Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 8765 раз

Библиографическое описание:

Юхтанова, Е. А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью / Е. А. Юхтанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1831/ (дата обращения: 16.11.2024).



На протяжении последних лет происходит увеличение числа детей с умственной отсталостью, что в настоящее время составляет около 2,5 % от общей детской популяции [1].

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, которая имеет специфические отклонения в развитии и требует специальной квалифицированной психолого-педагогической помощи.

Категория «умственная отсталость» рассматривается с разных научных аспектов: медицинского, психологического, педагогического.

Так, в «Справочнике болезней» дефиниция «умственная отсталость» трактуется как группа стойких непрогрессирующих патологических состояний, которые различны по этиологии и патогенезу и проявляющиеся наследственным, врождённым или приобретённым в первые годы жизни интеллектуальным дефицитом, который приводит к социальной и трудовой дезадаптации [5].

Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяется четыре формы умственной отсталости: легкая умственная отсталость: F-70; умеренная умственная отсталость: F-71; тяжелая умственная отсталость: F-72; глубокая умственная отсталость: F-73 [6].

В зависимости от степени умственной отсталости, а также от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребенка определяются формы и методы его воспитания и обучения.

Цель статьи — охарактеризовать особенности формирования элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.

Вопросам обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью посвящены работы: А. А. Ватажиной, Л. C. Выготского, Т. А. Власовой, Х. С. Замского, С. Д. Забрамной, Т. Н. Исаевой, В. М. Мозгового, Б. И. Пинского, Е. А. Стребелевой, Г. В. Цикото, Л. M. Шипицыной и др.

Под умеренной умственной отсталостью рассматривается средняя степень психического недоразвития, интеллектуальный коэффициент при которой составляет 49–35 [4].

При умеренной умственной отсталости нарушены процессы познавательной деятельности. Мышление характеризуется конкретностью, непоследовательностью, тугоподвижностью, неспособностью к образованию отвлеченных понятий. Внимание отличается низким уровнем продуктивности и носит неустойчивый характер из-за быстрой истощаемости и отвлекаемости. Объем памяти невелик. При воспроизведении материала, который запечатлен, зачастую возникают искажения. Произвольное запоминание нарушено. Страдает как логическая, так и механическая память. С запаздыванием на 3–5 лет происходит развитие понимания и использования речи, окончательное развитие которой ограничено. Зачастую речь сопровождается дефектами, ей присущи: косноязычие и аграмматичность, бедность словарного запаса, который представлен преимущественно наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. Отстает развитие сенсорного восприятия, а именно: зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Часто имеют место аномалии зрения и слуха, задержка развития статических и локомоторных функций, что сказывается на нарушении координации, точности и темпе движений, которые замедленны, неуклюжи.

Г.Е Сухарева к наиболее характерным особенностям личности умеренно умственно отсталых детей относит: отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности, что сочетается с инертностью и тугоподвижностью [4, с. 72].

Специалисты отмечают, что у детей с умеренной степенью умственной отсталости имеют место ограничения в школьных успехах, однако при этом их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда чтению, письму и простейшему счету [1; 4].

Особенностями овладения детьми младшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости элементарными математическими представлениями является то, что у них не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они механически заучивают порядковый счет и с большим трудом овладевают конкретным счетом. Кроме того, для большинства детей этой категории переход к абстрактному счету недоступен [2, с.26].

По мнению М. Н. Перовой, обучение элементарным математическим представлениям детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью (F71) базируется на следующих принципах [2]: взаимосвязи обучения и воспитания;доступности;практической направленности обучения;индивидуального и дифференцированного подхода;расширения социальных связей;интегрированного обучения. Принцип коррекции познавательной деятельности, а также коррекция личности является ведущим в обучении детей данной категории.

Главная цель обучения математике детей с выраженным нарушением интеллекта — формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни [3, с. 383].

В процессе изучения программного материала по математике, ребенок приобретает знания, умения, навыки необходимые ему для ориентировки в окружающей действительности, а именно, во временных, количественных, пространственных, отношениях, а также для решения повседневных практических задач.

Без специально организованного обучения освоить элементарные математические представления учащимся с умеренной умственной отсталостью затруднено. Основным приемом в обучении считается использование практических ситуаций, в которых дети осваивают доступные для них элементы математики.

Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации. Так, в повседневной жизни необходимо, чтобы ребенок научился определять время по часам, различать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, рассчитаться за покупку в магазине, взять определенное количество продуктов для приготовления блюда.

Изучая цифры, дети закрепляют сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое[3, с.384].

Особое внимание уделяется выполнение заданий по математике на наглядном материале, имеющем практическую направленность для их социально-бытовой адаптации. Дети считают предметы на практическом материале, учатся называть и записывать числа в пределах программного материала, выполняют решение простейших задач в одно действие, действия с монетами и символами бумажных денег. Также, дети знакомятся с мерами длины, массы, времени, стоимости, объема.

