В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде. Анализируется влияние образовательной среды и педагогов на успешную социальную адаптацию детей с данными нарушениями.
Ключевые слова: социальная адаптация, младшие школьники, интеллектуальные нарушения, образовательная среда, социальная интеграция, коррекционная работа.
Создание оптимальных условий для социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями является важной задачей образования. У таких обучающихся снижена познавательная активность, что приводит к недоразвитию высших психических функций и средств общения, и усложняет их способность понимать социальные нормы, требования общества, а также приспосабливаться к ним и адекватно ориентироваться в изменяющейся социальной среде.
Актуальность проблемы обусловлена увеличением числа детей, требующих специализированных образовательных программ. Эффективная социальная адаптация в начальной школе представляет собой важное условие для последующей успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями. Недостаточное количество исследований в области социальной адаптации указывает на актуальность разработки и внедрения практических рекомендаций и программ для педагогов, и специалистов в области образования, направленных на улучшение социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями [2].
В настоящее время дети с интеллектуальными нарушениями получают образование в специальных и общеобразовательных школах, согласно ФГОС, которые поддерживают принцип инклюзивного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В этих стандартах выдвигается задача развития личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом современных требований общества, чтобы обеспечить успешную их социальную адаптацию и развить соответствующие социальные компетенции [3].
Социальная адаптация — это процесс, в ходе которого индивид осваивает основные нормы, ценности и обычаи социума, в котором он проживает, чтобы успешно функционировать в обществе. Включает в себя умение взаимодействовать с окружающими, участвовать в социальных структурах и следовать установленным правилам и общепринятым нормам поведения. Этот процесс включает как адаптацию индивидуального человека к социальным условиям, так и приспособление самого общества к его потребностям [4].
Социальная адаптация ребенка с интеллектуальными нарушениями — процесс активного приспособления ребенка, имеющего отклонения умственного развития к принятым в обществе правилам и нормам поведения. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества [6].
Социальные компетенции — это набор навыков, знаний и умений, необходимых для успешного взаимодействия и адаптации в обществе. Они включают умение эффективно общаться, разрешать конфликты, сотрудничать, проявлять эмпатию, адаптироваться к различным социальным ситуациям и правильно оценивать свои и чужие эмоции. Развитие социальных компетенций играет важную роль в социальной адаптации и успешной интеграции в общество [5].
Теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями:
- Экологическая модель. Этот подход сосредотачивается на взаимодействии ребенка и его окружения. Он подчеркивает значение социальных, культурных и структурных факторов, которые могут влиять на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В рамках этой модели особое внимание уделяется привлечению родителей, учителей, сверстников и других важных для ребенка людей в процессе адаптации.
- Модель социальной компетенции. Этот подход фокусируется на развитии социальных навыков и умений. Он подразумевает, что для успешной социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями необходимо активно работать над развитием коммуникативных способностей, умениями взаимодействия с окружающими, конфликтным разрешением и умением адаптироваться к различным социальным ситуациям.
- Модель социальной поддержки. Этот подход ориентирован на создание специальных условий и структурной поддержки для ребенка с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде. Он предполагает активное взаимодействие педагогов, психологов, специалистов по специальному образованию и родителей для создания подходящих условий и обеспечения необходимой помощи и поддержки в процессе социальной адаптации [1].
Каждая из этих моделей имеет свои сильные стороны и может быть полезной в контексте социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Работа в рамках этих подходов позволяет создать более эффективные и комплексные программы социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.
Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями включают:
— Трудности в коммуникациях. Некоторые дети могут испытывать трудности в установлении контактов с окружающими и выражении своих мыслей и эмоций.
— Ограниченные социальные навыки. Некоторые дети могут испытывать трудности в понимании социальных ситуаций, что может привести к изоляции или конфликтам с окружающими.
— Проблемы с самостоятельностью. Дети с интеллектуальными нарушениями могут испытывать трудности в повседневных навыках, таких как самообслуживание и управление своим поведением.
