Современное состояние проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сотникова, Е. А. Современное состояние проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Е. А. Сотникова, И. В. Кривошеева, Л. Г. Косилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117225/ (дата обращения: 01.09.2024).



В отечественной методике дошкольного образования основная проблема формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста имеет совою история, в которой выделяются определённые этапы. Л. В. Воронина утверждает, что знание этой истории очень важно, так как это позволяет понять состояние математического образования в период дошкольного детства, которое существует в настоящее время, и предоставляет его развитие в будущем. Каждый из этапов кратко охарактеризуем в истории развития проблемы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста [4, с. 10].

1920–1940 гг. — первый этап. В этот период, когда Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголева, Е. И. Тихеева и другие выдающиеся специалисты занимались педагогической деятельностью, они активно работали над разработкой методических пособий, программ, игр и дидактических материалов. Е. И. Тихеева в своих работах в 1920–1930 гг. создала наглядные материалы, методические и учебные пособия для воспитателей, а также разработала основные принципы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: основой формирования математических представлений является сенсорное восприятие ребёнка, математическое развитие ребёнка должно идти, с одной стороны, соответствовать возрастным возможностям ребёнка, а с другой стороны, идти индивидуальным путём, соответствующим данному моменту развития и интересу к математике. Важнейшим аспектом в развитии математических представлений у дошкольников является выбор методов обучения, подчёркивала Л. В. Глаголева в своих работах. Она рекомендовала активно использовать разнообразные методы в комплексе: метод визуализации, включающий демонстрацию и показ разнообразных наглядных пособий, лабораторный подход, основанный на практических действиях с использованием материалов, способствующих наглядности, исследовательская методика, предполагающая использование аналогичных представлений к изучаемому материалу, и игровой подход, который включает, в том числе и логико-математические игры.

Следующем направлением в разработке проблемы предпринята попытка Ф. Н. Блехер стал подход о формировании элементарных математических представлений посредством системы дидактических игр: развивать у детей количественные представления в разных видах деятельности и проводить специальные игры [10, с. 54]. Данный подход до сих пор широко используется в методике преподавания математике в системе дошкольных учреждений.

Итак, данный этап изучения становления научных подходов по формированию элементарных математических представлений включает отбор и содержание методов работы с детьми, однако, мы полагаем недостаточность методического содержания в условиях дошкольных учреждений.

Во втором этапе развития системы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, который пришёлся на 1950-е годы, А. М. Леушина разработала научно-обоснованную дидактическую систему. В данной системе главное внимание уделяется формированию количественных представлений. Суть этой концепции можно кратко описать следующим образом: после периода, когда дети овладевают отдельными составляющими множествами предметов, переходят от их нерасчлененного восприятия к пониманию отношений «столько же», «больше», «меньше» и др. Затем наступает период обучения счёту, который строится на наглядном сравнении двух групп предметов и ознакомлении с числами, не зависящими от качественных характеристик предметов и их пространственного расположения [2, с.145].

В третьем этапе разработка методики формирования математических представлений у дошкольников была активно обсуждаемым направлением в период с 1960 по 1980 гг. Значительный вклад в него внесли такие выдающиеся педагоги и методисты, как Р. Л. Березина, В. В. Давыдов, В. В. Данилова, Г. А. Корнеева, Л. С. Метлина, З. А. Михайлова, Т. А. Месейибова, Р. Л. Непомнящая, Т. В. Тарунтаева и многие др. Благодаря их исследованиям, в образовательную область по формированию математических представлений для дошкольных учреждений были добавлены новые темы, включающие ознакомление детей с формой и размерами предметов, отношением частей и целого, с числовыми, пространственными и временными отношениями и другими аспектами.

В этот период ученица А. М. Леушиной, Л. С. Метлина являлась гениальным автором методики, по программе математического образования, общепринятой во всех детских садах нашей страны. В данной методике подчёркнуто, что математические представления — необходимое условие развития математического мышления у дошкольников [10, с.59].

Результаты исследований Р. Л. Березеной и П. Я. Гальперина подтверждают, что не только объём, но и качество математических представлений являются важными факторами развития ребёнка — обобщенность и активность, т. е. способность ребёнка применять имеющиеся у него математические представления в аналогичных или иных условиях. На этапе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в качестве психологической основы применяется теория поэтапного развития умственных действий, которую разработали Л. С. Выготский и П. Я. Гальперин, в соответствии с которой математические представления и понятия как целостные образы формируются на основе планомерно-поэтапных действий и в результате становятся обобщёнными. В этом случае ребёнок может оперировать понятиями в умственном плане [3, с.71].

Четвёртый этап (19080–1900 гг.) включал в себя исследование методов формирования математических представлений. Основными представителями данного этапа стали Г. А. Корнеева и Т. А. Мусейибова, которые выдвинули гипотезу «о влиянии природных задатков и способностей, условий обучения и активности самих детей на формирование у них математических представлений мышления, которая предполагает, что обучение играет заметную роль в процессе формирования математических представлений принадлежит обучению, что делает этот процесс управляемым» [6, с.27]. Как показала практика, получить осознанные математические представления ребёнок может получить только при общении со специально организованным математическим материалом под непосредственным руководством педагога [6, с.29].

