С раннего детства, в семье, где царит гармония и забота, нередко можно услышать от ребёнка, что в своих планах на будущее, он тоже обязательно хочет иметь семью. Становясь старше, человек примечает для себя, что семья — это огромный труд и ответственность, особенно с появлением детей. По периодизации жизненного цикла семьи, принятой в системной семейной психотерапии, переходы от разных стадий развития семьи сопровождаются нормативными кризисами. Одни из наиболее ярких — это рождение, как первого, так второго и последующих детей [1, с.24–26].
Е. В. Егорова пишет, что при рождении ребёнка (в частности, первенца), супруги сталкиваются с двумя основными кризисными моментами: принятие факта появления нового члена семьи и принятия родительских ролей, и второй — изменение дистанции между супругами [2, с.290]. Эти моменты могут спровоцировать ряд негативных поведенческих реакций, даже если пара готовилась к такому важному событию. В этом случае, отец или мать могут осознать, что не готовы проститься с привычным образом жизни, болезненно переживать отсутствие свободного времени или вовсе рассудить, что ребёнок станет препятствием к достижению каких-то поставленными ранее целям.
Психологические особенности переживания родителями болезни ребёнка
Как мы уже выяснили, появление ребёнка в семье — кризисный момент. Однако, предварительно в жизни родителей полным ходом идёт подготовка к появлению нового члена семьи. Супруги готовятся к новому этапу своих отношений, к новым обязанностям, перестройке своих привычек и порядков. Как правило, все эти изменения ожидаются ими, как нечто чудесное. Они думают над тем, на кого ребёнок будет похож, какие у него будут увлечения, представляют его счастливую судьбу.
И вот, наступает момент появления на свет новой жизни, момент, который родители ожидали с таким нетерпением. Но порой такое событие омрачается тем, что кому-то сообщают в роддоме или позже о том, что у ребёнка имеются некоторые отклонения в развитии. Такое событие, как появление ребёнка с ограниченными возможностями здоровья становится переворотом в жизни родителей. Их планы и мечты буквально рушатся в свете такого печального известия, возникает чувство тревоги, отчаянные попытки выяснить, можно ли всё исправить и помочь ребёнку. На этом этапе родителям очень важно принять этот факт, осознать, что от него ни в коем случае нельзя отдаляться, поскольку такой «особенный» малыш более других нуждается в родительской любви и помощи [3, с.8–9].
Стресс, с которым сталкиваются родители также, как и периодизация жизненного цикла семьи имеет свои четыре фазы развития:
- «Шок». На данной фазе родители находятся в состоянии растерянности, у них возникает чувство неполноценности, беспомощности, страха. Члены семьи могут начать искать «виновного», мать также может испытывать чувство вины или вовсе начать испытывать негативные чувства к ребёнку.
- «Неадекватное отношение к дефекту». Эта фаза характеризуется тем, что родители проявляют своего рода защитные реакции на поставленный диагноз негативизмом и или отрицанием как такового.
- «Частичное осознание дефекта ребёнка». На этой фазе родители начинают понимать, что несут ответственность за ребёнка, однако чувствуют собственную беспомощность в вопросах воспитания и ухода за ним. На данном этапе они осознают, что нуждаются в советах специалистов.
- «Начало социально-психологической адаптации всех членов семьи». Родители принимают ситуацию, смиряются с ней и начинают строить свою деятельность с учётом особенностей ребёнка, сотрудничая со специалистами [4, с. 162–165].
Стоит учитывать, что семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, наиболее уязвимы, имеют особый статус и обладают рядом особенностей. Во-первых, такие семьи, как правило, изолированы от общества. Изолированность возникает в следствии того, что семья становится более избирательна к тем, кого впускать в свой круг общения. Такая избирательность затрагивает не только знакомых, но и родственников и связана зачастую с чувством страха и стыда родителей. Во-вторых, погружённость в проблемы ребёнка, невозможность выйти из этой ситуации, может способствовать развитию типично отрицательных психических состояний. И в том, и в другом случае страдает ребёнок из-за недостатка общения как с матерью, так и с окружающими людьми [5, с.135–137].
