Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 22.06.2017

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Малинкина, А. В. Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе? / А. В. Малинкина, Г. Ш. Арифуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 298-299. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44863/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы, а также формы урочной и внеурочной работы с одаренными детьми.

The article considers the main approaches to the organization of teaching and educational work with gifted children in primary school. The main components of this process are presented, including the statement of the goal of pedagogical influence, its principles, as well as the forms of curricular and after-hours work with gifted children.

Проблема эффективного педагогического взаимодействия с одаренными детьми представляет собой сложную задачу, решить которую возможно лишь с позиций комплексного психолого-педагогического подхода.

Для определения стратегии и основных педагогических технологий необходимо четко представить основные составляющие процесса:

− ведущие характеристики субъекта обучения- одаренного ребенка;

− принципы построения педагогической работы;

− наиболее эффективные формы и технологии организации учебно-воспитательной работы.

Нами были изучены основные характеристики одаренных детей, которые кратко представлены в таблице 1.

Таблица 1

Название характеристики

Сущность

  1. Умственные способности

Интеллектуальный показатель IQ на порядок выше нормы

  1. Личностные особенности

Требовательность к себе и результатам своей работы, любознательность.

  1. Способности

Развитое творческое воображение, интерес ко всему необычному. Часто — ярко выраженные специальные способности, связанные с интересом к определенному предмету.

Для организации успешной работы с одаренными детьми учитель должен определить цель и задачи, что в итоге влияет и на выбор форм педагогического воздействия.

Целью работы, на наш взгляд, является создание оптимальных условий благоприятной образовательной среды для развития одаренных детей. Эти условия должны иметь опережающий характер, позволяющий учитывать перспективы индивидуального образовательного маршрута каждого ученика.

К основным принципам педагогического воздействия следует отнести:

− организацию дифференцированного подхода в обучении, предполагающего углубление и расширение «образовательного пространства предмета» [1];

− Применение соответствующих форм урочной и внеурочной работы;

− Внимание к усилению «межпредметных связей в индивидуальной работе учащихся» [2], что обеспечивается разработкой олимпиад, предметных недель и т. д.

Формы и приемы педагогического воздействия включают:

  1. Деятельность по развитию детей на уроке, где в качестве основных образовательных технологий выступают: творческие работы, презентации, интерактивные технологии, решение проблемно-ориентированных задач, проектная деятельность.
  2. Внеурочная работа предполагает использование следующих технологий:

− деятельность исследовательских кружков и секций, например «Юный краевед», «Юный геолог», «Фарадей» и т. д.

− работа в творчески ориентированных клубах, например «Мастерская словесности», «Палитра» и т. д.

− проведение конкурсов «Учение года» (включающие конкурсы поэтов, чтецов, интеллектуальные игры и т. д.

− Организация групповых занятий, например, «Математика в играх», «Искусство слова» [3].

Важную роль играет и организация самостоятельной работы одаренных учеников, в том числе применение дифференцированных домашних заданий, работа с рекомендуемой литературой и образовательными интернет-ресурсами.

Педагоги-практики подчеркивают необходимость создания учениками портфолио, как портфеля достижений, возможно, имеющего определенную направленность для одаренного ученика.

Таким образом, организация работы с одаренными детьми в начальной школе должна способствовать:

− выявлению детей в ходе творческих и интеллектуальных конкурсов, тренингов и т. д.

− развитию и совершенствованию методики преподавания;

− созданию благоприятной образовательной среды для одаренных учеников, имеющей в основе определенную педагогическую концепцию.

Литература:

1. Магомедгаджиева А. М. Проблема работы с одаренными детьми на уроках математики с использованием интерактивных технологий // Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Под редакцией А. В. Петрова, Н. С. Часовских. 2016. – С. 157–160.

2. Пелевина И. А. Педагогические приемы работы с одаренными детьми в начальной школе//Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2016. № 1. С. 38–39.

3. Мещерова А. А. Опыт организации работы // Нижегородское образование. 2009. № 1. – С. 98–104.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое воздействие, внеурочная работа, благоприятная образовательная среда, начальная школа, ребенок, учебно-воспитательная работа.


Похожие статьи

Система подготовки воспитанников к школе

В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...

Ознакомление с окружающим миром как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается роль занятия воспитателя с особенными детьми с ТМНР по ознакомлению с окружающим миром. Роль данного занятия состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлени...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Особенности организации непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста

Данная статья посвящается основным правилам проведения непрерывной образовательной деятельности в группе детей раннего дошкольного возраста. Как сделать занятие интересным и запоминающимся, учитывая возрастные особенности детей. Статья будет полезн...

Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольной математике

Метод обучения — это система познавательных действий обучаемого и практической педагогической деятельности обучающего. Методы обучения предполагают наличие определенных способов приобретения знания учащимися как главного субъекта учебного процесса. В...

Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ

В работе дана общая характеристика, показаны основные направления, раскрыто содержание опытно-экспериментальной работы (практическая реализация модели педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекцио...

Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения

В статье представлен опыт работы по формированию правил дорожной безопасности у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию

Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...

Проектирование эмпирического исследования по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к содержанию основных понятий исследования, проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Обозначена необходимость патриотического воспитания дошк...

Похожие статьи

Система подготовки воспитанников к школе

В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...

Ознакомление с окружающим миром как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается роль занятия воспитателя с особенными детьми с ТМНР по ознакомлению с окружающим миром. Роль данного занятия состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлени...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Особенности организации непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста

Данная статья посвящается основным правилам проведения непрерывной образовательной деятельности в группе детей раннего дошкольного возраста. Как сделать занятие интересным и запоминающимся, учитывая возрастные особенности детей. Статья будет полезн...

Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольной математике

Метод обучения — это система познавательных действий обучаемого и практической педагогической деятельности обучающего. Методы обучения предполагают наличие определенных способов приобретения знания учащимися как главного субъекта учебного процесса. В...

Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ

В работе дана общая характеристика, показаны основные направления, раскрыто содержание опытно-экспериментальной работы (практическая реализация модели педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекцио...

Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения

В статье представлен опыт работы по формированию правил дорожной безопасности у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию

Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...

Проектирование эмпирического исследования по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к содержанию основных понятий исследования, проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Обозначена необходимость патриотического воспитания дошк...

Задать вопрос