Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Полетаева, И. В. Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте / И. В. Полетаева, К. В. Хмельницкая, С. А. Воронкова, Т. В. Котенёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/171/45633/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрытия и реализации потенциала воспитанников. Так же затронута тема работы с родителями: сотрудничество и консультации в данном направлении. Этот материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений.

Ключевые слова: образное мышление, логическое мышление, соотношение познавательной активности, проектно-исследовательская деятельность, методики выявления одаренности

Детская одаренность это одно из самых загадочных и интересных явлений в природе. Самым успешным, для развития способностей, является дошкольный период ребенка и раннее детство. Даже учеными доказано, что в каждом ребенке при рождении есть потенциал одаренности и при благоприятных условиях он эффективно развивается.

В каждой группе детского сада можно встретить ребенка, который в какой-то степени отличается от своих сверстников. Это не должно быть незамеченным педагогом, просто это надо направить в нужное русло и стараться как можно больше проявлять к этому интерес со своей стороны.

Для того чтобы развить способности «одаренности» необходимо, прежде всего, создать для этого условия: создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, системность.

В своей работе с одаренными детьми мы пользуемся следующими принципами: индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность выбора занятий ребенком, соотношение коллективной и индивидуальной деятельности ребенком.

В нашем детском саду есть творческие кружки по интересам, где каждый ребенок может применить свои знания и умения. Но нельзя сказать, что эти кружки и есть «мастерская для одаренных детей». Это все только может быть развивающим фоном для ребенка, пробуждением его природных данных. Все это является начальным этапом развития способностей дошкольника. На уровне детского сада педагог обязан распознать навыки одаренности своих воспитанников и постараться создать для этого необходимые условия. Наблюдая за детьми в группе, мы обратили внимание, что наши девочки очень хорошо поют и читают стихотворения. На фоне этих наблюдений мы стали устраивать концерты не только в своей группе, но решили выступить перед детьми других групп. Этим мы порадовали других детей и показали свои способности. Родители этих детей заинтересовались и уже через некоторое время отвели своих детей в кружки в ДК «Горняк» и ДК «Комсомолец». Соня Часовских и Таисия Нилова уже второй год занимаются в ансамбле в ДК «Горняк» и с успехом участвуют в концертах.

Дети нашей группы выступают не только на городской сцене, а также участвуют в различных мероприятиях (конкурсы, фестивали, «Почемучки») и другие. Им это очень нравится и это у них получается с каждым разом все лучше и лучше. Даже между собой они ведут беседы о том, что поехать на конкур в другой город. Мы, конечно, стараемся поддерживать эти беседы, мечтаем, как это будет.

Но следует помнить, что одаренность не только надо увидеть, ее надо еще и развивать и поддерживать к этим знаниям и умением интерес ребенка.

Для выявления одаренных детей в своей работе мы использовали несколько методик:

  1. Методика «Последовательность картинок». С помощью этой методики мы выявили способности детей в области логического мышления.
  2. Методика «Вопросы к картинкам». С помощью этой методики был выявлен уровень детей в познавательной активности.
  3. Методика «Учебная деятельность». С помощью этой методики был выявлен уровень в области образного мышления.

При оценке выполнения заданий детьми по каждой методике мы выявили в своей группе детей, которые набрали максимальное количество баллов (по 5 за каждое задание по 5-ти бальной оценочной системе.)

После этого мы предложили этим детям более сложные задания. «Уникуб», «Колумбово яйцо», «Что здесь самое непохожее», «Расскажи по схеме», «Что для чего» и другие, так как предыдущие задания могли решить и другие дети. А вот справиться с более сложными заданиями уже сложнее.

Для одаренных детей свойственно иное соотношение познавательной активности и умственной способности. Это выражается в высокой познавательной активности и в опережающем развитии способностей в области логического и образного мышления и воображения. Все это носит индивидуальный характер в каждом одаренном ребенке. И каждый взрослый человек, столкнувшись с одаренным ребенком должен постараться направить эти способности в нужном направлении.

В качестве наиболее приемлемым методом развития одаренности можно назвать проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте — это то, когда конечный результат виден после нескольких взаимосвязанных действий.

