Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 1019 раз

Библиографическое описание:

Исаенко, Ю. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы) / Ю. М. Исаенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2741/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современная политика государства направлена на сбережение такого ценного ресурса — здоровья — как основного показателя благополучия человека, которое должно закладываться с раннего возраста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, обозначены приоритеты воспитания дошкольников, направленные на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, среди которых выделяются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (1).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи:

‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

‒ формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1).

Стандарт определяет содержание образовательной области для дошкольников «физическое развитие», которая включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

‒ двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

‒ правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

‒ формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

‒ становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

‒ становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) (1).

Следовательно, здоровье детей — это главная задача детских садов. Одна из главных проблем для каждого ребенка это нерастраченная энергия движения. Именно движение является необходимым фактором для правильного развития скелета. Очень важно для детей больше времени проводить на свежем воздухе, играть в подвижные игры, но современным детям интереснее играть в планшеты, приставки, компьютеры, чем гонять в какой-то мячик или прятаться в кустах и играть в салки. Исчезли шумные дворовые компании, забыты скакалки, мячи, городки. Это стало большой проблемой для детского сада и родителей. Поэтому, в нашем дошкольном учреждении мы организовали и провели проект «Дворовые игры в семейном воспитании». Для начала, на родительском собрание было проведено анкетирование «Игры моего детства». Очень много родителей перечислили дворовые игры, но на вопрос, как часто вы играете в эти игры со своими детьми, ответ был печален: редко или совсем не играют. Это и послужила толчком проекта, для сближения родителей с детьми. А ведь именно дворовые игры учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты.

Реализация проекта проходила в три этапа. На первом этапе мы изучали литературу, анкетировали родителей, дедушек и бабушек, подбирали материал по дворовым играм. На втором этапе проекта был разработан перспективный план работы по реализации дворовых игр. В результате все дворовые игры были разделены на четыре группы: осенние, зимние, весенние, летние. На третьем этапе проекта мы реализовали работу по перспективному плану.

Для реализации проекта в детском саду мы организовали дворовое разновозрастное игровое сообщество. Раз в неделю, во вторую половину дня на спортивной площадке ребята собирались и играли в дворовые игры: игры наших пап и мам, дедушек и бабушек.

Цель такого общения не только приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонизация детских и детско-родительских отношений, но и передача культурного наследия из поколения в поколение.

Реализация проекта проводилась в трех направлениях: с педагогами, детьми и родителями.

Деятельность спедагогами:

  1. Консультация «Дворовые игры — здоровье в движении».
  2. Создание коллекции «Дворовые игры».
  3. Мастер- класс «Дворовые игры — это интересно».
  4. Презентация старших групп о реализации проекта.
  5. Практикум по обучению дворовых игр.

Деятельность сдетьми:

  1. Разучивание дворовых игр по временам года.
  2. Игровое сообщество на территории спортивной площадки.
  3. Соревнование для мальчиков по игре в «Городки».
  4. Месячник по обучению игре в «Классики»
  5. Турнир для девочек «Резиночки».
  6. Детско-родительский праздник «Час дворовой игры».
  7. Разучивание народных считалочек, закличек.

Деятельность сродителями:

  1. Анкетирование.
  2. Домашние задания для родителей
  3. Презентация «Дворовая команда» (к родительскому собранию).
  4. Литературное творчество родителей: «Игры моего детства» (к родительскому собранию).
  5. Приобщение родителей к изготовлению атрибутов к играм «Лапта», «Городки».
  6. Вовлечения родителей к праздникам «Час дворовой игры»

Взаимообучение переносит детей в особый мир отношений и переживаний: и большие, и маленькие учатся вместе добиваться успеха. Интерес малышей к общению и взаимодействию со старшими детьми очевиден: им хочется побыстрее повзрослеть, а вот старшим дошкольникам является желание быть взрослым.

Собирая ребят на площадку, педагог с группой активных детей произносит веселые заклички («Раз, два, три, четыре, пять — кто смелей, иди играть!», «Тара, тара, тара-ра, собирайся детвора!»).

Привлекая детей к игровому взаимодействию, мы сначала предлагали игры на эмоционально — личностное сближение. Это игры, связанные с называнием имен («Штандер», «Хали-хало, стоп»), игры тактильного характера, в процессе которых дети держатся за руки («Ручеек», «Цепи», «Клубочек»). Создав на площадке дружескую игровую атмосферу, мы предлагаем детям игры с правилами, с использованием различных атрибутов и условно — символических знаков («Классики», «Лапта», «Городки», «Жмурки в кругах», «Резиночки»).

На площадке имеются готовые игровые маркеры для дворовых игр (круги, квадраты, коны, разметка футбольного поля, классиков).

В ходе игрового взаимодействия дети детского сада ближе познакомились друг с другом, научились ладить, договариваться, следовать правилам, заботиться друг о друге. Родители стали более активными и заинтересованными в жизни своих детей, научились интересно и содержательно проводить с ними свободное время.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, реализация проекта, дворовый, детский сад, здоровый образ жизни, дворовая игра, дошкольное образование, игровое взаимодействие, мое детство.
Задать вопрос