В статье представлено теоретическое изучение проблемы деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: воспитание, семья, проблемы, ребенок, родители.
Рождение и воспитание ребенка с ОВЗ вызывает нарушения практически во всех сферах жизни, что может стать причиной родительского кризиса и деструктивного поведения.
Во многих отечественных и зарубежных исследованиях указано, что имеются разные степени выраженности родительского кризиса, которые зависят от некоторых аспектов: от степени нарушения в развитии ребенка; от продолжительности периода с момента постановки диагноза; от личных, эмоциональных особенностей родителей; и от помощи, которая должна оказываться специалистами разных сфер деятельности (психологами, дефектологами и т. д.), иным словами родители не в силах преодолеть данный кризис самостоятельно, в таких случаях необходима помощь специалистов.
Зачастую ребенок с ОВЗ становится причиной недопонимания в семьях, Родители устают от взглядов со стороны, упреков друг к другу, сказывается постоянная психологическая напряженность и, к сожалению, большой процент семей именно с особенными детьми распадается. Возможно, это происходит от неумения или нежелания разговаривать, находить компромиссы, а возможно и просто любить своего ребенка просто так.
Общими причинами , вызывающими деструктивное родительское поведение в семьях с детьми с ОВЗ являются:
- Проблемы личностного плана (психологические), которые связаны:
— с непринятием диагноза ребенка;
— тревога за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи;
— напряженные взаимоотношения родителей в связи с необходимостью решать разнообразные проблемы.
— умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребенка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребенка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребенка.
— гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребенка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
— неприятие личности ребенка и отсюда, неконструктивные формы взаимоотношений с ним.
— страх ответственности и отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.
— функциональными расстройствами и утратой самоконтроля, агрессивностью, повышенным травматизмом;
— ухудшением или потерей физического и психического здоровья5.
- П роблемы межличностного плана, выражающиеся в дисгармонии внутрисемейных отношений, ухудшении здоровья (своего или ребенка), педагогической несостоятельности родителей, ведущей к формированию социальной дезадаптаций;
- Проблемы социального плана:
— в семье уклад жизни подчиняется интересам ребенка, требует вынужденных перерывов в работе для ухода и лечения ребенка, родитель не реализуется профессионально;
— вынужденное сокращение рабочего дня, смена работы, потеря заработной платы, снижение материальной обеспеченности.
- Медицинские проблемы — трудности с получением информации, касающейся заболевания ребенка и особенностей его протекания, прогноза, ожидаемых социальных трудностях. Овладение навыками медицинских манипуляций, возможности дополнительного консультирования ребенка, его госпитализация, получение направлений на санаторно-курортное лечение и пр.
- Экономические проблемы — уровень материальной обеспеченности в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, обычно ниже, чем в семьях со здоровыми детьми.
- Проблема воспитания, обучения и ухода за больными детьми, предполагающая трудности, связанные с подготовкой ребенка к школе и помощь в обучении, особенно, если ребенок вынужден учиться дома; Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребенка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Одной из главных причин деструктивного расстройства родительского поведения, где воспитывается ребенок с нарушениями в развитии, связана с неким особым статусом самого ребенка. Ранее на протяжении длительного времени отечественная наука в сфере психологии, а также социальная наука придерживались следующей позиции, согласно данной позиции проблемы в физическом развитии и инвалидность, воспринималась по большей части личной проблемой самого человека. Исходя из такой позиции, получалось, что инвалидность по абсолютно любым проблемам со здоровьем, относятся к медицинским учреждениям и являются только медицинской патологией. Соответственно все вопросы, которые касались данных проблем, являлись только проблемой медицинских учреждений. Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что именно человек с нарушениями в развитии должен адаптироваться к обществу нормальных людей.
В. В. Юстицкис полагал, что преобладание именно такой позиции в отношении детей, которые имеют нарушения в развитии и привело общество к созданию кризисной ситуации, которая является причиной некорректного отношения и связующих проблем в отношении семьи, в которой воспитывается ребенок с нарушениями в развитии:
— общество воспринимает ребенка, с нарушениями в развитии любого характера как неполноценного человека (как ребенка с дефектом);
— родители и дети, которые имеют нарушения в развитии часто находятся в некоторой изоляции, которая создается специально (искусственно) и не помогает таким детям преодолеть трудности в социализации, а только отдаляет их от общества;
— образовательные учреждения в большинстве своем не готовы проявлять гибкость в выборе форм обучения и воспитания детей с ОВЗ;
— часто в коррекционные работы по обучению или воспитанию не включены родители [4].
Когда в семье появляется ребенок с нарушениями в развитии, то уже сам факт наличие такого ребенка является непростой проблемой, которая напрямую влияет на социальное благополучие и на психологическое благополучие семьи в целом. Морально всегда сложно принять такое обстоятельство и это становится травмой, как для родителей, так и для самих детей.
В семье, где рождается такой ребенок, присутствует напряжение, которое способствует проявлению психотравмирующих последствий для каждого члена семьи. Научные труды Р. Ф. Майрамян, приводят к выводам, что информирование родителей о нарушениях развития их ребенка формирует достаточно стойкие эмоциональные расстройства, возможно проявление аффекта, а также проявление истерических расстройств, такие последствия характерны для 65, 7 % матерей [3]. Когда родители длительное время находятся в таком состоянии, то последствия могут быть непредсказуемые, вплоть до психоматических расстройств. Такие расстройства опасны, т. к. со временем могут, увеличатся в связи с тем, что заботы необходимо будет больше для взрослеющего ребенка, в связи с его взрослением увеличатся и страхи, и тревоги.
