Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 02.06.2021

Статья просмотрена: 473 раза

Библиографическое описание:

Ткачева, Т. С. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста / Т. С. Ткачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 486-489. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81890/ (дата обращения: 15.11.2024).



У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Актуальность исследования определяется необходимостью психолого-педагогического сопровождения семей старших дошкольников, благодаря которому в таких семьях повышается уровень психологической компетентности, формируются эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения. Целью исследования является создание приемлемых условий для социального становления, развития личности ребенка как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении. Основной задачей исследования является выявление отношения родителей к проблемам развития и воспитания старших дошкольников, возможности получения психолого-педагогической помощи. Анкетирование родителей стало ведущим методом исследования, благодаря которому получены данные, по-новому характеризующие проблемы и условия семейного воспитания старших дошкольников. Результаты исследования представляют интерес для педагогов-психологов, педагогов дошкольного образования и других специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, семья, старшие дошкольники, детско-родительские отношения.

In a preschool child, age-related psychological characteristics are primarily formed under the influence of family education and living conditions. Therefore, the most popular is the psychological and pedagogical support of all participants in the educational process. The relevance of the study is determined by the need for psychological and pedagogical support for families of older preschoolers, thanks to which the level of psychological competence in such families increases, emotionally favorable child-parent relations are formed. The aim of the study is to create acceptable conditions for the social formation and development of the child's personality, both in the family and in a preschool educational institution. The main objective of the study is to identify the attitude of parents to the problems of development and education of older preschoolers, the possibility of receiving psychological and pedagogical assistance. The survey of parents has become the leading method of research, thanks to which data are obtained that characterize the problems and conditions of family education of older preschoolers in a new way. The results of the study are of interest to teachers-psychologists, teachers of preschool education and other specialists who provide psychological and pedagogical support to families raising children.

Keywords: psychological and pedagogical support, family, senior preschoolers, child-parent relations.

На сегодняшний день огромное внимание уделяется вопросам психолого-педагогического сопровождения семей, которые воспитывают детей дошкольного возраста. Это подчеркивают Л. С. Выготский [2], В. С. Мухина [4]. Именно на этапе дошкольного детства интенсивно развивается самосознание и высшие чувства, закладываются основы социализации. А T. V. Levkova [7]. Все эти факторы говорят о значимости дошкольного детства в плане формирования психологического здоровья личности. Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса становится в системе дошкольного образования наиболее востребованным. Сегодня забота о полноценном и свободном развитии ребенка является важнейшей частью деятельности любого дошкольного образовательного учреждения. О. В. Карынбаева и О.Е Шаповалова [3] отмечают, что в дошкольных образовательных учреждениях в основном созданы благоприятные условия, для личностного развития каждого ребенка.

Особая ответственность за предоставление условий, которые способствуют личностному развитию ребенка, возлагается на семью, как на первый институт социализации человека. От положительного микроклимата в семье у ребенка благоприятно формируются физические, психологические и эмоциональные навыки. В настоящее время большое количество родителей старших дошкольников в силу незнания возрастной психологии своего ребенка, отсутствие времени становятся формальными участниками образовательного и воспитательного процесса. Как показывает опыт, многие родители будущих первоклассников сами оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, слишком эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей, не способны оказать им психологическую поддержку. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста [2]

Как подчеркивают в своих работах В. В. Тараканова и К. А. Слабожанинова [6], около 20 % семей, в которых воспитываются дети старшего дошкольного возраста, являются неблагополучными в стиле семейного воспитания и в плане построения детско-родительских отношений. Не всегда можно исправить ошибки семейного воспитания и восполнить упущения и в дошкольном возрасте, когда ребенок особенно уязвим к неблагоприятным воздействиям.

Как утверждают С. А. Козлова и Т. А. Куликова [1], результативное взаимодействие с семьей, квалифицированных и опытных психологов педагогов, является важнейшим условием, положительно способствующим социальному становлению личности ребенка, его полноценному формированию и развитию. Осознанное и правильное отношение родителей к имеющимся проблемам, поможет составлять основу взаимодействия и возможности получить квалифицированную психолого-педагогическую помощь и поддержку. Что, к сожалению, несвойственно неблагополучным семьям.

