Сравнительный анализ системы подготовки подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в России и Германии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 06.06.2022

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Фон Эзен, Биргит. Сравнительный анализ системы подготовки подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в России и Германии / Биргит Фон Эзен. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 459-462. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92678/ (дата обращения: 16.12.2024).



Thе master’s thesis provides a comparative analysis of the system of preparing adolescents left without parental care for independent living in Russia and Germany. The study consists of two chapters. The first chapter discusses theoretical and methodological approaches to the systems of preparing adolescents left without parental care for independent living in Russia and Germany.

In the work, the focus of attention is directed to a comparison of the system of preparation of adolescents left without parental care, for an independent life in Russia and Germany. A research question and hypotheses are formed.

The second chapter presents the results of the study according to the methods: “Maddy's hardiness test (screening) adapted by E. N. Osin»; «Questionnaire of dispositional optimism» (Gordeeva, Sychev, Osin); “Scale of general self-efficacy” (Schwarzer, Yerusalem; translated into Russian by Romek), as well as “Monitoring the life situation of orphans and children left without parental care (18–23 years old), including graduates of organizations for orphans and children left without parental care” (Semya). These methods made it possible to test the hypothesis and evaluate the effectiveness of preparing for independent living among young graduates of children's institutions or substitute families in Russia and Germany.

This article briefly presents the results of the study. They can be used in the development of guidelines for specialists from organizations for orphans and children left without parental care, employees of guardianship and guardianship authorities, and specialists in the field of child protection. They can also be used in the development and implementation of the standard for preparing for independent living and the standard for supporting graduates in order to ensure their success in the post-boarding period.

Актуальность исследования

С самого конца прошлого века федеральные и региональные власти и специалисты стали обращать внимание на проблемы выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2006 года все чаще стали оформлять детей-сирот в различные формы семейного устройства. Вследствие этого сегодня контингент детей в детских домах в основном составляют проблемные для семейного устройства группы детей, такие как подростки, сиблинги и дети особенными требованиями по здоровью [9].

Были внесены поправки в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [13], гарантирующие дополнительные льготы обучающимся молодым людям, оставшимся без попечения родителей. Существенные изменения произошли в реализации права детей-сирот на получение бесплатного жилья, и тем самым время его ожидания во многих регионах сильно сократилось с десятков лет до года [11]. В 2010 г. начался процесс разработки и внедрения программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов, то есть детские учреждения во всех субъектах в России обязывали применить программы подготовки подростков к самостоятельной жизни [10]. Развиваются разные формы подготовки к самостоятельной жизни, как, например, группы постинтернатной адаптации, социальные гостиные, тренировочные квартиры, центры сопровождения выпускников; феномен наставничества распространяется в детских учреждениях и у выпускников [11]. В программе Десятилетия детства до 2027 года предусмотрены меры по содействию осуществлению прав выпускников (жилье, учеба, трудоустройство и пр.), а также расширяется система постинтернатного сопровождения [12].

В организации помощи и поддержки выпускников детских домов/интернатов, а также и замещающих семей тем не менее наблюдается нехватка программ для подготовки подростков, которые выросли в условиях депривации и нарушения привязанности, к жизни вне детского учреждения или замещающей семьи. Дети в детских учреждениях, как правило, не приучены к реализации бытовых навыков (приготовление пищи, стирка и т. д.), испытывают дефицит финансовой грамотности и планирования, не привыкли выстраивать отношения со внешним миром в целом. Часто жизнь в закрытом учреждении приводит к иждивенческим установкам, пассивности жизненной позиции, низкому уровню правовой грамотности, повышенному уровню виктимности. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни выпускников детских учреждений, а также и замещающих семей остается актуальной темой.

Подготовка к самостоятельной жизни цель этого процесса в формировании у подростков уверенности в том, что они могут справиться со сложными ситуациями в самостоятельной жизни. Они для этого получают необходимые социальные и бытовые навыки, а также учатся принимать ответственность за свои поступки и относиться более ответственно к своей жизни.

Значимость исследования проблем подготовки выпускников детских учреждений и замещающих семьей обуславливается ростом количества социальных проблем, связанных с поведением выпускников сиротских учреждений, а также неподготовленностью их к самостоятельной жизни.

Навыки, которые молодым взрослым необходимы для того, чтобы найти свое место и эффективно функционировать в социуме, формируются с большими трудностями у детей, которое долгое время проживали в детских учреждениях. Это не в последнюю очередь обусловлено спецификой первичной социализации таких детей. Они плохо адаптируются к самостоятельной жизни, и вследствие этого в обществе им присвоен довольно низкий статус, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на качество их жизни.

