Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (на примере работы городского ресурсного центра «Росток» г. Челябинска)
Автор: Скрипкина Надежда Витальевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 30.03.2018
Статья просмотрена: 3017 раз
Библиографическое описание:
Скрипкина, Н. В. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (на примере работы городского ресурсного центра «Росток» г. Челябинска) / Н. В. Скрипкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14043/ (дата обращения: 16.12.2024).
Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) обусловлено тем фактом, что для аутизма характерны проблемы с установлением контакта, формированием отношений, организацией общения и мышлением. Аутизм представляет собой комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных нарушений [1, с.17].
Наблюдения последних двух десятилетий указывают на тот факт, что дети с диагнозом «расстройства аутистического спектра» достигают разных уровней развития, и среди них есть такие, кто демонстрирует необычный для данного диагноза прогресс. В связи с этим С. Гринспен и С. Уидер считают, что РАС следует рассматривать не статически, а динамически. Поскольку динамические свойства подвижны, связаны с множеством факторов, они позволяют корректировать состояние ребенка, дают возможность воздействовать на способность ребенка вступать в отношения с другими людьми [1, с. 22–23].
Указанные данные позволяют нам оптимизировать процесс сопровождения детей с РАС в целях повышения эффективности их образования и воспитания. Для реализации этой цели на основании приказа Комитета по делам образования г. Челябинска «О присвоении статуса городского ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и их семей» № 1341-У от 01.08. 2017г., на базе МБОУ Школа — интернат № 4 г. Челябинска был создан городской ресурсный центр «РОСТОК».
Ресурсный центр «РОСТОК» реализует обучение детей с РАС с обеспечением комплекса психолого-педагогических и медико-социальных услуг, направленных на получение качественного и доступного образования, развитие, коррекцию и успешную социализацию обучающихся. Цель создания ГРЦ «Росток» состоит в формировании инновационной информационно-образовательной среды, обеспечивающей комплексное сопровождение образования, коррекции, развития и социализации детей с расстройствами аутистического спектра (с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными сочетанными нарушениями в развитии) и их семей, с использованием сетевого взаимодействия организаций разной ведомственной принадлежности, работающих с детьми с РАС.
Основными задачами деятельности ресурсного центра являются:
1) разработка и внедрение моделей эффективного комплексного сопровождения и социализации детей с РАС;
2) обеспечение информационно-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с РАС по вопросам сопровождения, повышение родительской компетентности и социальной активности семей;
3) разработка рекомендаций по учебно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению и сопровождения образовательного процесса детей с РАС;
4) формирование информационной среды через создание многофункционального информационно-консультационного ресурса по научно-методическому сопровождению образования и социализации учащихся с РАС (с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными сочетанными нарушениями в развитии);
5) организация обсуждения, обобщения и распространения инновационного педагогического опыта по созданию и внедрению технологий сопровождения и реализации процесса образования, развития, коррекции и социализации детей с РАС и их семей в образовательной организации, через участие в научно-практических конференциях, организацию семинаров, проведение мастер-классов, круглых столов с использованием современных информационных технологий.
ГРЦ «Росток» имеет следующие структурные подразделения:
- Ресурсный класс;
- Адаптационные группы;
- Консультационно-методический пункт.
Адаптационные группы — это структурное подразделение городского ресурсного центра, направленное на создание условий для согласованности действий родителей и специалистов ресурсного центра по сближению подходов к воспитанию, развитию и обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста с РАС г. Челябинска, обеспечивающее их социальную адаптацию. Численность одной адаптационной группы в ГРЦ «Росток» 5 человек. В настоящее время в ресурсном центре функционирует две адаптационных группы.
Консультационно-методический пункт представляет собой структурное подразделение городского ресурсного центра, обеспечивающее консультирование и просвещение основных субъектов образования, воспитывающих детей с РАС, по вопросам их комплексного сопровождения, а также накопление, разработку, внедрение и распространение методического обеспечения системы деятельности по комплексному сопровождению детей с РАС и их семей.
В рамках нашего исследования мы подробнее остановимся на организации и функционировании ресурсного класса. Ресурсный класс — это специально сформированный класс, обеспечивающий создание специальных образовательных условий для детей с РАС и другими ментальными нарушениями, с целью реализовать права этих детей на качественное и доступное образование и жизнь в обществе. В рамках ресурсного класса организуется индивидуальная и групповая коррекционно-образовательная работа и реализуется организация сопровождения в регулярном учебном процессе. Задачи деятельности ресурсного класса следующие:
‒ создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития и социализации обучающихся с РАС на основе адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов;
‒ создание специальных образовательных условий для детей с РАС и другими ментальными нарушениями, с целью реализовать права этих детей на качественное и доступное образование и жизнь в обществе;
‒ организация индивидуальной и групповой коррекционно-образовательной работы с учащимися с РАС;
‒ реализация сопровождения учащихся с РАС в регулярном учебном процессе школы-интернат № 4.
