский сад совместно с родителями могут предупредить их появление и развитие, при необходимости скорректировать какие-то качества и процессы.
Ключевые слова: задержка психического развития, школьная дезадаптация, эмоционально-волевая сфера, высшие психические функции.
Переход ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу сопровождается рядом изменений в его жизни. Меняется сам образ жизни, распорядок дня, изменяются требования к ребёнку от родителей, добавляются требования от учителей. На этом этапе психика ребёнка испытывает определённую нагрузку.
Школьная дезадаптация — это психическое состояние ребенка, проявляющееся проблемами с дисциплиной, усвоением знаний, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. Вариантов проявления дезадаптации много, как и причин. Но в основе дезадаптации лежит невозможность ребенка принять новую роль и новую ситуацию развития, то есть приспособится к школьной среде. Как следствие, у школьника возникают проблемы с усвоением школьного материала, низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.
Дети с ОВЗ (а именно — с задержкой психического развития) составляют группу риска, подверженную школьной дезадаптации.
Работая с детьми дошкольного возраста, имеющими особые возможности здоровья, сталкиваюсь с проблемой качественной подготовки дошкольников к переходу на новую ступень образования, через коррекцию недостатков в развитии, профилактику возникновения вторичных нарушений, всестороннее развитие личности.
Развитие эмоционально-волевой сферы и профилактика школьной дезадаптации детей дошкольного возраста — важнейшая задача педагога-психолога ДОО, особенно в группе воспитанников с задержкой психического развития, где воспитываются ребята с различными особенностями развития.
В сфере деятельности и общения к главным составляющим к готовности к школьному обучению относятся формирование предпосылок к учебной деятельности, когда ребёнок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознаёт способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослого.
Проблема профилактики школьной дезадаптации затрагивает всех участников образовательного процесса, поэтому были использованы различные формы взаимодействия:
— работа педагога-психолога с родителями;
— работа с педагогами;
— работа по профилактике школьной дезадаптации с дошкольниками.
Работа с родителями.
Главным в процессе воспитания детей с ЗПР является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. Заключение «задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает.
Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: «Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что же делать дальше?».
В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.
Одной из основных задач педагога-психолога является обучение родителей детей с ЗПР тому, как и чему учить ребёнка дома. Главное — родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный). Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам.
При взаимодействии с семьями воспитанников использовались такие формы работы, как родительские собрания: «Ребёнок с ОВЗ. Понять и воспитать», «Коррекция страхов при помощи игры», «Игра-ведущая деятельность дошкольника. Учимся играть по правилам».
В папках-передвижках пополнялся материал для родителей: «Терапевтическая сказка для ребёнка», «Сверхподвижный ребенок», «Агрессивный ребенок», «Готовность к школе», «Формируем культурно-гигиенические навыки у детей», Бытовой труд как средство формирования самостоятельности ребёнка», «Расширяем кругозор», «Капризы и упрямство», «Расскажу о школе».
Были проведены индивидуальные консультации по результатам диагностики ЭВС и ВПФ, подбор маршрута сопровождения ребёнка, мини-тренинги с родителями и детьми: «Ребёнок с ОВЗ. Понять и воспитать», «Учимся понимать друг друга» (тренинг в 2 занятия), «Играем и соблюдаем правила» (мини-тренинг с родителями и детьми)».
Результатом данной работы с родителями стало успешное вовлечение их в образовательный процесс, домашнее обучение детей играм по правилам (ходилки, шашки, шахматы и др. игры), приобщение детей к домашнему труду (уход за цветами и животными, сервировка стола, вытирание пыли, мытьё и стирка игрушек и т. д.), и, как и прогнозировалось — это способствовало развитию самоконтроля и произвольности поведения, волевых качеств, улучшило детско-родительские отношения.
Работа с педагогами.
Педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности. Воспитатели нуждаются в психолого-педагогической поддержке на пути к профессиональному и личностному росту, приобретению опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения.
Совместно с педагогами были составлены маршруты сопровождения детей с ОВЗ, совместная работа была направлена на снижение аутистических проявлений, тревожности и негативизма, развитие коммуникативных навыков, овладение культурно-гигиеническими навыками, формирования навыков труда посредством игровой деятельности.
Были проведены консультации: «Трудовая деятельность дошкольников», «Развиваем ребенка вместе», «Кризисы дошкольного детства и их профилактика», «Игры по правилам как средство развития самоконтроля дошкольника», «Психологическая готовность к школе», «Игра — ведущая деятельность дошкольника», «Метод активного слушания» и т. д.
