Некоторые примеры и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся с пониженным интеллектом на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 12.03.2018

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Кумалагова, Н. В. Некоторые примеры и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся с пониженным интеллектом на уроках математики / Н. В. Кумалагова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 55-61. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48699/ (дата обращения: 17.12.2024).



Природа щедро наделила каждого ребенка возможностью развиваться. Дети с некоторой интеллектуальной недостаточностью на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствие уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитие мелкой моторики рук, плохая восприимчивость ко всему новому, слабая любознательность. Процессы сравнения и обобщения затруднены, отличаются слабостью логического анамнеза и синтеза, трудностью абстрагирования.

Развитие учебно-познавательных действий является основной целью коррекционно-воспитательного процесса. При этом особое значение имеет специальный подбор (с учетом особенностей развития детей) учебных заданий наглядного, предметно-практического и мыслительного характера. Для развития и коррекции личностного развития школьника необходимы системы коррекционной работы, использование ряда психолого-педагогических разработок, способов и приемов активизации мыслительной деятельности. Под коррекционной работой понимается исправление или ослабление недостатков психического и физического развития. Эффективностью исправления этих недостатков зависит от правильности построения всего учебно-воспитательного процесса и от применения специфических приемов обучения.

Учащиеся коррекционных школ в силу их интеллектуальных особенностей лишены возможности изучения систематического курса геометрии.

Однако, при применении специфических приемов обучения, им вполне доступно усвоение элементарного геометрического материала.

В курсе 7 класса учащиеся заканчивают изучение геометрических фигур. Для лучшей систематизации знаний в конце года можно давать кодированные задания в режиме контроля (когда выполнение задания требует проверки с помощью учителя) и в режиме самоконтроля (управляемые задания), когда задания выполняются только правильно и никакой проверки не требуют, так как совершаемые ошибки исправляются в процессе выполнения задания.

Пример:

Тема задания:

«Свойства геометрических фигур»

Учащимися раздаются карточки с заданием и ответы под номерами.

Выбирая нужный ответ, учащиеся в карточку проставляют нужный номер

ответа.

Вопросы

1

2

3

4

5

Ответы


Вопросы;

1. Как называется фигура?

2. Все ли стороны равны?

3. Противоположные стороны попарно параллельны?

4. Диагонали равны?

5. Все ли углы равны 90 градусов?

ОТВЕТЫ:

На 1 вопрос:

куб — 1

прямоугольник — 2

параллелограмм — 3

ромб — 4

На 3 вопрос:

да — 1

нет — 2

На 4 вопрос:

да — 1

нет — 2

На 2 вопрос:

да — 1

нет — 2

На 5 вопрос:

да — 1

нет — 2

В курсе математики коррекционных школ центральной темой является нумерация целых неотрицательных чисел и действия над ними.

В каждом классе с небольшой долей усложненности звучит эта тема.

Однако учителю не всегда удается добиться должного навыка в счете и возникновения у детей абстрактного представления о числе.

Если в начальной школе можно применять счетный материал, то в старших классах лучше всего помогают карточки и следующее их решение.

Например:

Разложить числа 364 и 8702 на разрядные единицы. Учащиеся для лучшего понимания можно предложить следующее расположение чисел:

300

8000

60

700

4

2

Мысленно поставив «плюс», дети поймут, какое число в результате получается, более слабые учащиеся могут сделать сложение в столбик. Если учащиеся выполняют задание, в котором, например, требуется получить число 7003, то надо на число 7000 наложить 3. Все это требует сочетания двигательной и мыслительной активности, что способствует вовлечению учащихся в активный познавательный процесс.

Многие математические задания требуют выполнения ряда последовательных умственных действий. Но дети с пониженным интеллектом не всегда могут запомнить ряд действий, поэтому нужно промежуточное фиксирование.

Например: округлить число 7352 до сотен.

Порядок действий таков:

  1. выделить в числе разряды сотен и десятков;
  2. дать оценку количеству единиц в разряде десятков (1,2,3,4 или 5,6,7,8,9);
  3. отбросить в числе 2 последних знака, заменив их нулями;
  4. записываем полученное число, предварительно увеличив число единиц в разряде сотен (подписываем со знаком «+» 0 или 1)

73|52 ≈7400

+ 1

84|23 ≈8400

+ 0

Такой алгоритм под силу даже слабым учащимся и запоминается гораздо лучше.

