Влияние стилей семейного воспитания на сепарацию людей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 18.03.2022

Статья просмотрена: 553 раза

Библиографическое описание:

Фролова, Л. В. Влияние стилей семейного воспитания на сепарацию людей с ОВЗ / Л. В. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89447/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются основные стили семейного воспитания в семьях, где родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, основные причины формирования семейных отношений, анализируются основные ошибки в семейном воспитании детей с ОВЗ и их влияние на сепарацию молодых людей и становление самостоятельной личности.

Ключевые слова: стили семейного воспитания; люди с ОВЗ; сепарация, особое родительство, взаимоотношения в семьях с ребенком с ОВЗ, виды протекций.

Под стилем семейного воспитания принято понимать совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка по всем направлениям его жизнедеятельности [2]. Проблема влияния семьи на личность и поведение человека находилась в сфере интересов многих исследователей и теоретиков (А. Я. Варга, А. И. Гарбузов, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. В. Ковалев, В. М. Минияров, А. В. Петровский, Н. В. Самоукина, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий; Д. Баумринд, А. Болдуин, Броди, Г. Навайтис, Р. Скиннер, Г. Х. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.). Наиболее известные и распространённые классификации стилей семейного воспитания предложены А. Болдуином, Д. Баумринд, В. И. Гарбузовым, А. И. Захаровым и Д. Н. Исаевым, Г. Крайг, Э. Г. Эйдемиллером. Значимость эмоциональных детско-родительских отношений подчеркивается в работах Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. И. Захаровой, А. С. Спиваковской, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни.

Появление ребенка в любой семье — важное и незабываемое событие, которого с трепетом ждут оба родителя на протяжении девяти месяцев беременности, рисуя в голове у себя картинку идеального детства, материнства и отцовства. Но случается так, что развитие ребёнка в какой-то момент перетекает в другое русло, в семье появляется ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидность собственного ребёнка — частая причина для психологических проблем родителя. Ребенок с любыми ограниченными возможностями влияет на образ жизни, который уже существует в семье. Реакцию человека на появление ребёнка с нарушениями в развитии невозможно предугадать: слишком много факторов на них влияет, но с уверенностью можно заявить о том, что это является большим потрясением для каждого человека.

Семейные пары, услышав диагноз своего будущего или уже рождённого ребёнка, нередко распадаются, потому что у родителей особенного малыша могут быть разные взгляды на жизнь. Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние на взаимоотношения между родителями. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка [1; 2].

Вопросы о полноценности семьи ребенка с ОВЗ не входят в официальные опросы, но по негласной статистике в большинстве случаев отцы уходят из таких семей, так как рождение особенного ребёнка воспринимают как ущемление мужского достоинства [3]. В неполной семье, где ребёнка воспитывает мать-одиночка существуют свои особенности взаимоотношений и вытекающие из них проблемы. Однако не все мужчины так воспринимают рождение ребенка с ОВЗ, есть отцы, для которых появление такого ребенка является стимулом для развития, мотивирует на борьбу за лучшее будущее для него, является путём самореализации мужчины. Наиболее многочисленная группа мужчин, сохраняющих семью после появления ребенка–инвалида, считает своей основной задачей дополнительное материальное обеспечение семьи [4].

В России существуют и функционируют специальные центры для поддержки семей и их реабилитации, готовые всегда поддержать семью, воспитывающую ребёнка с ОВЗ. Также законом предусматривается обучение родителей и повышение их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей. С родителями и детьми работают специалисты, помогающие ребёнку и родителям не просто существовать, а полноценно, насколько это возможно, жить с любым диагнозом. Кроме того, такие центры помогают найти и детям, и родителям, людей со схожими интересами и проблемами, социализироваться и не концентрировать своё внимание только лишь на болезнях и отклонениях развития.

Нельзя забывать, что семья является первоначальной средой, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации [5]. Именно поэтому система помощи семье должна быть направлена не на подмену самой семьи, а на развитие её собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально–педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребёнка. Во многом это зависит от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания, который во многих случаях необходимо подвергнуть коррекции специалиста [6]. Разберёмся в этом вопросе подробнее.

Основная работа специалистов с семьёй заключается в том, чтобы дать родителю те знания, которые помогут решить основные проблемы ребёнка. Прежде всего, круг, получаемых родителями знаний, касается характера внутрисемейных отношений, поскольку основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка, является отношение родителей к его дефекту [4].

Стили семейного воспитания экспериментально исследовались через опросник стиля родительского воспитания АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса, тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, тест для родителей «Ваш стиль воспитания» В. В. Столина. Наличие ограничений в здоровье ребёнка наносит отпечаток на стиль семейного воспитания, взаимоотношения в семье между её членами и с социумом в целом. Выделяют следующую классификацию нарушенных типов семейного воспитания:

— потворствующая гиперпротекция, в таком случае ребёнок — центр жизни семьи и всех её членов, жизнь каждого родителя или близкого родственника видит своей целью удовлетворение потребностей ребёнка. Результатом является отсутствие самостоятельности и инициативы посредством чрезвычайной опеки и заботы родителя. Во взрослом возрасте такие люди не могут жить самостоятельно без поддержки родителей, без их авторитетного мнения.

— доминирующая гиперпротекция, в таком случае ребёнок также является центром всей жизни семьи и ее членов, но ему, наоборот, всё запрещается. Такой стиль семейного воспитания также влияет на отсутствие самостоятельности. Во взрослом возрасте такие дети не могут принимать важные решения, потому что их истинные желания в детстве подавлялись.

