Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)
Авторы: Никишина Елена Юрьевна, Виноградов Андрей Борисович, Киржаева Наталья Васильевна, Малик Любовь Алексеевна, Сунцова Татьяна Александровна, Уварова Наталья Андреевна, Семенчук Людмила Валентиновна, Чубарова Татьяна Жановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 23.04.2020
Статья просмотрена: 704 раза
Библиографическое описание:
Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России») / Е. Ю. Никишина, А. Б. Виноградов, Н. В. Киржаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 20-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15787/ (дата обращения: 16.11.2024).
О важности и необходимости ведения воспитательно-патриотической работы сказано и написано немало. Роль её в формировании будущего гражданина, полноценной личности, активного и ответственного члена общества трудно переоценить. Методов и форм проведения воспитательной работы патриотического направления существует великое множество. Это проведение классных часов, воспитательных бесед, встреч с ветеранами и оказание им посильной помощи, выездных мероприятий патриотической направленности, возложение цветов к памятникам павших воинов, оформление стендов, стенгазет, классных уголков, проведение смотров строя и песни, концертов, шествий и т. д.
В основе такой работы лежат педагогические принципы сотрудничества, природо- и культуросообразности, доступности, последовательности и систематичности, научности, индивидуального подхода, но особое значение мы отводим принципу сознательности, активности, творчества и инициативы. Считаем, что при всём многообразии видов и форм воспитательной работы патриотической направленности она должна вестись ответственно и педагогом и учащимся. Только в этом случае возможно достижение результата, выполнение одной из главных задач такой работы — зажечь патриотическую искорку в детских сердцах.
Как же этого достичь? Мы убеждены в том, что для этого необходимо соблюдение следующих правил:
– добиваться максимально интересных форм проведения;
– придерживаться индивидуального и дифференцированного подхода;
– применять принцип сопричастности общему делу;
– обеспечить самостоятельность выбора.
Теперь разберем их более подробно. В основе любого учебного и воспитательного процесса лежит интерес. Если обучающийся действительно заинтересован в процессе, мероприятии, обучении, то с огромной долей вероятности можно сказать, что у него всё получится и будут достигнуты положительные результаты как в образовательной, так и в воспитательной деятельности. Следовательно, педагогу или воспитателю необходимо искать максимально интересные формы своей работы, не останавливаться на одних и тех же общепринятых мероприятиях, не ограничивать себя застывшими формами работы, а стараться их максимально разнообразить, сделать более зрелищными, интерактивными, увлекательными.
Для соблюдения второго принципа педагогу и воспитателю необходимо не только ориентироваться на возрастные особенности детей своего класса, но и на их индивидуальные предпочтения. Если большинство учащихся в классе любят петь или читать стихи, то для них разумной формой будет проведение концерта, конкурса. Например, можно провести не просто концерт, а представить себя в роли советской агитбригады времен Великой Отечественной войны или пионерского отряда, пришедшего в военный госпиталь, чтобы поддержать раненых красноармейцев. Таким образом, это уже не просто концерт, а мини-спектакль, постановка, имеющая свой сценарий, легенду, роли. В таких мероприятиях дети участвуют гораздо охотнее.
А если большая часть класса любит рисовать или делать поделки? Соответственно, в таких группах следует проводить выставку творческих работ, оформлять стенд, классный уголок, стенгазету. Можно пойти дальше, если художники и артисты учатся в параллельных классах, то их можно объединить в одно общее мероприятие. Например, устроить театральную постановку, в которой одни ученики поют, играют роли, читают стихи, а другие готовят декорации и реквизит. При такой комбинированной форме работы, каждый ребенок сможет реализовать свои возможности, найти занятие по душе, увлечься процессом, поучаствовать в общем важном деле, что приводит нас к реализации третьего принципа «сопричастности общему делу».