Еще один пример: округление до тысяч можно рекомендовать следующее: учащийся должен отделить чертой (или обвести кружочком) разряд тысяч в числе. Этот условный знак поможет оценить количество единиц в разряде десятков, кроме того будет выделен и разряд, находящийся слева от десятков.

5|689≈6000

+ 1

6|277≈6000

+ 0

При прохождении материала «Обыкновенные дроби» учащиеся сталкиваются с рядом трудностей.

Так, алгоритм обращения смешанного числа в неправильную дробь, несмотря на его простоту, труден для запоминания. Опять приходит на помощь промежуточное фиксирование.

Например:

При превращении смешанного числа в неправильную дробь лучше поставить знаки между целыми числами и дробью, таким образом учащиеся сразу видят, какие действия производить:

Большинство учащихся запоминают только сам алгоритм обращения. При сложении и вычитании обыкновенных дробей на начальном этапе можно применять следующие приемы:

Например:

1. взять разноцветные мелки (для доски) и карандаши (для тетрадей);

2. обводим кружком одного цвета целые числа;

3. обводим кружком другого цвета числителем;

т. е. школьники запоминают, что сначала складываем одноцветные

числители, а знаменатели остаются без изменения.

В результате этот прием перевода мысленного действия во внешние придает операции конкретный материальный характер, чем облегчает ее выполнение.

Анализируя задание, иногда требуется определить, какой из известных алгоритмов решения в данном случае необходимо применить. Примером такого случая может служить сокращения дробей. Необходимо предварительная работа. В результате, подходя к самому сокращению дробей трудно подобрать наибольшее число, на которое делится и числитель и знаменатель. Часто дети забывают разделить или числитель, или знаменатель. Опять помогает промежуточное фиксирование.

Например:

4 наибольший общий делитель 4 и 12.

Предлагается карандашом записать 4 рядом с числителем и знаменателем ипроизвести действие:

В задачи учителя математики коррекционной школы входит не только обучение вычислительным приемам, но и развитие логического мышления. Учитель добьется осознанного подхода со стороны ученика к решению примера или задачи, если в определенный момент задаст ему нетрадиционный вопрос.

При изучении порядка действий учащиеся часто не могут осознать значение скобок.

Например:

52 + 68•2 и (52+68)•2

Для четкого разграничения можно предложить следующий ряд вопросов:

– увеличить в 2 раза сумму 52 и 68;

– увеличить в 2 раза число 68 и сложить с числом 52;

– сравнить эти 2 суммы.

После сравнения дети уже самостоятельно могут сделать вывод о значении скобок.

Фиксирование промежуточных результатов в ходе выполнения задания помогает обучающимся с интеллектуальной недостаточностью.

Так, даже учащиеся с малыми математическими способностями лучше справляются с действиями с числами, полученными при измерении, если сопровождают операцию раздробления записью.

17 ц 98 кг • 17 =

100 кг • 17 = 1700 кг

1700 кг+98 кг = 1798 кг

Опыт убеждает, что действенной помощью учащимся будет рекомендация пользоваться в ходе выполнения задания записями или символическими знаками.

Часто возникают трудности при умножении и делении десятичных дробей на 10, 100 и 1000. Само правило легко заучивается учащимися, но при выполнении зачастую запятую ставят не там, например 10,2: 100= получают 1,02 вместо 0,102.

Или 0,9 • 1000 ученик делает ошибку в подсчете знаков, так как необходимого количества знаков множимое не имеет, их нужно приписать мысленно.

Если учитель предложит учащимся приписывать недостающие нули карандашом, а затем подсчитать все знаки между старой запятой и новой запятой, поставленной карандашом, то ошибок будет меньше.

0,070 ·1000 =

0,01:10 =

При делении чисел учителю следует потребовать от учащихся, прежде чем они приступят к решению, отделить галочкой в делимом первую группу цифр, которые составят число больше делителя; над каждым последующим знаком поставить точку и таким образом подсчитав знаки частного поставить на месте частного столько точек, сколько в нем будет знаков.

