В статье рассматриваются этапы, психолого-педагогические приёмы в работе с родителями. Раскрываются направления и формы работы с семьёй ребёнка с нарушениями зрения. Перечисляются рекомендации по преодолению трудностей, которые возникают при обучении и воспитании таких детей.
Ключевые слова: нарушения зрения, воспитание, семья, родители, дошкольники
Роль зрения в жизни ребёнка трудно переоценить. Всё, что видит ребёнок, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на восприятие окружающего мира. Зрение является ведущим сенсорным анализатор. Вопрос сохранения зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым. Наша задача научить ребёнка беречь глаза, приучить носить очки и правильно с ними обращаться и помочь понять уже в дошкольном возрасте значимость зрения для роли человека.
Для успешного лечения, воспитания и обучения наших детей необходимо установить тесную взаимосвязь в работе всех специалистов дошкольного учреждения с родителями воспитанников. Как показывает наш опыт, помощь оказывается более эффективной, когда с семьёй одновременно работает команда специалистов (два и более человека). Работа в команде позволяет смотреть на проблему или ситуацию одновременно с разных сторон и решать сразу несколько задач. Только совместно общими усилиями можно добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности, научился наслаждаться красотой окружающего мира и успешно развивался в социальном обществе.
В работе с родителями ставим следующие задачи:
- Оказывать квалифицированную поддержку;
- Помогать создавать для ребенка развивающую и комфортную семейную среду;
- Создавать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;
- Соблюдать принцип сотрудничества во взаимоотношениях с родителями и детьми.
Перед родителями стоят следующие задачи:
- Создание дома спокойной, доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
- Постоянное наблюдение за состоянием ребенка;
- Знание особенностей развития ребенка, адекватная самооценка, правильное отношение к дефекту, волевые качества, умение включать в жизнь ребенка игровую и посильную трудовую деятельность.
Исходя из вышесказанного, можно выделить этапы в работе с родителями:
− Ознакомление родителей с результатами диагностического обследования.
− Обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями диагноза ребенка, особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и место для игр в зависимости от диагноза ребёнка).
− Консультирование, повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей).
− Оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей.
Какие же направления и формы работы с семьей осуществляются в нашем ДОУ?
Изучение семьи и ее потребностей может проводиться совместно с воспитателями: анкеты, беседы, тесты, анкетирование родителей, которое направлено на выявление отношения родителей к проблемам ребёнка. Отрицание диагноза ребенка — достаточно распространенная позиция родителей. Им кажется, что, несмотря на низкую остроту зрения, ребенок нормально видит, они не понимают особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения и, как следствие, не хотят одевать детям очки и тем более — окклюдор.
Консультации — очень эффективный метод развития у родителей педагогической и специальной компетентности. Проводим общие консультации — лекции на родительских собраниях и индивидуальные консультации (мини). Относимся к ним очень серьезно, поскольку цель этой встречи: доверие двух сторон и совместная помощь ребенку. Важно для установления доверительно-деловых контактов с родителями на начальном этапе общения транслировать положительный образ ребенка, дать неожиданные и интересные знания о нем, которые не могли быть получены родителями в семье. В дальнейшем происходит выработка согласованного взгляда на воспитание ребенка.
На родительских собраниях проходят выступления по общим вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников с нарушениями зрения; мы организуем родительское собрание, на которое приходят врач-офтальмолог и сестра-ортоптистка. Цель такого собрания — объяснить родителям особенности их детей, а также показать и доказать, насколько важна очковая коррекция, ношение окклюдора и выполнение рекомендаций врача-офтальмолога и других специалистов. На такие встречи с родителями готовим консультации или выступления сообразно целям и задачам собрания, или по определенной назревшей проблеме, в каждой возрастной группе.
Наглядная информация— обладает большими возможностями освещения педагогического процесса и лечебно- восстановительной работы. Задача — подвести к пониманию педагогических принципов. Информация должна была краткой и содержательной, эстетично оформленной, регулярно обновляемой. Актуальность и оригинальность подачи материала привлекают родителей и позволяют повысить их педагогическую культуру и компетентность.
Более подробно остановимся на семинар-практикуме, который мы проводим совместно с воспитателями, где с помощью мультимедийной презентации знакомим родителей со зрительными диагнозами, которые встречаются у детей, и рассказываем о причинах нарушения зрения.
Мы видим мир немного по-другому. С помощью мультимедийной презентации родители знакомятся с трудностями, с которыми сталкиваются дети с нарушениями зрения: это искажённое зрительное восприятие (миопия, амблиопия); ограничение зрительной информации об окружающем (астигматизм); нарушение ориентировки в пространстве и мобильности, неумение пользоваться полноценным зрением и другими сохранными анализаторами.
Как видят люди с нарушениями зрения?
Можно много рассказывать какие ощущения, какое восприятие окружающего мира получают люди с нарушениями зрения.
Чтобы помочь родителям прочувствовать и ощутить то восприятие окружающего мира, которое получают их дети с нарушениями зрения, мы предлагаем им взглянуть на мир глазами ребёнка.
Для этого были изготовлены «очки-симуляторы», с помощью которых мы стараемся передать картину трудностей, возникающих у ребёнка с конкретным функциональным нарушением. Участникам семинара предлагалось «превратиться» в ребёнка с его определёнными возможностями и ограничениями и выполнить небольшие творческие задания.
Помимо данного приёма «Превращение» в ребёнка, на мероприятиях с родителями, мы используем и другие психолого-педагогические приёмы:
− рассказ, сопровождаемый эмоциональным видеорядом;
− метафоры (приём, который удобно использовать в целях мотивации, когда нужно разговорить родителей, так как он позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека).
Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
− обсуждение притчи;
− дискуссия после зачитывания одной из «исповедей» родителей особых детей.
Эффективным является применение упражнений: «письмо моим родителям и педагогам» (родители пишут письмо от имени своего ребёнка самим себе и педагогам о том, как можно помочь именно ему, учитывая его возможности, способности и ограничения, сделать мир понятнее, удобнее и добрее). Написанные письма родители по желанию могут передать работающим с их детьми педагогам или оставить себе.
Кроме того, для подготовленной и «разогретой» родительской аудитории может быть интересным упражнение «Портрет ребёнка». Каждому родителю предлагается на одной стороне листа нарисовать своего ребёнка, отобразив, нарушение зрения, на другой — написать его главные качества, что он любит и не любит, чего боится и о чём мечтает. По окончании работы, при обсуждении 2 страницы, родители обычно отмечают, что все дети похожи.
Потом, когда листы переворачиваются на сторону рисунка, для многих становится неожиданностью, что их дети во многом похожи.
Рассказываем родителям о трудностях, которые встречаются в обучении и воспитании детей. Даём родителям рекомендации, как преодолеть эти трудности: самое основное — соблюдение режима дня и зрительных нагрузок; правильный подбор игрового материала; использование здоровьесберегающих технологий (су-джок шарики, пальчиковые гимнастики, пальминг, физкультминутки и др.); взаимодействие медицинских специалистов с родителями и педагогами и выполнение всех рекомендаций.
Конечно же, очень важна для развития дошкольника с нарушениями зрения семейная атмосфера, позволяющая ему адаптироваться в социуме. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка.
Возникает ряд проблем:
− родители стесняются своего ребенка, прячут его от знакомых, избегают разговоров о детях на работе, среди друзей; перестают ходить в гости и приглашать друзей в свой дом, ведут затворнический образ жизни;
− ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как обиженное судьбой существо, нуждающееся в постоянной помощи.
Взрослые члены семьи окружают ребенка чрезмерной заботой, все делая за него, лишая ребенка самостоятельности. Иногда это сопровождается захваливанием ребенка, что в будущем может привести к серьезным разочарованиям. Чрезмерная забота и опека приводит к созданию нездоровой, тепличной среды, которая существенно вредит развитию ребенка;
− родители чувствуют свою «вину» перед ребенком и засыпают его подарками.
Часто в таких семьях существует эмоциональное отчуждение между членами семьи. Благополучие ребенка в семье (он ухожен, хорошо одет) только кажущееся. Ребенок одинок, чувствует свою ненужность.
Это мы стараемся донести до родителей и даём им следующие рекомендации.
- Уважительное отношение к личности всех членов семьи, в том числе и к личности ребенка-инвалида (слова ребенка не подвергаются сомнению, его способности, и возможности не умаляются, его суждения спокойно выслушиваются и поправляются без того, чтобы его унизить). В таких условиях формируются предпосылки для развития у ребенка адекватного уровня собственного достоинства. Ребенок воспринимается в семье не как объект благоговейного почитания или жалости, а как полноправный и ответственный участник семейных отношений.
- Душевное тепло, связывающее всех членов семьи. Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с его потребностью в ласке. Потребность в сердечной теплоте, нужда в одобрении и поощрении у ребенка с нарушением зрения не менее сильны, чем потребность в любви. Ласка родителей смягчает характер ребенка, вызывает контактность, создает такое равновесие, без которого не может быть продуктивного воспитания и обучения. Теплые, дружеские семейные контакты создают чувство защищенности, покоя и раскованной свободы, необходимые для оптимального развития ребенка с нарушениями зрения.
- Безусловное принятие ребенка семьей, безусловная родительская любовь. Большая требовательность к ребенку без скидок на дефект, основанная на любви и уважении к ребенку. Соответственно, регуляция и контроль над поведением ребенка осуществляются мягко и предельно рационально, включая целесообразную строгость и бескомпромиссность в подчинении нравственным законам. Речь при этом идет не столько о наказании, сколько об умении научить ребенка тому, что хорошо и справедливо.
- Вовлечение ребенка с нарушениями зрения постепенно, но систематически в труд по самообслуживанию, в бытовой труд, помогающий взрослым, а также специально организованные занятия по ориентировке в пространстве и дидактические игры, развивающие и тренирующие его интеллектуальную сферу. В такой семье ребенок поощряется взрослыми, а затем и сам испытывает радость от самостоятельного преодоления трудностей, от исследований, от действий по собственной воле и инициативе.
- Развитие индивидуальных положительных особенностей, преимуществ ребенка — это умение вовремя, а главное за дело похвалить ребенка (особенно за то, что хорошо получается). Такая оценка деятельности ребенка взрослым помогает сделать труд и обучение ребенка с нарушениями зрения радостным и интересным, способствуя тем самым максимальному компенсаторному эффекту.
- Умение взрослых членов семьи спрашивать с себя не меньше, а больше, чем со своего ребенка; постоянно проверять и контролировать самих себя: прав ли я, правильно ли я поступил, не позволю ли я своему плохому настроению выливаться на моего ребенка и т. п. таким родителям присуще постоянное стремление к самосовершенствованию. Это стремление обеспечивает им, как и всей семье, непрерывное прогрессивное движение к лучшему.
От того, как организована жизнь в семье ребенка с нарушениями зрения, зависит формирование его личности, успехи в школе, самочувствие в коллективе сверстников и в широком социальном кругу.
Литература:
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Сфера, 2003. — 253 с.
- Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2. Родительство. (Действенный тренинг) — М.: «Ось -89», 2008. — 144 с.
- Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) (Серия «Библиотека школьного психолога»)– М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 256 с.
- Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С., Обухова Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями. (Серия «Методическая библиотека») -М., 2005. — 240 с.