— Негативное отношение окружающих. Младшие школьники с интеллектуальными нарушениями могут быть подвержены негативным реакциям и стереотипам со стороны сверстников или взрослых, что осложняет их социальную адаптацию.
— Стресс и тревога. Некоторые дети могут испытывать стресс и тревожность, связанные с социальной средой и своими индивидуальными особенностями.
— Потребность в специализированной поддержке. Многим детям с интеллектуальными нарушениями могут потребоваться специальные методы обучения и подходы к социализации [2].
Для эффективной помощи младшим школьникам с интеллектуальными нарушениями в их социальной адаптации, педагогам необходимы специальные методы и подходы. Исследования показывают, что наличие индивидуализированной программы обучения, учитывающей их специфические потребности и способствующей развитию социальных навыков, является важным фактором успешной социальной адаптации. Кроме того, важно обеспечить поддержку со стороны педагогов, родителей и сверстников, чтобы создать благоприятную образовательную и социальную среду, способствующую адаптации и развитию ребенка.
Факторы, оказывающие влияние на успешность социальной адаптации, включают в себя индивидуальные особенности личности, уровень поддержки со стороны окружающих, общественное отношение к лицам с ограниченными возможностями, а также возможность получения качественного образования и доступ к социальным и культурным ресурсам [6].
Роль учителя и школы в социальной интеграции состоит в том, чтобы создать поддерживающую и включающую среду для всех учеников, в том числе и тех, у кого есть особенности или интеллектуальные нарушения. Учитель должен быть готов к индивидуализированному подходу к каждому ребенку, учитывая его потребности в обучении и социальной адаптации. Школа как институт играет важную роль в социальной интеграции, поскольку она является местом, где дети проводят большую часть своего времени. Она должна предоставить ресурсы и поддержку для создания благоприятной среды, где каждый ребенок может успешно обучаться, развиваться и взаимодействовать со сверстниками разного типа.
Роль учителя и школы в социальной интеграции также включает в себя содействие формированию уважения к различиям, поддержке дружеских отношений, и поощрению участия всех детей в образовательном процессе независимо от их особенностей [1].
Перспективы в организации коррекционной работы включают в себя развитие и внедрение инновационных методов и подходов, основанных на современных научных достижениях в области специального образования и коррекционной педагогики. Это также включает в себя углубленное изучение индивидуальных потребностей учащихся с особенностями и разработку персонализированных образовательных программ, предоставляющих им поддержку на всех этапах обучения.
Другими перспективами является укрепление сотрудничества между специалистами в образовании, медицинскими работниками, психологами, и родителями для более комплексного подхода к коррекционной работе. Это включает в себя обмен опытом, проведение совместных мероприятий и консультаций, чтобы улучшить общий результат.
Кроме того, важно развивать возможности для профессионального развития педагогов и специалистов в области коррекционной работы, обеспечивая им доступ к современной методической литературе, обучающим курсам и стажировкам. Это позволит им эффективнее реагировать на изменяющиеся потребности детей с особыми образовательными потребностями и сделать коррекционную работу более результативной.
Литература:
- Гаркуша Ю. Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями. Методическое пособие / Ю. Ф. Гаркуша, Г. Н. Кувшинова. — М.: Изд-во В. Секачев, 2008. — 132 с.
- Иванова, Н. Н. Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Иванова Н. Н.// Дефектология. — 2004.-№ 2. — С.27–32.
- Итекпаева, Н. Ю. Организация образовательной среды как фактор социализации детей младшего дошкольного возраста // Вестник науки. 2020. № 9 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obrazovatelnoy-sredy-kak-faktor-sotsializatsii-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 06.12.2023).
- Специальная психология в 2 т. Том 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.]; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 430 с.
- Тюрина, А. Л. Социальная адаптация детей с нарушениями интеллекта и тмнр в условиях интернатного учреждения // Вестник науки. 2023. № 10 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-s-narusheniyami-intellekta-i-tmnr-v-usloviyah-internatnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 06.12.2023).
- Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Л. М. Шипицына. — М.: Академия, 2012. — 224 с.