Одаренные дети на уроках изобразительного искусства и технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Прокофьева, В. В. Одаренные дети на уроках изобразительного искусства и технологии / В. В. Прокофьева, Н. Ю. Прокофьева, Е. В. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105520/ (дата обращения: 16.11.2024).



Согласно Федеральному Закону от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», статье 83, художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Образование необходимо для чёткой организации свободного времени детей, обеспечения их адаптации к жизни, возможной профессиональной ориентации, а также поиска и поддержки детей, проявляющих особые способности.

Величайшим даром человека, полученным от природы, можно назвать способность к творчеству. Такой дар есть у каждого. Наличие дара подразумевает под собой некую исключительность, превосходство в определённой деятельности над другими людьми.

Согласно теории Ю. Д. Бабаева, одарённость есть существенное опережение (в данной возрастной категории) в умственном или физическом развитии, исключительно — индивидуальное развитие специальных возможностей. [2,277]

Одаренный ребенок

Рис. 1. Одаренный ребенок

Установлена и изучена одарённость может быть только при выполнении содержательной деятельности и только в процессе обучения и воспитания.

Сегодня мир остро нуждается в одарённых людях. Общество стремится достичь высоких результатов во всех сферах человеческой деятельности, что безусловно подчёркивает актуальность данной проблемы.

Каких детей можно назвать одарёнными?

Отечественными психологами С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым разработан подход к определению одарённости, согласно которому одарённость оценивается по результатам успеха. Учёными обозначена специальная и общая одарённость.

Специальная одарённость неразделимо связана с общей одарённостью, она охватывает определённые виды деятельности, в то время как общая одарённость имеет более широкий круг.

Одарённые дети чаще имеют высокий показатель интеллектуальных способностей; они могут проявлять выдающиеся успехи в каком — либо роде деятельности; дети, обладающие высоким уровнем креативности (классификация одарённости по Н. С. Лейтесу).

«Сообразительные», «креативы», «компетентные», «мудрые», «талантливые», «блестящие ученики» ещё один тип классификации одарённости (классификация одарённости по М. А. Холодной). [3, 70]

Согласно исследованиям последних десятилетий, самореализация одарённых детей неэффективна, если она ограничена рамками традиционного обучения. [1,17] Необходимость в создании специальных условий говорит о важности дополнительного образования в развитии и становлении одарённости ребёнка.

На уроках изобразительного искусства и технологии мы чаще всего сталкиваемся со специальной одарённостью- одарённостью в конкретных видах деятельности: декоративно- прикладное искусство, изобразительное искусство, музыка и т. д. Избирательная специализация ресурсов личности ребёнка является маркером специальной одарённости, указывает на индивидуальное своеобразие и самобытность одарённого человека.

Содержание учебной деятельности одарённых детей необходимо специализировать от содержания образования сверстников. Система уроков, внеурочной деятельности и неаудиторной занятости, занятий по дополнительным образовательным программам в комплексе может предложить одарённым детям такую дифференциацию, а также создать условия для их оптимального развития. Работа с одарёнными детьми строится на реализации дополнительных образовательных программ и индивидуальных учебных планов. Такое разнообразие даёт каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени освоения, основываясь на индивидуальных склонностях ребёнка.

Какой же может быть цель такой программы? Какие задачи она призвана решить?

Поиск талантливых детей, их поддержка и самореализация- возможная цель такого сопровождения.

Задачами могут быть:

– определение специфики одарённости;

– создание необходимых условий для развития таланта;

– подбор специфических форм и методов работы;

– поддержка педагогом ребёнка при самореализации;

– анализ достигнутых успехов;

– диагностика потенциальных возможностей ребёнка;

– различные меры поощрения одарённых детей.

Ещё один вопрос, на который надо ответить, какими качества должен иметь человек, работающий с одарённым ребёнком?

На наш взгляд, педагогу должны быть присущи:

– увлечённость делом;

– профессиональная грамотность;

– общая эрудированность;

– способность к организации экспериментальной деятельности;

– способность к организации творческой деятельности;

– способность к организации научной деятельности.

Кроме этого, наставник должен быть умелым организатором учебно- воспитательного процесса, обладать высокой нравственной культурой, быть проводником новейших педагогических технологий, иметь высокую общую эрудированность.

Безусловно необходима системность и последовательность, а также важную роль играет осуществление мониторинга эффективности осуществляемой работы.

Таким образом, продуктивная работа с одарёнными детьми должна представлять собой хорошо структурированный, чётко последовательный вид деятельности, направленный на поиск, сопровождение и развитие одарённых детей.

Литература:

  1. Гуляев, В. Н. Педагогическое обеспечение преемственного развития детской одарённости в учреждениях общего и дополнительного образования: Автореф. дисс...канд. пед. наук. Челябинск, 2004, 24с.
  2. Бабаев, Ю. Д. Основные современные концепции творчества и одаренности. / ст. «Динамическая теория одаренности» Под ред. проф: Д. Б. Богоявленской М.: Молодая гвардия, 1997. С. 275–295.
  3. Холодная, М. А. Эволюция интеллектуальной одарённости от детства к взрослости: эффект инверсии развития/М. А. Холодная// Психологический журнал. -2011, том 32, № 5, с. 69–78
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, область искусств, вид деятельности, изобразительное искусство, одаренный ребенок, программа, способность.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в игровой форме

Профориентационная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Развитие творческой активности у младших школьников в процессе изготовления сувениров на уроках технологии

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Комплексная подготовка школьников на уроках баскетбола

Похожие статьи

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в игровой форме

Профориентационная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Развитие творческой активности у младших школьников в процессе изготовления сувениров на уроках технологии

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Комплексная подготовка школьников на уроках баскетбола

Задать вопрос