Отличие проектно-исследовательской деятельности от продуктивной состоит в том, что первая предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Это значит, что ребенок исследует различные возможности, которые связанны с выполнением поставленной задачи и выбирает доступный способ решения. Здесь ребенок не просто ищет способ выполнения действий, но применяет несколько вариантов для выполнения поставленной задачи. Например, мы предложили детям изготовить настольный театр. Вначале дети растерялись и не знали из чего его лучше сделать. Но потом Леня Скрипников предложил нарисовать персонажей к этому театру и выбрать материал из чего они будут это делать. После того как рисунки были готовы, дети решили, что из бумаги театр будет не очень прочным, а вот из пластилина как раз подойдет, потому что там все части у кукол могут двигаться. Так они реализовали задачу, которую мы перед ними поставили.

Для реализации проектной деятельности необходимо привлекать и родителей. Дошкольник, видя, что взрослый в этом тоже заинтересован, будет проявлять еще больший интерес, что позволит ребенку и родителю больше понять друг друга. Но наряду с этим взрослый не должен предлагать своих вариантов решения задач. Он должен просто предложить одну из проблемных ситуаций «Почему снег тает», «Почему ночью темно, а днем светло», «Где вода чище» и другие. Одной из основных задач проектно-исследовательской деятельности считается создание проблемной ситуации, которую нельзя решить прямым действием.

Вторая особенность проектно-исследовательской деятельности есть заинтересованность участников. Но одного интереса мало, надо, чтобы и ребенок, и педагог, реализовывали в проектной деятельности не только смысл, но и понимание. Например, мы предложили детям построить зоопарк для животных. Прежде чем приступить к строительству дети решили, что в этом зоопарке будет много животных из разных стран и для каждого животного надо строит что-то особенное. Они нарисовали схемы построек, обговорили размер, для каждого животного, распределили, кто для кого будет строить и только потом приступили к строительству.

Третья особенность проектно-исследовательской деятельности является ее адресный характер. Ребенок, в ходе проектной деятельности, выражает свое отношение, и всегда ищет адресата — человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектно-исследовательская деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и является одним из социально значимых действий, которые доступны дошкольнику.

Проектная деятельность не только дают дошкольникам новые знания, но и помогают стимулировать их познавательную активность, что влияет на содержание сюжетно-ролевых игр. Например, мы предложили детям игру «Путешествие на другую планету». Дети самостоятельно изготовили из предметов-заместителей некоторые атрибуты к игре, затем они обратились к нам, чтобы мы рассказали и показали на плакате «Звездное пространство» где находятся в солнечной системе планете и как они выглядят. Затем они самостоятельно нарисовали маршрут полета, и игра началась. Не задумываясь над тем, что порой необходимо составить исследовательский проект, дети непроизвольно его придумывают сам.

В нашей группе был разработан природоохранный проект, совместно с родителями, «Что мы знаем о воде». В этой работе Шишова Дарина сама решила узнать о свойствах воды и о том, как надо беречь наши ресурсы. С этим проектом она выступила перед своими друзьями, чем их очень заинтересовала. Дети тоже решили не отставать и придумали с родителями свои проекты «Почему лед скользкий», «Какой кукла была в давние времена», «Почему волосы у человека очень прочные» и другие.

Каждый ребенок — это дар Божий, так давайте поможем ему быть одаренным во всем.

Литература:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Дьяченко О. М.,Программа «Одаренный ребенок», 1997 г.
  3. Венгер Л.А, Программа “Одарённой ребенок”,1995 г.
  4. А. И. Савенков. «Одарённые дети в детском саду и школе», 2000г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектно-исследовательская деятельность, познавательная активность, проектная деятельность, детский сад, методика, образное мышление, помощь этой, логическое мышление, методика выявления одаренности.


Ключевые слова

логическое мышление, образное мышление, проектно-исследовательская деятельность, соотношение познавательной активности, методики выявления одаренности

Похожие статьи

Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания

В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помог...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников

В статье автором рассматриваются вопросы, которые посвящены важной в условиях современной жизни проблеме сохранения и укрепления здорового образа жизни воспитанников. Приводится перечень инновационных здоровьесберегающих методов, которые применяются ...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)

В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Похожие статьи

Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания

В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помог...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников

В статье автором рассматриваются вопросы, которые посвящены важной в условиях современной жизни проблеме сохранения и укрепления здорового образа жизни воспитанников. Приводится перечень инновационных здоровьесберегающих методов, которые применяются ...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)

В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Задать вопрос