Необходимо также учитывать ряд особенностей, связанных с распределением ролей в семье. В нашей стране семьи носят преимущественно традиционный характер, поэтому большей частью бытовых вопросов и воспитание детей занимаются женщины, а главная задача мужчины — обеспечить финансовую стабильность в семье. Так как мужчина большую часть своего времени проводит в социуме, то его психика не подвергается интенсивному патогенному развитию, в отличии от психики матери ребёнка. Мать, в свою очередь, может испытывать чувство вины за то, что произвела на свет ребёнка с отклонениями. Повышенная эмоциональная и физическая нагрузки, связанные с ежедневной заботой о ребёнке, приводят её организм к истощению. Часто у матерей наблюдаются истерики, депрессивные состояния, они перестают видеть перспективы реализации себя в карьере, творчестве; теряют интерес к себе, как к личности [6, с.455–462].
Ряд перечисленных особенностей переживания родителями сложившихся обстоятельств иногда может привести к одному из самых печальных исходов: разводу. Отсутствие помощи в вопросе воспитания со стороны отца и постоянная нервная напряжённость со стороны матери неизбежно приводит к конфликтам между супругами. Не каждая пара способна выдержать подобное испытание.
Очень ярко ряд проблем семей с «особенным ребёнком» изображает Дэниел Киз в книге «Цветы для Элджернона», где мать, тщетно пытавшаяся помочь своему ребёнку «стать нормальным», в конце концов бросает эти попытки, а с появлением в семье здорового ребёнка и вовсе прячет первенца с ограниченными возможностями от посторонних. Она до последнего не принимает его таким, каков он есть, пока в конечном итоге не избавляется, отправив подальше, а сама семья, в последствии, распадается [7].
На мой взгляд, этот пример показателен тем, что иллюстрирует, как даже при сохранении семьи, когда ребёнок остаётся с родителями, могут возникнуть определённые трудности, как в диаде отношений родителя и ребёнка, так и в диаде супружеской пары. Не каждая семья может самостоятельно справиться с таким кризисным моментом, понять и принять малыша с его особыми потребностями и научиться грамотному и плодотворному взаимоотношению с ним.
На приведённый нами пример возникает вполне логичный вопрос: почему родители реагируют не одинаково? Исходя из особенностей поведения в возникшей ситуации, выделяют три группы родителей по типу реакции на диагноз ребёнка:
- «Родители авторитарного типа». Такие родители занимают активную жизненную позицию и настойчиво пытаются найти выход из ситуации. Они обращаются к лучшим педагогам, психологам и нередко к известным экстрасенсам и целителям. Их цель — оздоровление ребёнка. В погоне за этой целью они часто выдвигают нереальные требования ребёнку, не учитывая его реальных возможностей. Есть и другая крайность у родителей авторитарного типа: они могут отказаться от ребёнка, узнав о его дефекте. Часто в погоне за улучшениями, мать просто забывает поиграть с ребёнком и весело провести с ним время.
- «Родители невротического типа». Такие родители, напротив, занимают достаточно пассивную личностную позицию. Они не видят выход из сложившейся ситуации и не понимают, что многое в развитии ребёнка зависит от них самих. Такие родители склонны к гиперопеке, и нередки случаи, когда они закрываются от социума. Будущее самого ребёнка кажется им бесперспективным.
- «Родители психосоматического типа». Этому типу присуще скрывать свои переживания от посторонних, что впоследствии может стать причиной ряда заболеваний. Они так же, как и родители невротического типа, склонны к гиперопеке, часто жалеют ребёнка и, как и родители авторитарного типа, стараются найти для него лучших специалистов [8].
На глубину переживаний родителей оказывает и сам диагноз ребёнка, его характеристики, такие как выраженность нарушений, их стойкость, необратимость и длительность. Более глубокой психологическая травма родителей является в том случае, если они сами здоровы и не имеют серьёзных отклонений на психологическом и физическом уровнях. Однако, немного иначе дела обстоят в семьях, где родители сами имеют какие-либо отклонения в развитии. В этом случае они идентифицируют нарушения в развитии ребёнка со своими собственными и гораздо легче адаптируются к ним.