— эмоциональное отвержение, ребёнок при таком стиле воспитания становится безразличен родителям, они его эмоционально отвергают. Это происходит по ряду различных причин. Возможно, члены семьи не смогли смириться с диагнозом ребёнка или семья вообще распалась. Невнимательность и безразличие родителей к ребёнку, его нуждам и желаниям порой может доходить до жестокости. Родители не пытаются создать физический и психологический комфорт для своего ребёнка. Во взрослой жизни это мешает выстраивать близкие отношения с другими людьми, такие дети вырастают без базового доверия к миру.

— гипопротекция, при таком стиле воспитания ребёнок предоставлен сам себе, родители не реагируют на него ни положительно, ни отрицательно. Не знают, чем он интересуется, что любит, как живёт, с кем общается и так далее, не удовлетворяют его потребности и не контролируют его. Во взрослом возрасте такие люди не доверяют миру, стараются полагаться только на себя, им сложно выстраивать личные отношения, работать в коллективе.

— непоследовательный тип, при таком стиле семейного воспитания родители чередуют строгость и либерализм, внимание к ребёнку и эмоциональное отвержение. Во взрослом возрасте у таких детей отсутствует уверенность в завтрашнем дне и способность к поддержанию стабильности, так называемые «эмоциональные качели».

— воспитание в культе болезни, при таком стиле семейного воспитания жизнь семьи полностью посвящена больному ребёнку и его интересам, родители сотворяют себе кумира в виде больного ребёнка и даже, видя улучшения, игнорируют их, продолжая общаться с ним как с больным и слабым. Во взрослом возрасте это приводит к инфантильности, нежелании брать на себя ответственность.

Главной особенностью семей с нарушенным типом взаимоотношений является проблема сепарации молодого взрослого человека от своей семьи, невозможности ухода из неё в самостоятельную жизнь. И родители, и подросший ребёнок не представляют свою жизнь друг без друга, счастливо, как им кажется, живут вместе. Родителям особенных детей необходимо помочь осознать, что их роль в жизни подрастающего взрослого не вечна, главной целью воспитания любого ребёнка является воспитание полноценной самостоятельной личности, которая сможет социализироваться и найти своё место в обществе. Поэтому с родителями особенных детей необходимо полноценно работать специалистам, снижать их тревожность посредством увеличения навыков у молодого взрослого, чтобы быть полноценным участником жизни, насколько это возможно. Состояние выученной беспомощности за годы прочно укрепилось в мышлении молодых людей с ОВЗ, и потребуется гораздо больше усилий на его изменение. Потребуется совместная работа над установлением новых границ и количеством свободы, которую должен получить молодой взрослый, чтобы обрести новую мотивацию и расширить зону ближайшего развития.

Литература:

  1. Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребенка//Вестник ОГУ. 2014.
  2. Белоусова Н. С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений// Педагогическое образование в России. 2013.
  3. Маллер А. Р. У вас особенный ребенок. Книга для родителей. — М.: Секачев В. Ю., 2014. — 92 с.
  4. Молчанова Е. В. Психологические аспекты детско-родительских отношений// Психология и педагогика: методика и проблемы 2014.
  5. Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии. Учебник. — М.: Владос, 2015. — 272 с.
  6. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и воспитания. Инструктивно-методические материалы. — М.: Учитель, 2016. — 200 с.
  7. Санникова А. И., Редькина Н. В. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях// Гуманитар., соц.-экон. и общест. науки. — 2015.
  8. Сапижев М. С. Соц. интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников в лагере. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. — 188 с.
  9. Шимин Н. Д., Метельская К. С. О ценности современной семьи // Новые идеи в философии. 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, родитель, взрослый возраст, семья, ребенок, стиль, больной ребенок, жизнь семьи, отсутствие самостоятельности, эмоциональное отвержение.


Ключевые слова

сепарация, стили семейного воспитания, люди с ОВЗ, особое родительство, взаимоотношения в семьях с ребенком с ОВЗ, виды протекций

Похожие статьи

Особенности отношения родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются особенности отношений родителей детей с ОВЗ и здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения отношений родителей к инклюзивному образов...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Самооценка женщин зрелого возраста, не прошедших сепарацию от родителей

В статье представлены результаты исследования самооценки женщин зрелого возраста, проживающих в родительских семьях. Представлены результаты диагностики типов воспитания их матерей. Найдены достоверные взаимосвязи, позволяющие оценить связь между так...

Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Статья посвящена анализу социально-психологических проблем от различных авторов, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделяются особенности родительски-детских взаимоотношений в подобных семьях, на основе...

Особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен сравнительный анализ особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Обнаружены различия в таких показателях как удовлетворенность браком, психологический ...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, полученные в ходе научно — исследовательской работы. Авторами описаны обобщенные результаты эмпирического исследования. Предметом исследования выст...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Похожие статьи

Особенности отношения родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования

В статье рассматриваются особенности отношений родителей детей с ОВЗ и здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения отношений родителей к инклюзивному образов...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Самооценка женщин зрелого возраста, не прошедших сепарацию от родителей

В статье представлены результаты исследования самооценки женщин зрелого возраста, проживающих в родительских семьях. Представлены результаты диагностики типов воспитания их матерей. Найдены достоверные взаимосвязи, позволяющие оценить связь между так...

Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Статья посвящена анализу социально-психологических проблем от различных авторов, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделяются особенности родительски-детских взаимоотношений в подобных семьях, на основе...

Особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен сравнительный анализ особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Обнаружены различия в таких показателях как удовлетворенность браком, психологический ...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, полученные в ходе научно — исследовательской работы. Авторами описаны обобщенные результаты эмпирического исследования. Предметом исследования выст...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Задать вопрос