При умножении на двухзначное число, умножая на десятки, учащиеся теряются, где подписывать второе неполное произведение.

Можно предложить детям обвести цифру 3 карандашом и вниз провести стрелку, где подписывать.

Устный счет — обязательный элемент на уроке математики. В развитии способности мыслить и создании интереса к учению большое значение имеет такой материал, как задачи-смекалки, арифметические и геометрические головоломки. Для активизации мыслительной деятельности можно включить в урок следующие задания буквально на 5–7 минут.

Найди два числа

Обрати внимание на эту таблицу:

Числа, сумму которых составляет 7:Произведение этих чисел:

1,6

6

2,5

10

3,4

12

Числа, сумму которых составляет 10:Произведение этих чисел:

Нарисуй такую же таблицу и заполни ее всеми возможными решениями следующих примеров.

Найди два числа, у которых:

  1. Сумма равна 7 и произведение 10
  2. Сумма равна 7 и произведение 12
  3. Сумма равна 10 и произведение 16
  4. Сумма равна 10 и произведение 21
  5. Сумма равна 10 и произведение 9
  6. Сумма равна 9 и произведение 14
  7. Сумма равна 9 и произведение 20
  8. Сумма равна 9 и произведение 8
  9. Сумма равна 7 и разность равна 1
  10. Сумма равна 7 и разность равна 3
  11. Сумма равна 8 и разность равна 6
  12. Сумма равна 8 и разность равна 2

Какие два числа?

1, 2, 3... — это целые числа,

ВопросКакие два целых числа надо сложить друг с другом для того, чтобы получить в сумме 8?

Ответ: 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4,

Мы видим, что здесь существует 4 возможных решения. Можешь ли ты перечислить все возможные решения для примеров, расположенных внизу?

Помни: необходимо работать по определенной системе.

1 Какие два целых числа дают в сумме:

(а)5?

(б)6?

(в) 10?

(г) 12? (д) 15?

2 Какие два целых числа, умноженные друг на друга, дают в произведении:

(а)6?

(б)12?

(в)16?

(г)20?

(д)24?

3 Какие два целых числа до 15 при вычитании

друг из друга дают разность:

(а) 3?

(б) 6?

(в) 10?

(г) 11?

Разорванные прямоугольники

На разлинованном в клетку листе бумаги Маша нарисовала восемь разных прямоугольников. Потом эта бумага нечаянно была порвана. Попытайся определить, из скольких клеток состоял первоначально каждый прямоугольник?

Найди два числа

Нарисуй такую же таблицу:

Первое число

Второе число

Сумма

Найди два числа если:

  1. Их сумма равна 5 и одно из них на 1 больше другого
  2. Их сумма равна 8 и одно из них на 2 больше другого
  3. Их сумма равна 8 и одно из них на 4 больше другого
  4. Их сумма равна 12 и одно из них на 2 больше другого
  5. Их сумма равна 11 и одно из них на 1 больше другого
  6. Их сумма равна 15 и одно из них на 1 больше другого
  7. Их сумма равна 15 и одно из них на 3 больше другого
  8. Их сумма равна 9 и одно из них в два раза больше другого
  9. Их сумма равна 18 и одно из них в два раза больше другого
  10. Их сумма равна 30 и одно из них в два раза больше другого
  11. Их сумма равна 21 и одно из них s два раза больше другого
  12. Их сумма равна 27 и одно из них в два раза больше другого

Литература:

  1. В. В. Эк «Опыт использования условных обозначений на уроках математики во вспомогательной школе» журнал «Дефектология» № 2 1979 г. Москва изд. «Педагогика»
  2. «Логическая математика для младших школьников» Москва «Поматур» 1998г.
Основные термины (генерируются автоматически): число, сумма, учащийся, задание, знак, произведение, промежуточное фиксирование, интеллектуальная недостаточность, коррекционная работа, мыслительная деятельность.


Похожие статьи

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Некоторые приемы активизации мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития мышления младших школьников

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Похожие статьи

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Некоторые приемы активизации мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития мышления младших школьников

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Задать вопрос