Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна, потому что, одарённые дети являются творческим потенциалом для развития дополнительного образования. И задача педагогов позволяет решать одну из главных проблем дополнительного образования — это выявление, развитие и поддержку одарённых детей, так как эти дети проявляют особые умственные, творческие и физические возможности, и могли бы своевременно получать углублённое образование, раньше включаться в творческую жизнь.
Как же можно выявить одарённость ребёнка? Выявить одарённых детей можно: в первую очередь в семье — это мнение родителей о круге интересов и склонностях, об особенностях личностного развития их ребёнка, области наибольшей успешности. Во вторую — в дошкольном учреждении и школе, при использовании таких форм деятельности, как анализ особых успехов и достижений ребёнка: создание банка данных по одарённым детям; на основе итогов конкурсов, соревновательных мероприятий, выставок; а также достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.
В системе дополнительного образования можно выделить формы обучения одарённых детей: система творческих конкурсов и выставок; творческие лаборатории; обучение в малых группах и индивидуальное обучение по программам творческого развития в определённой области; работа по творческим и исследовательским проектам; соревновательные мероприятия. Также на базе учреждения дополнительного образования необходимым является организовать психологическое сопровождение родителей одарённого ребёнка: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка и родителя, поддержка и поощрение родителей.
Работая с одарёнными детьми выделим несколько этапов:
- Разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одарённых детей.
- Развить в одарённом ребёнке психологию лидера. Он должен не стесняться показывать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны.
Эти дети также нуждаются в поддержке со стороны взрослых и педагоги призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
В системе дополнительного образования можно выделить следующие направления развития одарённости детей:
- Создание мотивации к развитию и обучению, т. е. побуждать ребёнка ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.
- Развивать самостоятельность, активное отношение к окружающему миру. Задача взрослых направить энергию ребёнка в полезное русло.
- Организация индивидуального стиля деятельности.
- Произвольность регулирования своего поведения.
При работе с одарёнными детьми педагоги должны знать следующие особенности: разработка гибких и индивидуальных программ (нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения). Программа для одарённых детей должна отличаться: по содержанию, по среде обучения, по ожидаемому результату (одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.
Для успешной работы с одарёнными детьми педагог дополнительного образования должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, заниматься самообразованием и саморазвитием. Взаимодействие педагога с одарённым ребёнком должно быть направлено на максимальное развитие способностей и умений, а также иметь характер помощи и поддержки.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Литература:
- Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. — М.: Воспитание школьников. 2009. № 1.
- Бискер Л. М. Программа «Одарённые дети» // «Завуч». — 2001. -№ 4.-с.39–45
- Золотарёва А. В. Дополнительное образование детей. — Ярославль: Академия развития. 2004. — 304с.
- Петросян Л. Г. Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования. // «Дополнительное образование детей». — 2001. -№ 24. –с. 37–39.