Поэтому целью данного исследования является изучение значимых, наиболее острых и требующих внимания вопросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми старшего дошкольного возраста, выявление отношения родителей к проблемам в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста а также к возможности получения квалифицированной и своевременной психолого-педагогической помощи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как подчеркивают И. Ю. Левченко и С. Д. Забрамная [5], наибольшая необходимость в психолого-педагогическом сопровождении возникает у родители старших дошкольников. Они особенно часто прибегают к помощи специалистов по вопросам развития детей и их подготовки к дальнейшему школьному обучению. В этом возрасте требования к ребенку возрастают, и не всем родителям удается адекватно оценивать, как его возможности, так и собственные воспитательские позиции.

Для достижения целей исследования нами был проведен анонимный анкетный опрос. Количество опрошенных респондентов составило 40 человек. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 534 общеразвивающего вида» города Екатеринбурга. Опрашиваемым респондентам (родителям детей 6–7 лет, посещающих подготовительную группу ДОУ) было предложено в письменной форме ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых аспектов семейного воспитания. Респонденты выбирали несколько подходящих вариантов ответа на вопросы анкеты или предлагали свой вариант ответа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования было выявлено, что у 76 % опрошенных родителей полная семья, 24 % представляют неполные семьи. Все респондентов считают условия жизни и воспитания детей вполне приемлемыми, а свои семьи благополучными. По количеству детей 44 % респондентов заявили, что в их семье один ребенок, 35 % семей имеют второго ребенка 21 % — многодетные семьи.

В соответствии с данными анкетирования дети респондентов старшего дошкольного возраста регулярно посещают детский сад в течение продолжительного периода около 3–4 лет. В этот период времени у них с педагогом должны были сложиться доверительные, устойчивые отношения. На вопрос, к кому они обращаются за советом в случае возникновения проблем, связанных с воспитанием ребенка, ответы оказались неоднозначными. Абсолютное большинство опрошенных 60 % ответили, что они самостоятельно решают подобные проблемы. Для решения таких проблем используют чаще всего интернет ресурсы, книги. Еще 26 % респондентов указали, что периодически им приходится советоваться с близкими и друзьями. И лишь небольшая часть опрошенных, всего 14 %, руководствуются советом воспитателя. Сложившаяся ситуация в значительной степени беспокоит педагогов ДОУ. Педагоги говорят о том, что многие родители в силу своей занятости не посещают общегрупповые родительские собрания, не реагируют на просьбы и замечания воспитателей. В должной степени не интересуются происходящим в развитии и поведении ребенка и почти не задают вопросов воспитателю.

Все 100 % опрошенных отметили, что в случае необходимости в психолого-педагогической помощи, наиболее приемлемо было бы получить ее именно в дошкольном образовательном учреждении (детском саду). Согласно пожеланиям опрашиваемых психолого-педагогическая помощь должна быть оказана специалистом самой высокой квалификации в рамках индивидуальной консультации, бесплатно и в кратчайшие сроки.

На вопрос о том, имели ли опрашиваемые респонденты опыт обращения за консультативно-методической помощью к специалистам за пределами ДОУ (психолог, логопед, дефектологу) 40 % испытуемых дали отрицательный ответ. По мнению еще 45 %, их дети посещают занятия логопеда, и 15 %)отметили, что обращались за консультацией к психологу по вопросам результативной подготовки ребенка к обучению в школе. Из опроса мы получили данные, что к дефектологу никто из родителей не обращался. Описывая свои родительские проблемы, 40 % опрошенных подчеркивали, что им несколько раз пришлось реагировать на некоторые отклонения в эмоциональном развитии и поведении ребенка. Факторы, которые вызвали их обеспокоенность: неусидчивость, отвлекаемое внимание ребенка, быстрая утомляемость. А 23 %ответили, что хотели бы получить больше информации о профилактических мерах для предотвращения вероятных нарушений психического развития. По вопросам такого типа была бы наиболее приемлема консультативная помощь психолога и педагога-дефектолога. Наибольшее количество участников опроса (82 %) отметили особую значимость проблемы развития речи детей в аспекте их подготовки к обучению в школе.