Становление и правильное, эффективное формирование элементарных математических представлений в старшем возрасте в дальнейшем школьном обучении эффективно формирует и развивает интеллект. Современные условия жизни требуют от человека умения отслеживать время в рабочем процессе, распределяя его. Для этого необходимо развить чувство времени, то есть способность человека приспосабливать и синхронизировать реальный мир с реальным миром в точных временных параметрах.

А. А. Смоленцева своё исследование по формированию элементарных математических представлений посвятила сюжетным играм, в которых по правилам игры действия счёта и измерения являются обязательными. Например, Игры в магазин или аптеку, где нужно «заплатить за покупку», покупка билета в кассе кинотеатра, зоопарка и т. п. [9, с.53].

А. А. Стойляр, известный в нашей стране методист, занимавшийся проблемой развития логического мышления у детей дошкольного возраста, в этот период изучал особенности между математическими объектами, для чего разработал специальную серию развивающих игр. Это положило начало разработке методов педагогического обучения дошкольников. В 1990-х годах Е. А. Носова и Р. Л. Непомнящая продолжают справляться с этой проблемой и разрабатывают набор логических и математических игр «Блоки Дьенеша» (плоскими и трёхмерными геометрическими фигурами) и «Цветные счётные палочки Куизенера». Данный комплекс игр способствовал выявлению свойств предметов такие, как форма, толщина, цвет и размер, например игры «Домино», «Продолжи ряд», «Покорми животных», на освоении логики такие игры, как «Хоровод», «Второй ряд», «Засели домики», «Дорожки» и др. [8, с.28].

Современный этап с 2000 года. Было выдвинуто одно из ключевых положений, на котором строится организация дошкольного образования и касается развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Основной упор сделан на понимание детьми свойств и отношений. Стремление выработать эти представления осуществляется через практическое сравнение величин и выделение общих функций объекта, таких как длина, ширина и высота. В современной системе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста неотъемлемым элементом является содержание обучения — это «система математических представлений, знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для дальнейшего интеллектуального развития детей» [6, с.219].

Важный аспект образовательного процесса связан с процессом формирования логико-математического мышления у детей. Это неотъемлемая часть формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста важны те логические приёмы мышления, с помощью которых ребёнок овладевает математическими представлениями. Это приём анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сериации и классификации [5, с.51].

Одним из ведущих подходов в этом процессе широко признан практический метод, в основе которого лежат конкретные действия и опыт старшего дошкольника. Чтобы развить у ребёнка практические и умственные навыки, необходимо использовать метод, основанный на систематическом повторении соответствующих действий через упражнения. А. В. Белошистая отмечает, что упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. В процессе освоения заданий дети могут использовать как коллективные формы выполнения упражнений, когда все дети выполняют их одновременно, так и индивидуальные формы, когда каждый ребёнок работает самостоятельно. Однако не зависимо от выбранной формы, целью является развитие навыков и умений детей [1, с.196].

Исходя из вышеизложенного, можем сказать, что проблема формирования математических представлений у детей дошкольного возраста остаётся актуальной. В течение прошлого столетия, исследователями было выработано содержание математического образования для детей дошкольного возраста, основано на концепции количества и подсчёта, представлениях о числах и их измерении, форме предметов и геометрических фигурах, а также пространственных и временных представлениях. При обучении основам математических представлений, навыкам выделения признаков, сравнение и упорядочивание, подсчёту и расчёту, а также ориентации в пространстве и времени уделяется особое внимание. Формирование этих представлений зависит от того, как педагогические условия, методы и средства соответствуют процессам информатизации и технологизации современного общества. А. А. Столяр также указывает на важность развития логико-математических представлений, основанных на основополагающими элементами когнитивной операции, являющихся использованием различных логических приёмов в процессе рассуждений, а также способность анализировать причинно-следственные связи и формировать базовые выводы.

Литература:

  1. Белошистая, А. В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях / А. В. Белошистая. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — Текст: непосредственный.
  2. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / З. М. Богуславская, Е. О. Сирнова. — Москва: Просвещение, 2011. — 207 с. — Текст: непосредственный.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. — 671 с. — Текст: непосредственный.
  4. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие для вузов / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б.и.], 2017. — 282 с. — Текст: непосредственный.
  5. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения: монография / В. В. Давыдов. — Москва: ИНТОР, 2015. — 544 с. — Текст: непосредственный.
  6. Корнеева, Г. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей: учеб.-метод. пособие / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусейибова. — Москва: Просвещение, 2020. — 56 с. — Текст: непосредственный.
  7. Леушина, А. М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. — Москва: Просвещение, 2021. — 368 с. — Текст: непосредственный.
  8. Павлова, Л. И. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Павлова. — Москва: МПГУ, 2019. — 106 с. — Текст: непосредственный.
  9. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / Т. Д. Рихтерман. — Москва: Просвещение, — 2021. — 183 с. — Текст: непосредственный.
  10. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных геометрических представлений дошкольников / Т. В. Тарунтаева — Москва: Просвещение, — 2020. — 64 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): представление, дошкольный возраст, ребенок, игра, математическое образование, действие, дошкольное образование, процесс формирования, реальный мир, формирование.


Похожие статьи

Задать вопрос