Зарубежный опыт системы подготовки выпускников детских домов/интернатов и замещающих семей представляет несомненный интерес в контексте изучения условий таких аспектов, как, например, преодоление стресса, отношение к риску, потребности молодых людей, их жизнестойкость [1, 2, 3, 4].

В данной работе сравниваются системы подготовки выпускников детских домов/интернатов, а также замещающих семей в России и Германии.

Новизна

Исследуются и сравниваются системы подготовки выпускников детских учреждений и замещающих семей к самостоятельной жизни в России и Германии. Изучаются вопросы: какие подходы лежат в основе организации и оценки подготовки выпускников, как организована подготовка на практике и какую поддержку получают выпускники, а также на основе каких показателей строится оценка успешности выпускников в самостоятельной жизни в обеих странах?

Эмпирическая база исследования — Ассоциации замещающих родителей, объединения выпускников замещающих семей и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и Германии, социальные сети. Выборку составили 60 бывших воспитанников замещающих семей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (средний возраст 20.4 — России, 20.6 — Германия).

Научно-теоретическая новизна заключается в ознакомлении и сравнении разных систем подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни.

Выводы из теоретического исследования

Специфика взросления воспитанников организаций для детей-сирот определяется следующим противоречием. Общая тенденция замедления и удлинения периода перехода во взрослую жизнь вступает в противоречие с необходимостью ускоренного взросления, связанного с более ранним наступлением стартовых событий взросления, меняющих социальный статус человека и устройство его жизни: завершение получения образования, первое трудоустройство, партнерство, рождение ребенка.

При этом время обучения и начала карьеры, которое используется как пауза во взрослении, в отношении сирот ограничено ввиду менее длительного периода обучения из-за получения ими профессий, не требующих длительной подготовки.

В отношении сирот в России действуют дополнительные государственные гарантии по социальной поддержке — внешние детерминанты готовности к самостоятельной жизни, связанные с установленной взаимосвязью: чем больше поддержка государства, тем раньше и интенсивнее происходит взросление. На этом фоне интересно посмотреть на немецких выпускников. У них нет таких гарантий — в 18 лет они вынуждены себе искать жилье на открытом рынке, поступать на обучение на общих условиях и т. д.

Анализ литературы показывает, что набор характеристик, раскрывающих устойчивые социально-психологические особенности, обеспечивающие готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни, связан с тем, какое понятие выбрано в качестве ключевого (самостоятельность, жизнестойкость, жизненное самоопределение, жизненные навыки, компетентность, психологическая готовность и др.) [7, 8]. В данном исследовании ключевым понятием является жизнестойкость.

В рамках концепции жизнестойкости рассматриваются жизненные навыки, способствующие вхождению подростков в мир «взрослости» и неопределенности. Выделяются разные наборы жизненных навыков. Подчеркивается важность гибких навыков (soft skills) — кроссфункциональные навыки, которые в современном мире требуются вне зависимости от того, в какой профессии вы работаете (навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, поиска и проверки информации, способность учиться и адаптироваться к изменениям и др.). Определено, что разнообразное использование ресурсов Интернета является неотъемлемой характеристикой успешно адаптированного в социуме современного молодого человека.

Как отличительную черту можно выделить, что в Германии в последние годы усиленно развивается движение care leavers. Они сами хотят принимать участие в том, как формулируются, например, законы в их секторе. В то же время их ассоциации помогают будущим выпускниками справляться с трудностями [1, 5].

Выводы из эмпирического исследования

В эмпирической части проверяется выдвинутая общая гипотеза исследования : Эффективность подготовки выпускников из организаций для детей-сирот и приемных семей в России и Германии к самостоятельной жизни различается по показателям сформированности у выпускников жизнестойкости, самоэффективности и оптимизма.

В ходе эмпирического исследования получены результаты по уровню жизнестойкости (включает в себя блоки: вовлеченность, контроль и принятие риска), диспозиционного оптимизма и самоэффективности.

По всем примененными методиками российская группа набирает более высокие данные, чем их немецкие сверстники. Однако, разница не очень значительная. По жизнестойкости та и другая группы находятся близко к низкому уровню, по оптимизму выше среднего уровня, а по самоэффективности в рамках среднего уровня.

Результаты по мониторингу, в основном, также похожи для обеих групп. Где они разнятся, — это вопросы, которые касаются материального обеспечения. Здесь российская группа благодаря социальным гарантиям явно менее тревожна.