Так, в повседневной жизни дети с выраженным нарушением интеллекта учатся накрывать стол на определенное количество детей в классе, в игровой ситуации накрывают стол для кукол, в быту делят конфеты, печенье и другие угощенья поровну между собой.

Очень сложны временные понятия для детей с выраженным нарушением интеллекта. Ознакомление детей с временными представлениями должно быть в строгой системе и последовательности.

Шипицына Л. М. рекомендует при изучении данной темы нужно [7] на каждом последующем году обучения уточнять и расширять понятия о времени, выделять время суток, учить знать время проведения всех режимных моментов. Для этого учебный день необходимо начинать с выяснения времени года, календарного числа, дня недели, дети считают все дни недели, называют их по порядку, говорят какой день недели, например, следует за четвергом, субботой и т. д. Чтобы легче усвоить порядок дней недели, отмечают их в календаре определенным цветом. Рекомендуется таким же цветом обозначить дни дежурства детей и расписание уроков.

Ознакомление детей с денежными знаками начинается с ранних этапов обучения счету. На уроках труда можно изготовить символы денег, сравнить их с оригиналами. Организация игровой деятельности в «Магазин», «Почту» помогают детям решать примеры и задачи, в которых числа имеют денежные наименования.

Занятия по формированию математических представлений могут состоять из нескольких частей, которые объединены логической связью на основе единого сюжета либо просто включать задания в некой последовательности.

В связи с замедленным характером младших школьников со средней степенью умственной отсталостью при обучении математическим представлениям следует планировать минимум материала для усвоения.

Для этой цели широко применяются яркие наглядные пособия, раздаточный дидактический материал; карточки с цифрами, денежными знаками и монетами; обучающие компьютерные программы.

На занятиях по математике применяется многократная повторяемость материала, постепенное усложнение заданий по мере усвоения.

Для формирования элементарных математических представлений на уроках используются фронтальная и индивидуальная формы работы с применением элементов изобразительной деятельности, конструирования, использования игровой формы, с активным применением дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Для развития познавательного интереса и деятельности занятие может начинаться с элемента сюрприза, игровых ситуаций.

Приведем примеры заданий по формированию элементарных математических представлений у младших школьников со средней степенью умственной отсталости.

Так, занятие на тему: «Число и цифра 1» содержит следующие задания:

  1. Нарисовать цифру «1» в воздухе правой (левой) рукой.
  2. Выложить цифру «1» из фасоли, найти ее в индивидуальных наборах.
  3. Достать из мешочка на ощупь цифру «1».
  4. Вылепить цифру «1» из пластилина.
  5. Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру «1», когда услышишь «один».

Занятие на тему: «Понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «крупный-мелкий» содержит следующие упражнения:

  1. Дидактическая игра «Грибы большие и маленькие»:

а) Разложить грибы по величине: большие — грузди, маленькие — опята.

б) Положить большие грибы под большие деревья, маленькие — под маленькие деревья.

в) Разложить грибы по корзиночкам: большие грибы — в большую корзину, маленькие — в маленькую.

  1. Практическая деятельность: сортировка пуговиц для рубашки по величине. Для больших петелек на рубашках — большие пуговицы, для маленьких — маленькие.
  2. Назвать вид одежды, для которой нужны самые большие пуговицы (пальто). Подобрать. Проверить.
  3. Индивидуальная работа. Закрепление. Определить на глаз на какую из двух рубашек надо пришить больше пуговиц, па какую рубашку — меньше, какой рубашке потребуются большие пуговицы, какой — маленькие [7].

Таким образом, формирование элементарных математических представлений у младших школьников со средней степенью умственной отсталости основывается на предметно-практической деятельности детей, которая носит коррекционно-развивающий характер и включает систему специальных упражнений с использованием дидактических игр, изобразительной деятельности, конструирования.

Литература:

  1. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. — СПб: Издательство «Дрофа», 2014. — 391 с.
  2. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М. Н. Перова. − М.: Издательство «ВЛАДОС», 2011. − 408 с.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) от 03.04.2015.
  4. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева.− М.: Издательство «ЭКСМО», 2012. — 230 с.
  5. Умственная отсталость [Электронный ресурс]: Справочник по болезням.–Режим доступа: http://diseases.academic.ru/732/ОТСТАЛОСТЬ_УМСТВЕННАЯ
  6. Умственная отсталость [Электронный ресурс]: Международная классификация болезней 10-го пересмотра. — Режим доступа: http://mkb-10.com/index.php?pid=4380
  7. Шипицина Л. М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта [Текст]. — СПб.: «Образование», 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, ребенок, младший школьный возраст, выраженное нарушение интеллекта, маленький, повседневная жизнь, представление, цифра, дидактическая игра.

Похожие статьи

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Похожие статьи

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Задать вопрос