Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью
Автор: Юхтанова Елена Алексеевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 10.01.2017
Статья просмотрена: 8794 раза
Библиографическое описание:
Юхтанова, Е. А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью / Е. А. Юхтанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1831/ (дата обращения: 17.12.2024).
На протяжении последних лет происходит увеличение числа детей с умственной отсталостью, что в настоящее время составляет около 2,5 % от общей детской популяции [1].
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, которая имеет специфические отклонения в развитии и требует специальной квалифицированной психолого-педагогической помощи.
Категория «умственная отсталость» рассматривается с разных научных аспектов: медицинского, психологического, педагогического.
Так, в «Справочнике болезней» дефиниция «умственная отсталость» трактуется как группа стойких непрогрессирующих патологических состояний, которые различны по этиологии и патогенезу и проявляющиеся наследственным, врождённым или приобретённым в первые годы жизни интеллектуальным дефицитом, который приводит к социальной и трудовой дезадаптации [5].
Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяется четыре формы умственной отсталости: легкая умственная отсталость: F-70; умеренная умственная отсталость: F-71; тяжелая умственная отсталость: F-72; глубокая умственная отсталость: F-73 [6].
В зависимости от степени умственной отсталости, а также от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребенка определяются формы и методы его воспитания и обучения.
Цель статьи — охарактеризовать особенности формирования элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Вопросам обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью посвящены работы: А. А. Ватажиной, Л. C. Выготского, Т. А. Власовой, Х. С. Замского, С. Д. Забрамной, Т. Н. Исаевой, В. М. Мозгового, Б. И. Пинского, Е. А. Стребелевой, Г. В. Цикото, Л. M. Шипицыной и др.
Под умеренной умственной отсталостью рассматривается средняя степень психического недоразвития, интеллектуальный коэффициент при которой составляет 49–35 [4].
При умеренной умственной отсталости нарушены процессы познавательной деятельности. Мышление характеризуется конкретностью, непоследовательностью, тугоподвижностью, неспособностью к образованию отвлеченных понятий. Внимание отличается низким уровнем продуктивности и носит неустойчивый характер из-за быстрой истощаемости и отвлекаемости. Объем памяти невелик. При воспроизведении материала, который запечатлен, зачастую возникают искажения. Произвольное запоминание нарушено. Страдает как логическая, так и механическая память. С запаздыванием на 3–5 лет происходит развитие понимания и использования речи, окончательное развитие которой ограничено. Зачастую речь сопровождается дефектами, ей присущи: косноязычие и аграмматичность, бедность словарного запаса, который представлен преимущественно наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. Отстает развитие сенсорного восприятия, а именно: зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Часто имеют место аномалии зрения и слуха, задержка развития статических и локомоторных функций, что сказывается на нарушении координации, точности и темпе движений, которые замедленны, неуклюжи.
Г.Е Сухарева к наиболее характерным особенностям личности умеренно умственно отсталых детей относит: отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности, что сочетается с инертностью и тугоподвижностью [4, с. 72].
Специалисты отмечают, что у детей с умеренной степенью умственной отсталости имеют место ограничения в школьных успехах, однако при этом их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда чтению, письму и простейшему счету [1; 4].
Особенностями овладения детьми младшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости элементарными математическими представлениями является то, что у них не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они механически заучивают порядковый счет и с большим трудом овладевают конкретным счетом. Кроме того, для большинства детей этой категории переход к абстрактному счету недоступен [2, с.26].
По мнению М. Н. Перовой, обучение элементарным математическим представлениям детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью (F71) базируется на следующих принципах [2]: взаимосвязи обучения и воспитания;доступности;практической направленности обучения;индивидуального и дифференцированного подхода;расширения социальных связей;интегрированного обучения. Принцип коррекции познавательной деятельности, а также коррекция личности является ведущим в обучении детей данной категории.
Главная цель обучения математике детей с выраженным нарушением интеллекта — формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни [3, с. 383].
В процессе изучения программного материала по математике, ребенок приобретает знания, умения, навыки необходимые ему для ориентировки в окружающей действительности, а именно, во временных, количественных, пространственных, отношениях, а также для решения повседневных практических задач.
Без специально организованного обучения освоить элементарные математические представления учащимся с умеренной умственной отсталостью затруднено. Основным приемом в обучении считается использование практических ситуаций, в которых дети осваивают доступные для них элементы математики.
Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации. Так, в повседневной жизни необходимо, чтобы ребенок научился определять время по часам, различать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, рассчитаться за покупку в магазине, взять определенное количество продуктов для приготовления блюда.
Изучая цифры, дети закрепляют сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое[3, с.384].
