Тьютор как связующее звено во взаимодействии специалистов различного профиля в процессе обучения детей с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 378 раз

Библиографическое описание:

Воронова, В. В. Тьютор как связующее звено во взаимодействии специалистов различного профиля в процессе обучения детей с ОВЗ / В. В. Воронова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6876/ (дата обращения: 05.11.2024).



В данной статье рассматривается вопрос тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, роль, функции и цели в работе тьютера, как связующего звена между специалистами различного профиля в организации их совместной педагогической деятельности. Данная проблема рассматривается как в общих чертах, так и с привязкой к организации педагогической практики в МБДОУ № 67 города Белгорода.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, тьютор, тьюторское сопровождение, педагогическая деятельность, образовательный процесс, инклюзивное образование.

В настоящее время во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с ОВЗ.

Одним из наиболее важных условий успешности включения этих детей в жизнь социума, их развитие, воспитание и образование обусловлено наличием системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности тьюторское сопровождение.

Тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы [Герасименко Ю. А.].

Тьюторство — это уникальная педагогическая деятельность, которая направлена на создание благоприятной образовательной среды, разработку индивидуальных образовательных программ и сопровождение воспитанников в процессе инклюзии.

Но для нашей страны, и области в том числе, тьюторство является относительно новым феноменом (направлением педагогической деятельности).

Тьютор в составе педагогического коллектива, ведущего образовательный процесс с детьми с ОВЗ, играет важную роль и благодаря своим компетенциям, вносит важный вклад в достижение целей коррекционных мероприятий и всестороннего развития обучающихся, в зависимости от их индивидуальных особенностей развития и специфических образовательных потребностей.

Цель совместной деятельности педагогов — оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация процесса взаимодействия специалистов в условиях командной работы. Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

Для того чтобы добиться наиболее комплексного и эффективного решения различных задач обучения и воспитания детей с ОВЗ, а также проектировать индивидуальные образовательные маршруты, и что немало важно оказания психолого-педагогической поддержки семей с этими детьми, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллектива ДОУ и плодотворное взаимодействие специалистов различного профиля.

Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности тьюторское сопровождение, задача которого, включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду.

Профессиональные компетенции тьютора позволяют ему стать связующим звеном во взаимодействии специалистов различного профиля в целях достижения поставленных педагогических задач в процессе обучения детей с ОВЗ.

В целях обеспечения принципов инклюзивного образования в МБДОУ № 67 города Белгорода образовательная деятельность неизменно включает в себя тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Важность работы тьютора трудно переоценить, ведь перед ним стоит важная педагогическая цель, которая заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду нашего детского сада, и в дальнейшем оказании помощи этим детям успешно адаптироваться к жизни в обществе.

Основными функциями тьютора являются:

— помощь в оценке особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, и исходя из возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута сопровождения, в котором раскрывается программа по преодолению дефицитов развития и формированию новых компетенций.

— разработка инструментария для инклюзивного образования ребенка и ведение соответствующей документации (планирование практик по осуществлению тьюторского сопровождения и дневники) основываясь на наблюдениях за поведением ребенка.

— ведение занятий по различным направлениям индивидуальной программы ребенка.

В ключе взаимодействия тьюторов с узкими специалистами, для более результативного развития и воспитания ребенка с ОВЗ, тьюторы проводят индивидуальную коррекционную работу с тьюторантами, что документально закрепляется в журнале взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей, тьюторов группы компенсирующей направленности, а также в журнале посещения индивидуальных коррекционных занятий тьюторантами.

— применение в своей деятельности специальных методов обучения и воспитания.

— проектировка и организация предметно-игровой среды для конкретных игровых и образовательных ситуаций

Создание уголков развития мелкой и крупной моторики, уголков развития сюжетно-ролевой игры

Хотелось бы обратить внимание на процесс обучения в специально созданной сенсорной комнате, которая помогает успешно решать задачи адаптации и развития моторики и сенсорного восприятия. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

— создание условий безопасности окружающей среды — оценка и коррекция организации пространства в помещении, организация четкого режима дня

Например, для слабовидящих детей созданы специальные цветовые сигнальные знаки, также есть система обозначения для детей с проблемами ориентирования в пространстве

— создание открытого коммуникативного пространства для ребенка в социуме, развитие в ребенке стремления к самостоятельности

— способствование вовлеченности ребенка в организованную совместную деятельность, как участие в мероприятиях ДОУ, так и в регулярных занятиях, проводимых среди сверстников.

— проведение мониторинга уровней развития ребенка, рефлексия деятельности •координация педагогов и специалистов ДОУ в процессе внедрения и реализации индивидуальной программы развития

— консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ

Тьюторы ведут индивидуальные консультации для родителей и консультации по запросу родителей в образовательном учреждении, а также онлайн-консультирование родителей, помогают решать вопросы домашнего воспитания, обучения и развития ребенка дома.

Профессиональные компетенции тьютора позволяют ему стать связующим звеном во взаимодействии специалистов различного профиля в целях достижения поставленных педагогических задач в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ. Организация же взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Таким образом образовательный процесс для детей с ОВЗ, организованный в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода, включающий в себя обязательное тьюторское сопровождение и взаимодействие специалистов различного профиля, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Такой подход дает возможность добиваться поставленных в процессе обучения детей с ОВЗ педагогических задач максимально эффективно и комфортно для воспитанников.

Литература:

  1. Альманах тьюторских практик и технологий. Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2016. — 200 с. (Серия «Библиотека тьютора». Вып.7) 2016 г.
  2. Ковалева Т. М. Профессия «тьютор». Из серии Библиотека тьютора. Выпуск 2. Автор: Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Издательство М.: СФК-офис — 303 стр. Год: 2012
  3. Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве.Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2016. — 188с. — (Серия «Библиотека тьютора». Вып.6.) 2016 г.

Похожие статьи

Особенности отношения родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются особенности отношений родителей детей с ОВЗ и здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения отношений родителей к инклюзивному образов...

Тьюторское сопровождение в адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе

Основным предметом изучения в данной статье является роль тьютора в адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. Рассматриваются такие понятия, как «адаптация», «младший школьный возраст», «тьюторское сопров...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла

В связи с тем, что понятие инклюзивного образования приобрело широкое распространение, те учащиеся, которые раньше были переданы на обеспечение специализированных школ, теперь могут быть включены в общий образовательный поток. Однако достаточно часто...

К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.

Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству

Статья указывает на необходимость подготовки студентов вузов к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия. Так же раскрывает определение термина «сотрудничество», «педагогика сотрудничества». В статье выделены условия ...

Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка

В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...

Похожие статьи

Особенности отношения родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются особенности отношений родителей детей с ОВЗ и здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения отношений родителей к инклюзивному образов...

Тьюторское сопровождение в адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе

Основным предметом изучения в данной статье является роль тьютора в адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. Рассматриваются такие понятия, как «адаптация», «младший школьный возраст», «тьюторское сопров...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического цикла

В связи с тем, что понятие инклюзивного образования приобрело широкое распространение, те учащиеся, которые раньше были переданы на обеспечение специализированных школ, теперь могут быть включены в общий образовательный поток. Однако достаточно часто...

К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.

Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству

Статья указывает на необходимость подготовки студентов вузов к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия. Так же раскрывает определение термина «сотрудничество», «педагогика сотрудничества». В статье выделены условия ...

Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка

В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...

Задать вопрос