ВЫВОДЫ

Таким образом, для качественной подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению и гармоничному развитию успешной личности должны быть созданы необходимые условия как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Поэтому проблема психолого-педагогического сопровождения таких семей является особенно важной. Оказание семье поддержки и помощи в профилактике и разрешении трудностей семьи в период подготовки ребенка к школе является центральной задачей психолого-педагогического сопровождения.

Эффективная совместная работы педагогов ДОУ и родителей положительно влияет на все стороны педагогического процесса: родители активно участвуют в жизни детей, тем самым лучше понимают и налаживают взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше информации о ребенке, это дает возможность выбрать результативные средства для воспитания и обучения. Дети, ощущая поддержку и помощь как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, чувствуют себя увереннее, спокойнее, комфортнее. Дети лучше усваивают учебный материал, гораздо меньше конфликтуют со сверстниками и взрослыми.

В психолого-педагогическом сопровождении очень многое зависит от уровня осознанности и ответственности родителей за дальнейшее будущее своего ребенка, готовности родителей понять проблемы, сопряженные с развитием и воспитанием. Самое главное — своевременно обратиться к квалифицированному специалисту и воспользоваться психолого-педагогической помощью. Наше исследование выявило тот факт, что очень небольшое число родителей детей старшего дошкольного возраста готовы принять психолого-педагогическую помощь от воспитателя дошкольного образовательного учреждения, несмотря на то, что воспитатель достаточно хорошо знает каждого ребенка и проводит с детьми большое количество времени. Очевидно, что не все родители осознают необходимость обращения к специалистам, которые могут решить возникшие вопросы помощи родителям за пределами дошкольного образовательного учреждения. Исключение составляет лишь обращение к логопеду. Можно сделать общий вывод о том, что проблема психолого-педагогического сопровождения семьи на сегодняшний день остается актуальной и требует дальнейшего, всестороннего и более глубокого изучения.

Литература:

  1. Взаимодействие детского сада и семьи в социальном развитии ребенка / под ред. С. А. Козловой, Т. А. Куликовой; Московский городской педагогический университет.– Москва: [б. и.], 2011. — 160 с.
  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург: Союз, 1997. — 220 с.
  3. Карынбаева, О. В. Отношение педагогов к проблеме взаимодействия с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста / О. В. Карынбаева, О. Е. Шаповалова // Научное мнение. — 2019. — № 9. — С. 53–57.
  4. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. — Москва: Просвещение, 2007. — 296 с.
  5. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — Москва: Академия, 2003. — 320 с.
  6. Тараканова, В. В. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками / В. В. Тараканова, К. А. Слабожанинова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2012. — № 5. — С. 75–77.
  7. Шаповалова, О. Е. Исследование психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях / О. Е. Шаповалова // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 4. — С. 94–96.
  8. Psychological health of preschoolers in the context of personal sovereignty of psychological health and attachment to the mother / T. V. Levkova, N. V. Shklyar, O. V. Karynbaeva, E. A. Borisova, O. E. Shapovalova // Humanities and Social Sciences Reviews. — 2019. — Vol. 7, No 6. — P. 1032–1039.
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, старший дошкольный возраст, психолого-педагогическая помощь, семья, семейное воспитание, детский сад, дошкольный возраст, психолого-педагогическое сопровождение семей.


Похожие статьи

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО

В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Сегодня достаточно актуальна для родителей проблема адаптации ребенка к детскому саду. Ведь момент поступления малыша в детский сад является тяжелым процессом как для него, так и для его родителей. В этот момент для детей характерен сильнейший стресс...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошколь...

Похожие статьи

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО

В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Сегодня достаточно актуальна для родителей проблема адаптации ребенка к детскому саду. Ведь момент поступления малыша в детский сад является тяжелым процессом как для него, так и для его родителей. В этот момент для детей характерен сильнейший стресс...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошколь...

Задать вопрос