Педагогами была разработана и использована программа для развития трудовой деятельности в группе, развитию игровых навыков. Особое внимание уделялось играм по правилам.
В результате педагоги, расширяя свои знания, изучая опыт коллег, повышают свое профессиональное мастерство. Имеют необходимый набор знаний, методов и средств работы с дошкольниками с особенности в развитии. Эффективно проводят работу по профилактике школьной дезадаптации выпускников ДОО.
Работа с детьми .
Многие трудности школьной адаптации детей с задержкой психического развития обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
Поэтому выбрала как основные направления при психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития считаю следующие:
— смягчение эмоционального дискомфорта;
— повышение активности и самостоятельности;
— устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
С этой целью мной была разработана и использована картотека игр с дошкольниками, способствующая развитию произвольности поведения, коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и игровых форм взаимодействия. Игры из картотеки использовались в индивидуальной работе воспитателя с детьми по рекомендации педагога-психолога. В результате использования игр из картотеки у детей наблюдались положительные изменения в поведении, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Был разработан макет взаимодействия педагога-психолога с детьми ЗПР. В данном макете использованы все направления работы педагога-психолога с детьми ЗПР, учтены все особенности:
- детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
- они нуждаются в большом количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому многие игры ежедневно повторяются, тем самым ребятам предоставляется возможность действовать неоднократно в одних и тех же условиях.
- интеллектуальная недостаточность детей с ЗПР проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Поэтому задания дробятся поэтапно и усложняются постепенно.
- любое проявление искреннего интереса к персонажу, игре ценится мною особо высоко, так как отражает одним из немногих источником чувств, необходимым для формирования у ребёнка позитивного восприятия себя и других.
Данная модель представляет собой пластичный комплекс занятий и упражнений, направленный на повышение познавательного интереса, формирования произвольных форм поведения и навыков общения, развития психологических основ к учебной деятельности. При выстраивании данной тактики коррекции и использовании универсального макета игровой деятельности учитывается зона ближайшего развития каждого ребёнка группы.
Результатом использования данного подхода в группе ЗПР явилось формирование благоприятного эмоционального климата, сплочение группы, минимализация аутистических проявлений у ребят, снижение тревожности и агрессивности, успешное овладение детьми навыками общения и игровых форм взаимодействия не только с педагогом — психологом, но и с родителями, одногруппниками, педагогами (воспитателем, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором ФК), а вследствие этого — более успешным овладением АОП ДО. У ребят с ЗПР сформировалось положительное отношение к труду, умение действовать по правилам и лучше понимать игровую задачу. Как следствие дети — выпускники успешно адаптировались в начальной школе, родители были готовы к трудностям и информированы о способах преодоления этих трудностей.
Литература:
- Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. — М.: Аспект Пресс, 2001.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Речь, 2005.
- Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. — М.: ВЛАДОС, 2004.
- Шпак Л. Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни // «Социологические исследования». — 2011. — № 3. — С. 50–55.
Ключевые слова
школьная дезадаптация, эмоционально-волевая сфера, задержка психического развития, высшие психические функцииПохожие статьи
Диагностика первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития
Все учащиеся с задержкой психического развития испытывают более выраженные трудности в освоении учебной программы. Это связано с недостаточными познавательными способностями, специфическими нарушениями психологического развития, нарушениями в организ...
Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития
Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...
К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию
В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...
Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития
В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...
Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...
Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха
В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении
В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...
Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье рассматриваются виды памяти и их развитие у детей младшего школьного возраста, а также, какие виды памяти страдают в большей мере у детей с задержкой психического развития. В статье предложены варианты педагогической помощи со стороны педаго...
Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения
В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...
Проблемы развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет
В данной статье рассматривается проблема развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет, т. к. в системе школьного образования наблюдается усложнение программы обучения, что предъявляет более серьезные требования к п...
Похожие статьи
Диагностика первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития
Все учащиеся с задержкой психического развития испытывают более выраженные трудности в освоении учебной программы. Это связано с недостаточными познавательными способностями, специфическими нарушениями психологического развития, нарушениями в организ...
Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития
Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...
К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию
В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...
Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития
В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...
Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...
Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха
В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении
В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...
Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье рассматриваются виды памяти и их развитие у детей младшего школьного возраста, а также, какие виды памяти страдают в большей мере у детей с задержкой психического развития. В статье предложены варианты педагогической помощи со стороны педаго...
Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения
В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...
Проблемы развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет
В данной статье рассматривается проблема развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет, т. к. в системе школьного образования наблюдается усложнение программы обучения, что предъявляет более серьезные требования к п...