В мире отмечена тенденция к росту количества детей с ограничением жизнедеятельности. В настоящее время число официально признанных инвалидами людей превышает 12 млн. человек. По статистическим данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации около 500 тыс. детей в России официально признаны инвалидами вследствие интеллектуальных, физических или сенсорных расстройств, 17 % из них – дети-инвалиды [8].
До недавнего времени проводилась политика изоляции в отношении инвалидов. Такие дети воспитывались в специализированных домах инвалидов, домах ребенка, детских домах, интернатах. Сегодня ситуация меняется. Все больше родителей берут на себя задачи воспитывать ребенка-инвалида в семье. Однако сам факт появления ребенка-инвалида, неготовность общества адекватно воспринимать инвалидов и их семьи способствует развитию аномальной личностной и поведенческой изменчивости родителей.
В современной психологической литературе уделяется много внимания анализу особенностей взаимоотношений ребенка с ограниченными возможностями здоровья с родителями (С. Д. Забрамная, А. И. Захаров, В. В. Ткачева, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, М. М. Семаго и др.). При этом исследователи либо не делают различий между детско-материнскими и детско-отцовскими отношениями, либо указывают на большую роль матери в воспитании детей. Самостоятельно феномен отцовства предметом изучения ни в рамках детской, ни в рамках семейной психологии не выступает. Особенности отцовства, эмоционально-мотивационные и ценностно-смысловые аспекты роли отца мало изучены, хотя данные вопросы являются актуальными и значимыми при составлении коррекционных программ развития детей, программ психологического сопровождения семьи и при разрешении различных конфликтных семейных ситуаций.
Для нашей страны проблема отцовства является почти не изученной и особенно актуальной в силу исторических причин, особенностей влияния тоталитарного государства на становление роли мужчины вообще и отцовства в частности. Фактически за очень короткое время в течение жизни двух поколений картина отцовства существенно изменилась, изменились и социальные представления о том, каким должен быть отец и как он должен себя вести.
Современная модель отцовства связана с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. Меняются научные и теоретические представления о том, какие именно функции должен выполнять отец по отношению к своим детям. Если раньше было распространено представление о том, что мать лучше взаимодействует с ребенком-младенцем, подчиняясь природному инстинкту, и более приспособлена к этому генетически, поэтому она более компетентна в уходе за ребенком, сейчас ученые считают, что принципиальной разницы между отцом и матерью в уходе даже за совсем маленькими детьми нет. Отец может делать это так же хорошо, как и мать, что доказано исследованиями. Сейчас все более заметна тенденция к увеличению количества отцов, которые принимают самое активное участие в жизни своего ребенка, начиная с момента его рождения [1]. Следовательно, нельзя отрицать наличие закономерности психологической изменчивости личности отца, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Качественные изменения отцов таких детей проявляются на психологическом и социальном уровнях [6].
Психологический уровень. Через рождение детей достигаются личностные, внутренние цели мужчины, желание самореализоваться в ребенке. Э. Фромм описал любовь отца к ребенку как основанную на определённых условиях, руководствующуюся принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты похож на меня». Отклонения в развитии ребенка не позволяют оправдать отцовских надежд.
Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Деформируются сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений; система отношений членов семьи с окружающим социумом; особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка.
Социальный уровень. Совершенно очевидно, что одной из важнейших характеристик отцовства является его социальная детерминированность. Социум предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному b социальному статусу отца. Именно отцовство, наличие детей позволяет говорить о статусе мужчины, то есть, с одной стороны, отцовство связано с социальным статусом, т. е. становится возможным для мужчины, в отличие от женщины, только по достижению определенного статуса, а с другой — отцовство само по себе повышает статус мужчины как члена общества, что проявляется в большем уважении и доверии к мужчине-отцу.
В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии контакты мужчины с окружающим социумом искажаются. Причиной этого являются характерные особенности состояния и развития больного ребенка, а также личностные установки самого мужчины: страх, стыд, чувство неполноценности как мужского члена общества, своей маскулинности и репродуктивной способности.
Выделяют два типа отцовства в зависимости от того, какая психологическаяпотребность в мужчине сильнее: опекать, заботиться или учить. К первому типу относятся мужчины, жаждущие опекать ребенка, когда он слаб, беззащитен, беспомощен. Как правило, данный тип отцовства имеет место быть только в первые годы жизни ребенка. Однако данный тип отцовства свойственен и мужчинам, имеющим детей-инвалидов, в силу их психофизиологических особенностей развития. У других мужчин ведущая потребность — учить, передавать свои знания и умения, т. е. сделать ребенка в прямом смысле своим наследником. Как правило, это родители здоровых детей.
Итак, переживания, которые испытывают отцы детей с психофизическими недостатками, влияют на их самосознание, эмоциональную и когнитивную системы. Каждый мужчина может по-разному реагировать на появление в семье ребенка-инвалида. В современных психологических исследованиях личности выделяются три основных типа реагирования индивида в ситуации эмоционального стресса: стенический (сильный), гипостенический (слабый) и смешанный [6].
