В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрытия и реализации потенциала воспитанников. Так же затронута тема работы с родителями: сотрудничество и консультации в данном направлении. Этот материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений.
Ключевые слова: образное мышление, логическое мышление, соотношение познавательной активности, проектно-исследовательская деятельность, методики выявления одаренности
Детская одаренность это одно из самых загадочных и интересных явлений в природе. Самым успешным, для развития способностей, является дошкольный период ребенка и раннее детство. Даже учеными доказано, что в каждом ребенке при рождении есть потенциал одаренности и при благоприятных условиях он эффективно развивается.
В каждой группе детского сада можно встретить ребенка, который в какой-то степени отличается от своих сверстников. Это не должно быть незамеченным педагогом, просто это надо направить в нужное русло и стараться как можно больше проявлять к этому интерес со своей стороны.
Для того чтобы развить способности «одаренности» необходимо, прежде всего, создать для этого условия: создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, системность.
В своей работе с одаренными детьми мы пользуемся следующими принципами: индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность выбора занятий ребенком, соотношение коллективной и индивидуальной деятельности ребенком.
В нашем детском саду есть творческие кружки по интересам, где каждый ребенок может применить свои знания и умения. Но нельзя сказать, что эти кружки и есть «мастерская для одаренных детей». Это все только может быть развивающим фоном для ребенка, пробуждением его природных данных. Все это является начальным этапом развития способностей дошкольника. На уровне детского сада педагог обязан распознать навыки одаренности своих воспитанников и постараться создать для этого необходимые условия. Наблюдая за детьми в группе, мы обратили внимание, что наши девочки очень хорошо поют и читают стихотворения. На фоне этих наблюдений мы стали устраивать концерты не только в своей группе, но решили выступить перед детьми других групп. Этим мы порадовали других детей и показали свои способности. Родители этих детей заинтересовались и уже через некоторое время отвели своих детей в кружки в ДК «Горняк» и ДК «Комсомолец». Соня Часовских и Таисия Нилова уже второй год занимаются в ансамбле в ДК «Горняк» и с успехом участвуют в концертах.
Дети нашей группы выступают не только на городской сцене, а также участвуют в различных мероприятиях (конкурсы, фестивали, «Почемучки») и другие. Им это очень нравится и это у них получается с каждым разом все лучше и лучше. Даже между собой они ведут беседы о том, что поехать на конкур в другой город. Мы, конечно, стараемся поддерживать эти беседы, мечтаем, как это будет.
Но следует помнить, что одаренность не только надо увидеть, ее надо еще и развивать и поддерживать к этим знаниям и умением интерес ребенка.
Для выявления одаренных детей в своей работе мы использовали несколько методик:
- Методика «Последовательность картинок». С помощью этой методики мы выявили способности детей в области логического мышления.
- Методика «Вопросы к картинкам». С помощью этой методики был выявлен уровень детей в познавательной активности.
- Методика «Учебная деятельность». С помощью этой методики был выявлен уровень в области образного мышления.
При оценке выполнения заданий детьми по каждой методике мы выявили в своей группе детей, которые набрали максимальное количество баллов (по 5 за каждое задание по 5-ти бальной оценочной системе.)
После этого мы предложили этим детям более сложные задания. «Уникуб», «Колумбово яйцо», «Что здесь самое непохожее», «Расскажи по схеме», «Что для чего» и другие, так как предыдущие задания могли решить и другие дети. А вот справиться с более сложными заданиями уже сложнее.
Для одаренных детей свойственно иное соотношение познавательной активности и умственной способности. Это выражается в высокой познавательной активности и в опережающем развитии способностей в области логического и образного мышления и воображения. Все это носит индивидуальный характер в каждом одаренном ребенке. И каждый взрослый человек, столкнувшись с одаренным ребенком должен постараться направить эти способности в нужном направлении.
В качестве наиболее приемлемым методом развития одаренности можно назвать проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте — это то, когда конечный результат виден после нескольких взаимосвязанных действий.
Отличие проектно-исследовательской деятельности от продуктивной состоит в том, что первая предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Это значит, что ребенок исследует различные возможности, которые связанны с выполнением поставленной задачи и выбирает доступный способ решения. Здесь ребенок не просто ищет способ выполнения действий, но применяет несколько вариантов для выполнения поставленной задачи. Например, мы предложили детям изготовить настольный театр. Вначале дети растерялись и не знали из чего его лучше сделать. Но потом Леня Скрипников предложил нарисовать персонажей к этому театру и выбрать материал из чего они будут это делать. После того как рисунки были готовы, дети решили, что из бумаги театр будет не очень прочным, а вот из пластилина как раз подойдет, потому что там все части у кукол могут двигаться. Так они реализовали задачу, которую мы перед ними поставили.
Для реализации проектной деятельности необходимо привлекать и родителей. Дошкольник, видя, что взрослый в этом тоже заинтересован, будет проявлять еще больший интерес, что позволит ребенку и родителю больше понять друг друга. Но наряду с этим взрослый не должен предлагать своих вариантов решения задач. Он должен просто предложить одну из проблемных ситуаций «Почему снег тает», «Почему ночью темно, а днем светло», «Где вода чище» и другие. Одной из основных задач проектно-исследовательской деятельности считается создание проблемной ситуации, которую нельзя решить прямым действием.
Вторая особенность проектно-исследовательской деятельности есть заинтересованность участников. Но одного интереса мало, надо, чтобы и ребенок, и педагог, реализовывали в проектной деятельности не только смысл, но и понимание. Например, мы предложили детям построить зоопарк для животных. Прежде чем приступить к строительству дети решили, что в этом зоопарке будет много животных из разных стран и для каждого животного надо строит что-то особенное. Они нарисовали схемы построек, обговорили размер, для каждого животного, распределили, кто для кого будет строить и только потом приступили к строительству.
Третья особенность проектно-исследовательской деятельности является ее адресный характер. Ребенок, в ходе проектной деятельности, выражает свое отношение, и всегда ищет адресата — человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектно-исследовательская деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и является одним из социально значимых действий, которые доступны дошкольнику.
Проектная деятельность не только дают дошкольникам новые знания, но и помогают стимулировать их познавательную активность, что влияет на содержание сюжетно-ролевых игр. Например, мы предложили детям игру «Путешествие на другую планету». Дети самостоятельно изготовили из предметов-заместителей некоторые атрибуты к игре, затем они обратились к нам, чтобы мы рассказали и показали на плакате «Звездное пространство» где находятся в солнечной системе планете и как они выглядят. Затем они самостоятельно нарисовали маршрут полета, и игра началась. Не задумываясь над тем, что порой необходимо составить исследовательский проект, дети непроизвольно его придумывают сам.
В нашей группе был разработан природоохранный проект, совместно с родителями, «Что мы знаем о воде». В этой работе Шишова Дарина сама решила узнать о свойствах воды и о том, как надо беречь наши ресурсы. С этим проектом она выступила перед своими друзьями, чем их очень заинтересовала. Дети тоже решили не отставать и придумали с родителями свои проекты «Почему лед скользкий», «Какой кукла была в давние времена», «Почему волосы у человека очень прочные» и другие.
Каждый ребенок — это дар Божий, так давайте поможем ему быть одаренным во всем.
Литература:
- Закон РФ «Об образовании»
- Дьяченко О. М.,Программа «Одаренный ребенок», 1997 г.
- Венгер Л.А, Программа “Одарённой ребенок”,1995 г.
- А. И. Савенков. «Одарённые дети в детском саду и школе», 2000г.