Заключение

Как можно интерпретировать тот факт, что полученные данные у российской группы везде более положительные? Значит ли это, что российские программы подготовки эффективнее? Вряд ли можно делать такой вывод. Если смотреть на группы респондентов: это молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет. В обеих странах они вынуждены покинуть детские учреждения, а часто и замещающие семьи с достижением совершеннолетия. В то же самое время выезд их сверстников из кровных семей состоится все позже; часто близко к середине третьего десятилетия. В подобной ситуации находятся молодые выпускники в обеих странах. Разница в том, что в России есть социальные гарантии, такие как выделение собственной квартиры и продолжение государственных выплат до 23 лет, если выпускник учится или получает профессиональное образование. В Германии же выпускник покидает учреждение или замещающую семью, вынужден сам себе искать квартиру или комнату на свободном рынке; самостоятельно продолжить учебу или искать работу, потому что не на что оплачивать съемное жилье. Часто еще существует пробел между окончанием одного вида поддержки и началом другого (детское пособие и пособие по безработице, например). Таким образом, у немецкого выпускника существуют экзистенциальные проблемы — где жить, на что купить еду. Пока основные потребности не удовлетворены, очень сложно думать о таких целях как, например, самореализация.

В России все льготы сохраняются до достижения 24 лет, если молодой взрослый учится или получает профессиональное образование. К этому времени те выпускники, кому по закону положено, обычно уже получают свою квартиру. Но в силу того, что долго ждали, деньги, которые у них накопились в течение всей жизни и которые им были доступны сразу по достижению совершеннолетия, очень часто уже все потрачены. Не на что благоустроить квартиру. Пока пособия к ним поступали без малейших усилий с их стороны, у выпускников развивалось иждивенческое отношение. Они не привыкли к тому, чтобы самим зарабатывать и заботиться о своей жизни. Тем не менее, в 24 года они оказываются в подобной ситуации, как и выпускники в Германии в 18 лет. Здесь показывается дилемма в том, что с одной стороны, социальные гарантии позволяют отложить окончательный переход в полностью самостоятельную жизнь. Это ввиду международных тенденций позднего выхода семейных детей из дома родителей безусловно хорошо. Однако, с другой стороны, таким образом усугубляются иждивенчество и виктимизация. На этом фоне было бы интересно повторить такое исследование с респондентами с 24 до 30 лет.

Литература:

  1. Care Leaver Hearing, Bundesministerium fuer Familie, Senioren, Frauen und Jugend (2016). Dokumentation. IGFH, Frankfurt/Hildesheim
  2. Gabriel T., Keller S., Bombach C. (2012). Vulnerability and Well-Being Decades after Leaving Care. Frontiers in Psychology, Vol. 12, pp. 1–11. doi:10.3389/fpsyg.2021.577450
  3. Gates L. B., Pearlmutter S., Keenan K., Divver C., Gorroochurn P. (2018). Career readiness programming for youth in foster care. Children and Youth Services Review, Vol. 89, pp.152–164. doi:10.1016/j.childyouth.2018.04.003
  4. Häggman-Laitila А., Salokekkilä P., Karki S. (2018). Transition to adult life of young people leaving foster care: A qualitative systematic review [Электронный ресурс] // Children and Youth Services Review. Vol. 95. P. 134–143. doi:10.1016/j.childyouth.2018.08.017.
  5. Heyer, L., Koch J., Moeller T., Schroer W., Thomas, S. (2022). Infrastrukturen fuer den Leaving Care Prozess gestalten: Acht kommunale Baustellen. Fachstelle Leaving Care. IGFH, Frankfurt.
  6. McGuire A., Jackson Y. (2018). Dimensions of maltreatment and academic outcomes for youth in foster care [Electronic resource]. Child Abuse & Neglect, Vol. 84, pp. 82–94. doi:10.1016/j.chiabu.2018.07.029.
  7. Sievers, B. (2013): Die Care Leavers Association in Grossbritannien. In: Forum Erziehungshilfen, 19. Jahrgang, Heft 3, Bletz Juventa, Weinheim
  8. Бобылева И. А. (2016). Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот: Монография. — М.: БФ «Расправь крылья!»
  9. Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017. Том 1 / Науч. ред. В. В. Рубцов, Г. В. Семья. М., 2018.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70661542/ (дата обращения: 02.11.2021).
  11. Семья Г. В., Телицина А. Ю. (2016). Роль некоммерческих организаций и института добровольчества в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Психологическая наука и образование. Том 21. № 1. С. 168–183.
  12. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71684480/#friends (дата обращения: 02.05.2021).
  13. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 02.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, Россия, попечение родителей, выпускник, Германий, жизнь, навык, ребенок, российская группа, семья.


Похожие статьи

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО

В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Похожие статьи

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО

В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Задать вопрос