Стенический тип реагирования. Отмечаетсятенденция к асоциальным формам взаимодействия. В этой группе самый высокий процент акцентуированных лиц. Родители с импульсивно-инертными чертами (авторитарный тип) характеризуются тенденцией к резистентности и усиленной сопротивляемости к фрустрирующему воздействию сложившихся обстоятельств, в крайнем случае, проявляется тенденция к обособленности позиции.
Гипостенический тип реагирования. Эта группа родителей занимает второе место по числу акцентуированных лиц. Родители с тревожно-сенситивными личностными тенденциями получили название невротичные. У невротичных родителей эмоциональная реакция на стресс, вызванный рождением больного ребенка, проявляется повышенной тревожностью, различными страхами, глубокой депрессией (гипостенический тип реагирования). Эти особенности родителей в их взаимодействии с больным ребенком приобретают характер подчинения сложившимся обстоятельствам. Часто это проявляется в виде педагогической некомпетентности, воспитательской неумелости, а в отдельных случаях отторжениям самого ребенка, вызывающего стресс. Фрустрирующая ситуация для этих родителей постепенно приобретает непреодолимый характер.
Смешанный тип реагирования. Данная группа родителей представлена лицами, сочетающими в себе как гипо-, так и гиперстенические свойства. Для этих родителей характерны предрасположенность к высокой нормативности поведения и сдержанности в проявлении эмоций, внутреннее субъективно-индивидуалистичное переживание своей проблемы, что сопряжено с возникновением психосоматических заболеваний. Именно последняя характеристика и послужила причиной названия обследуемой группы — психосоматичные.
В зависимости от типа реагирования индивида на стрессовую ситуацию, стили воспитания (в частности отцовского) детей с особыми потребностями, дифференцируются на четыре группы [2]:
Первая: стиль воспитания — гиперопека, что со временем может измениться гиперпротекцией (фобия утраты ребенка). Ребенок становится центром жизнедеятельности такого родителя, поэтому коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о возможностях ребенка. Такая семья оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка-инвалида, оказывается в ее эгоцентризме, постоянной зависимости от родителей, отсутствия собственной активности в действиях, занижении самооценки.
Вторая группа: «холодные» отношения с ребенком, гипопротекция, снижение эмоциональных контактов. Внимание акцентируется на медицинской стороне проблемы, поэтому родители проявляют повышенные требования к медицинскому обслуживанию, пытаясь таким образом компенсировать свой психологический дискомфорт. Именно в таких семьях встречается явление скрытого алкоголизма родителей. Семья такого типа способствует формированию в личности ребенка эмоциональной неуравновешенности, высокой тревожности, нервно-психического напряжения, порождает комплекс неполноценности, беззащитность, неуверенность в себе
Третья группа: стиль сотрудничества, конструктивные и ответственные отношения с ребенком, родители осознали проблему, верят в успех, знают все сильные стороны личности ребенка, развивают его самостоятельность. Родители этой группы имеют, как правило, высокий образовательный уровень, проявляют постоянный интерес к организации социально-педагогического развития ребенка, поддерживают проявления его самостоятельности, налаживают контакты с внешним миром. При таких условиях у ребенка-инвалида развивается чувство защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений не только с ближайшим окружением, но и с внешней действительностью целом
Четвертая группа: репрессивный стиль семейного общения; авторитарная родительская позиция; пессимизм, ограничения прав ребенка; постоянные требования соблюдения определенных правил, а при отказе — возможны и физические наказания. В такой семье у ребенка формируется аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, повышенная возбудимость, раздражительность.
Преобладающим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети с патологией развития, является гиперопека. Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение отцом больного ребенка, проявляющееся в жестоком обращении.
Таким образом, рождение ребенка-инвалида оказывает существенное влияние не только на личность матери, но и отца. Отец является таким же важным и необходимым для ребенка человеком, как и мать. Вследствие этого, необходимо практическое изучение психологических и социальных изменений, которые претерпевают мужчины с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, наметить пути оказания психологической помощи отцам в зависимости от выявленных характеристик, свойств и акцентуаций его личности.
Литература:
1. Борисенко Ю. В. Психология отцовства. — Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. — 220 с
2. Кислян Л. А. Проблемы адаптации семьи к воспитанию ребенка с особыми потребностями //Актуальные проблемы обучения и воспитания людей с особыми потребностями: Сб. научных трудов. — М.: Университет «Украина», — 395 с., с. 64–65].
3. Мамайчук. И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001.-220 с.
4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. — М., 2004.
5. Семаго М. М. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием // Школа здоровья. 1996. № 3. С. 41–54.
6. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. — М., 2006.
7. Ткачева В. В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. — М.: Академия, 2003.- С.280–290.
8. http://www.gks.ru/