Нарушения в развитии — это проблема всей семьи, даже если родители справились с кризисной ситуацией и направили свою деятельность на создание благоприятной среды для роста и развития «особенного» ребёнка, не стоит забывать и о самих родителях. Зачастую, обращаясь за помощью в специальные центры, они прикладывают максимум усилий, чтобы помочь именно ребёнку, однако для достижения гармонии, важно учитывать и работать с внутренним состоянием каждого члена семьи [5, с.133–138]. Именно поэтому существуют различные центры, где с детьми и родителями работают специалисты, направляя их деятельность на достижение благополучия.
Исходя из выше сказанного, мы бы хотели затронуть тему работы психолога с такими семьями. На этапе консультирования специалисту необходимо учитывать ряд особенностей и вести особую тактику, позволяющую более эффективно достичь необходимых целей. Эта тактика определяется рядом задач:
- Установление контакта на уровне «обратной связи», предполагающей установку доверительного контакта, цель которого — убедить родителей в том, что им, действительно, сочувствуют и понимают. «Обратная связь» также направлена на установку доброжелательного контакта, при котором родитель может раскрыть свои глубинные переживания.
- Коррекция понимания родителями проблем ребёнка. Нам уже известно, что с момента осознания диагноза ребёнка родители находятся в состоянии эмоционального стресса, особенно сильно он проявляется у матерей. Задача психолога здесь состоит в том, чтобы перевести уровень восприятия проблемы с эмоционального на рациональный. Направить родителей на коррекционный образовательный процесс, в котором они сами могли бы принимать участие, так как это уникальная возможность занять активную позицию в формировании его будущего собственного ребёнка.
- Коррекция межличностных и внутрисемейных отношений. Коррекция отношений с ребёнком строится прежде всего на воспитании в нём чувства любви, привязанности к дому и родителям. Нарушения отношений между родителями также решаются психологом во время консультирования. Особенно эффективными методами здесь будут являться групповые занятия для родителей и индивидуальные с родителями и ребёнком [8].
Таким образом, создание семьи — важнейший этап в жизни каждого человека, который так или иначе затрагивает его ценностно-смысловые установки. Такое событие, как появление на свет нового члена семьи само по себе является кризисным. Рождение же ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и вовсе становится трагедией для родителей. В такой ситуации семья нуждается в помощи специалистов, чтобы справиться со стрессом и перестроить свой образ жизни, научиться грамотному и плодотворному взаимоотношению с ребёнком, путь к которому лежит не только через получение определённых знаний и навыков, но и работе с психологическим состоянием каждого члена семьи.
Литература:
- Варга А. Я. Введение в семейную терапию. / В. А. Варга; — М.: Когитоцентр, 2011, 184 С.
- Егорова Е. В. Рождение первого ребёнка, как нормативный кризис в жизни семьи. // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности, 2017. № 1, С. 290–294.
- Романчук О. И. Дорога любви. Путеводитель для семей с особыми детьми и тех, кто идёт рядом. / О. И. Романчук. М.: Изд-во Генезис, 2010. — 160С.
- Речкина Т. Н., Шейнова Н. Н. Формирование понимания и принятия родителями особенностей ребёнка-инвалида «Я и мой ребёнок». // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды, 2017, № 1, С. 161–165.
- Чётчикова В. С. Ермолова В. М. Оптимизация межличностных взаимоотношений в диаде родитель-ребёнок с ОВЗ посредством адаптивного фитнеса. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2017, № 6–2, С. 133–138.
- Лизунова Г. Ю. Социально-психологические проблемы семьи с ограниченными возможностями здоровья. // Ценностные ориентации молодёжи в условиях модернизации современного общества, 2018, № 1, С. 455–462.
- Киз, Дэниел. Цветы для Элджернона. / Дениел Киз. [пер. с англ. С. Шаров] М.: Изд-во эскмо-Пресс, 2016. — 320 С.
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева, И. Ю. Левченко. — М.: Просвещение, 2008. [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.koob.ru/levchenko_i/help_family