Чувство напряжения, которое присутствует в семье на протяжении долгого времени и на постоянной основе, способствует формированию сильной деформации психики всех членов семьи, и является достаточно частой причиной для проявления негативных, травматических изменений, которые были сформированы в семье раннее. Первые положительные эмоции, которые появляются при рождении малыша, затмеваются, когда родителям сообщают о нарушениях в развитии их малыша. Воссоздание новых семейных ценностей, в семье чаще всего меняется и откладывается на длительный период, что формирует новые проявления психотравмирования в семье, на различных этапах развития ребенка. Частое явление — это опровержение (реже подтверждение) диагноза у родителей, является следствием проявление вины. Иногда чувство вины формируется у всех членов семьи и обобщается в некий семейный «комплекс» вины.
Р. Ф. Майрамян в своих исследования ни раз отмечал следующие проявления, родители, возлагают огромные надежды на медицинских работников, начинают посещать большое количество специалистов и это становится навязчивой идеей — доказать, что предыдущий врач ошибся [3]. Такое навязчивое расстройство может проявляться, как у всех членов семьи, так и у одного родителя. Это оборонительная позиция и безуспешные попытки оправдания, и затянутый поиск решения в этой безвыходной ситуации.
В иных случаях родители, которые на первый взгляд признают диагноз ребенка, но питают надежды на нормальное развитие ребенка в дальнейшем. Родители начинают слепо верить, в то, что их ребенок обязательно станет таким как все, только благодаря медикаментозному лечению. Именно так искажается предоставленная информация и начинают неправильное формирование семейные ценности и устои, что в корне неправильно отражается на весь процесс реабилитации и существенно тормозит его. Таким поведением семья теряет драгоценное время, которое они могли бы потратить на поиск оптимальных адаптационных программ, которая помогла и им в том числе.
Вследствие трудностей, с которыми родители сталкиваются в период развития ребенка с нарушениями в развитии, у родителей возникает негативное отношение к своему ребенку. Все исследования, которые производились по данной теме свидетельствуют тому, что существует прямая зависимость, того что отношение родителей к детям, которые имеют нарушения в развития, часто зависят от личных, эмоциональных особенностей личности самих родителей, от их жизненного опыта и социального статуса и реже отношение к детям со стороны родителей зависит от особенностей развития самого ребенка, такая расстановка позволяет сделать выводы, что семье, где воспитывается ребенок с нарушениями в развитии, просто необходимо психолого-педагогическое сопровождение.
В. В. Ткачева полагала, что в семьях, в которых воспитывается ребенок с нарушениями в развитие, не редко складывают неверные родительские установки [2]. Например, матери полностью погружены в процесс воспитания ребенка с нарушениями в развитии, а отцы наоборот стараются максимально отстраниться от критической ситуации, как в эмоциональном плане, так и в физическом проявлении. Как правильно ребенок, который имеет нарушения в развитии, играет роль ребенка, даже когда взрослеет. Когда формируется такая позиция в отношении ребенка, тогда могут появиться проблемы в формировании нормального семейного цикла, иными словами такая позиция просто может мешать. В. В. Ткачева в своем исследовании приходит к выводу, что матери, которые воспитывают детей с нарушениями в развитии, часто используют более простое общение со своими детьми, быстро и часто могут менять темы разговора с ребенком, имеют более требовательную позицию к своему ребенку, в то же время они редко проявляют спонтанность в общении с ребенком, в сравнении с матерями детей без нарушений [2].
Стоит также отметить, что характер нарушения развития на прямую влияет на эмоциональные реакции матерей. Например, мамы детей с расстройствами аутистического спектра были более расстроены и имели более выраженное разочарование, чем матери, чьи дети имели Синдром Дауна.
Деструктивный характер родительского поведения проявляется в:
— неконструктивных видах поведения родителей во взаимоотношениях «взрослый — ребенок»;
— родители могут вообще игнорировать проблему и эмоционально отвергать ребенка, возможно жестокое обращение;
— противоречивости по отношению к детям: любят своих детей и пытаются понять их проблему, но четко прослеживается неудовлетворенность детьми, приклеивание ярлыков к поведению (упрям, стереотипен и т. д.);
— недостаточном уровне психологической грамотности и компетенции родителей;
— недооценка возможностей грамотного родительского поведения, для успешной адаптации ребенка 1.
Таким образом, психологическая нестабильность ребенка с нарушениями в развитии оказывает огромное влияние на своих родителей и всех членов его семьи, чем может стать причиной деструктивного поведения.
Литература:
- Дружинин, В. Н. Психология семьи: 3-е изд./ В. Н. Дружинин — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. / О. А. Карабанова– М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
- Мазурова, Н. В. Особенности адаптации родителей к болезни ребенка / Н. В. Мазурова // Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 5. — С. 50–56.
- Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева / М.: Просвещение, 2008. — 239 с.
- Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб.пособ. для ВУЗов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под общ. ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с