Особое внимание уделяется выполнение заданий по математике на наглядном материале, имеющем практическую направленность для их социально-бытовой адаптации. Дети считают предметы на практическом материале, учатся называть и записывать числа в пределах программного материала, выполняют решение простейших задач в одно действие, действия с монетами и символами бумажных денег. Также, дети знакомятся с мерами длины, массы, времени, стоимости, объема.
Так, в повседневной жизни дети с выраженным нарушением интеллекта учатся накрывать стол на определенное количество детей в классе, в игровой ситуации накрывают стол для кукол, в быту делят конфеты, печенье и другие угощенья поровну между собой.
Очень сложны временные понятия для детей с выраженным нарушением интеллекта. Ознакомление детей с временными представлениями должно быть в строгой системе и последовательности.
Шипицына Л. М. рекомендует при изучении данной темы нужно [7] на каждом последующем году обучения уточнять и расширять понятия о времени, выделять время суток, учить знать время проведения всех режимных моментов. Для этого учебный день необходимо начинать с выяснения времени года, календарного числа, дня недели, дети считают все дни недели, называют их по порядку, говорят какой день недели, например, следует за четвергом, субботой и т. д. Чтобы легче усвоить порядок дней недели, отмечают их в календаре определенным цветом. Рекомендуется таким же цветом обозначить дни дежурства детей и расписание уроков.
Ознакомление детей с денежными знаками начинается с ранних этапов обучения счету. На уроках труда можно изготовить символы денег, сравнить их с оригиналами. Организация игровой деятельности в «Магазин», «Почту» помогают детям решать примеры и задачи, в которых числа имеют денежные наименования.
Занятия по формированию математических представлений могут состоять из нескольких частей, которые объединены логической связью на основе единого сюжета либо просто включать задания в некой последовательности.
В связи с замедленным характером младших школьников со средней степенью умственной отсталостью при обучении математическим представлениям следует планировать минимум материала для усвоения.
Для этой цели широко применяются яркие наглядные пособия, раздаточный дидактический материал; карточки с цифрами, денежными знаками и монетами; обучающие компьютерные программы.
На занятиях по математике применяется многократная повторяемость материала, постепенное усложнение заданий по мере усвоения.
Для формирования элементарных математических представлений на уроках используются фронтальная и индивидуальная формы работы с применением элементов изобразительной деятельности, конструирования, использования игровой формы, с активным применением дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Для развития познавательного интереса и деятельности занятие может начинаться с элемента сюрприза, игровых ситуаций.
Приведем примеры заданий по формированию элементарных математических представлений у младших школьников со средней степенью умственной отсталости.
Так, занятие на тему: «Число и цифра 1» содержит следующие задания:
- Нарисовать цифру «1» в воздухе правой (левой) рукой.
- Выложить цифру «1» из фасоли, найти ее в индивидуальных наборах.
- Достать из мешочка на ощупь цифру «1».
- Вылепить цифру «1» из пластилина.
- Дидактическая игра «Покажи цифру»: Показать цифру «1», когда услышишь «один».
Занятие на тему: «Понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «крупный-мелкий» содержит следующие упражнения:
- Дидактическая игра «Грибы большие и маленькие»:
а) Разложить грибы по величине: большие — грузди, маленькие — опята.
б) Положить большие грибы под большие деревья, маленькие — под маленькие деревья.
в) Разложить грибы по корзиночкам: большие грибы — в большую корзину, маленькие — в маленькую.
- Практическая деятельность: сортировка пуговиц для рубашки по величине. Для больших петелек на рубашках — большие пуговицы, для маленьких — маленькие.
- Назвать вид одежды, для которой нужны самые большие пуговицы (пальто). Подобрать. Проверить.
- Индивидуальная работа. Закрепление. Определить на глаз на какую из двух рубашек надо пришить больше пуговиц, па какую рубашку — меньше, какой рубашке потребуются большие пуговицы, какой — маленькие [7].
Таким образом, формирование элементарных математических представлений у младших школьников со средней степенью умственной отсталости основывается на предметно-практической деятельности детей, которая носит коррекционно-развивающий характер и включает систему специальных упражнений с использованием дидактических игр, изобразительной деятельности, конструирования.
Литература:
- Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. — СПб: Издательство «Дрофа», 2014. — 391 с.
- Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М. Н. Перова. − М.: Издательство «ВЛАДОС», 2011. − 408 с.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) от 03.04.2015.
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева.− М.: Издательство «ЭКСМО», 2012. — 230 с.
- Умственная отсталость [Электронный ресурс]: Справочник по болезням.–Режим доступа: http://diseases.academic.ru/732/ОТСТАЛОСТЬ_УМСТВЕННАЯ
- Умственная отсталость [Электронный ресурс]: Международная классификация болезней 10-го пересмотра. — Режим доступа: http://mkb-10.com/index.php?pid=4380
- Шипицина Л. М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта [Текст]. — СПб.: «Образование», 1996.