Функционирование ресурсного класса ГРЦ «Росток» осуществляется в двух режимах — постоянном и режиме поддержки. Постоянный режим предусматривает приблизительно 80 % времени, затраченного на освоение учащимся с РАС АОП внутри пространства ресурсного класса, индивидуальное тьюторское сопровождение на протяжении всего учебного дня, участие в коррекционно-развивающих занятиях, проводимых специалистами ГРЦ для развития социальных и функциональных навыков, гибкий режим обучения; проведение консультаций с родителями учащихся специалистами консультационно-методического пункта. Для каждого учащегося в ресурсном классе в постоянном режиме, с учетом результатов комплексного тестирования по навыкам жизненных компетенций, академическим и социальным навыкам разрабатываются АОП и ИУП. Режим поддержки предусматривает не менее 80 % времени, затраченного на освоение учащимся с РАС АОП в среде сверстников в классе, в который он зачислен; психолого-педагогическое сопровождение в рамках индивидуального коррекционно-образовательного маршрута (ИКОМ); консультирование специалистами консультационно-методического пункта педагогов, работающих с ребенком и его родителей. Учащиеся с РАС, посещающие ресурсный класс в постоянном режиме, могут быть переведены в режим поддержки или обратно. Решение о переводе принимается коллегиально специалистами ресурсного центра по согласованию с родителями.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассматривает образование детей с расстройствами аутистического спектра с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Хаустов А. В. отмечает, что под особыми образовательными потребностями понимается необходимость создания специальных условий для обучающегося с целью освоения им адаптированной основной общеобразовательной программы [2].
В организации сопровождения младших школьников с РАС в условиях ГРЦ «Росток» мы учитываем содержательную основу образовательных потребностей детей с РАС. Знания об особых образовательных потребностях детей с РАС помогают нам в разработке адаптированной основной общеобразовательной программы и адаптированной образовательной программы; создания специальных образовательных условий; выбора индивидуального образовательного маршрута; организации психолого-медико-педагогического сопровождения.
Хаустов А. В. выделяет 4 группы особых образовательных потребностей обучающихся с РАС:
‒ 1 группа — образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса.
В эту группу входят: потребность в компетентности специалистов, потребность в индивидуализации образовательного маршрута; потребность создания визуально структурированной среды; потребность в предварительной подготовке к фронтальному обучению; потребность в адаптационном периоде на начальном этапе школьного обучения; потребность в комплексном психолого-педагогическом сопровождении при освоении адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) и/или адаптированной образовательной программы (АОП); потребность в согласованности действий педагогов и родителей; потребность в индивидуальной оценке образовательных результатов.
‒ 2 группа — образовательные потребности, связанные с адаптацией содержания основной общеобразовательной программы.
В эту группу входят: потребность в индивидуализации содержания адаптированной основной общеобразовательной программы; потребность в формировании социальных (жизненных) компетенций; потребность в замене академических/учебных целей на альтернативные; потребность в упрощении содержания основной общеобразовательной программы.
‒ 3 группа — образовательные потребности, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала.
Эта группа включает следующие потребности: потребность в упрощенных способах подачи учебного материала; потребность в упрощении инструкции; потребность в дополнительной визуальной поддержке; потребность в устранении двойных требований; потребность в дроблении учебных задач на отдельные последовательные шаги.
‒ 4 группа — образовательные потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации.
Четвертая группа включает такие потребности, как: потребность в выработке социально приемлемого поведения и деятельности как альтернативе дезадаптивного поведения; потребность в поддержке и развитии коммуникации; потребность в формировании навыков социального взаимодействия; потребность в формировании социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания; потребность в накоплении и расширении социального опыта; потребность в расширении представлений о социальных явлениях, событиях и ситуациях; потребность в формировании адекватных представлений об эмоциях, способах их выражения и их причинах; потребность в формировании целостных, систематизированных представлений о себе и о своем окружении; потребность в постепенном изменении привычного распорядка и расширении стереотипов [2, с.4–10].
В данном перечне отражены ключевые позиции, на которые мы ориентируемся с организации работы в ресурсном центре, поскольку их учет повышает эффективность сопровождения младших школьников с РАС.
Сопровождение детей с РАС требует сугубо индивидуального подхода, поскольку эта группа характеризуется разнообразными клиническими симптомами и психологическими особенностями. Между тем, им всем свойственны нарушение всех видов контакта с окружающим, которое сочетается со стойким негативизмом и особыми нарушениями интеллектуального и речевого развития, что, безусловно, отражается на возможностях их обучения [3, с. 20].
Для реализации индивидуального подхода в сопровождении младших школьников с РАС необходимо соблюсти некоторые условия. Во-первых, высокий профессионализм психолого-педагогического состава, работающего с детьми с РАС; во-вторых, интенсивная коррекционная поддержка учащихся с РАС с использованием передовых технологий психокоррекционного воздействия; в третьих, общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми с РАС; в четвертых, специально организованная пространственно-образовательная среда обучения и воспитания детей с РАС. Указанные условия, способствующие эффективности сопровождения младших школьников с РАС, созданы и еще создаются администрацией школы — интернат № 4 г. Челябинска.
Следовательно, учет указанных особенностей сопровождения способствует реализации миссии ресурсного центра, которая состоит в создании специальных условий безбарьерной информационно-образовательной, коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию комплексного сопровождения образования, коррекции, развития и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и их семей.
Таким образом, четкая структура Городского ресурсного центра «РОСТОК», выполнение цели и основных задач его функционирования, знание особых образовательных потребностей детей с РАС и учет условий реализации индивидуального подхода в их обучении, способствует эффективности сопровождения детей с РАС и их семей.
Литература:
- Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом: использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер. — М.: Теревинф, 2013. 512 с.
- Хаустов А. В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра //Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016. С. 3–11.
- Хотылева Т. Ю. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе для детей с РАС Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ// Аутизм и нарушения развития. № 1 (42). 2014. С. 19–25.