Не меньшее значение имеет и принцип свободы выбора, когда педагог или воспитатель предлагает обучающимся самим выбрать тему и формы работы. Можно задать общее направление, тематику, а обучающихся попросить выбрать ее конкретные формы реализации и исполнения. Так в одном из классов нашей школы была выбрана тема «Оборона Москвы». Часть обучающихся выбрала в качестве формы работы подготовку презентаций, другие ученики захотели рисовать плакат, третьи решили найти и выучить стихотворения, посвященные этому важнейшему этапу Великой отечественной войны, четвертая группа выбрала и подготовила доклад о маскировке Кремля, пятые — создали макет. Таким образом, ученики действовали вместе, работая по одной общей теме, и в тоже время индивидуально, выполняя свою часть работы, которую сами выбрали.
В связи со сложившейся в мире и нашей стране эпидемиологической обстановкой и введением карантина, многие ранее намеченные и начатые проекты пришлось адаптировать под условия дистанционного обучения. Большинство форм прекрасно подходят для режима удаленной работы за счет применения современных технологий. На период карантина полностью отказаться пришлось лишь от массовых мероприятий, таких как: концерты, спектакли, личные встречи.
Какую же воспитательную работу можно проводить в режиме дистанционного обучения без потерь для ее эффективности и с полным соблюдением вышеперечисленных принципов. Приведем несколько конкретных примеров таких мероприятий, которые были успешно проведены на базе ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России». В них самое активное участие принимали учителя, классные руководители, воспитатели, обучающиеся и их родители.
Во-первых, были запланированы и проведены классные часы. В настоящее время их можно успешно проводить в режиме онлайн. Подобную тематическую видеоконференцию можно организовать по скайпу, на платформе Zoom или воспользоваться другими подобными платформами. Так на платформе Zoom прошёл классный час в 8 «А». Учащимся заранее была предложена тема «Творчество поэта Асадова Эдуарда Аркадьевича на примере его стихотворения «Россия начиналась не с меча». После вступительной речи классного руководителя, ученики 8 «А» сами вели классный час. Часть учащихся выучила стихотворение наизусть и по очереди его рассказала. Другая часть детей представила своим одноклассникам биографию писателя, его творческий путь, третья группа подготовила критический литературный анализ данного стихотворения. В итоге был проведен круглый стол, обмен мнениями и впечатлениями от полученной информации, подведены итоги и сделаны общие выводы. По отзывам учащихся, классный час в таком формате прошёл успешно, вызвал у обучающихся интерес, правильные, положительные эмоции. Примерно по такой же схеме работы были организованы классные часы в режиме онлайн в других классах на следующие темы: «Блокада Ленинграда», «Пионеры-герои», «Города-герои», «Брестская крепость», «Оборона Москвы», «Подвиг героев-панфиловцев» и т. д.
Во-вторых, прекрасной формой работы в условиях дистанционного обучения является коллективная презентация, задействовать в которой можно обучающихся как начальной, так и средней школы. Как организовать такой вид работы. Классный руководитель согласовывает с обучающимися общую тему проекта, что позволяет соблюсти принципы заинтересованности, дифференциации, самостоятельности выбора, посильного участия в общем деле. Согласно общей выбранной теме, обучающиеся подбирают материал, оформляют его в виде презентации с использованием PowerPoint, Kingsoft Presentation, Pro Show Producer, Google Презентации, ПромоШОУ, ФотоШОУ и других, далее отправляют его классному руководителю, который, собрав весь материал, составляет итоговую видео-презентацию. При этом младшие школьники на каждом этапе (поиск информации, ее анализ и отбор наиболее значимой, оформление работы) получают консультационную помощь от учителя-наставника в режиме все тех же видеоконференций или аудио-вызовов. Окончательный вариант рассылается для ознакомления учащимся, их родителям, другим педагогам и руководству школы.
В рамках этой формы работы ученики с 1 по 11 класс нашей школы подготовили самые различные проекты. Одними из интереснейших проектов, реализованных в школе, стали исследовательская работа учащихся 4Б класса. Одним из интереснейших проектов, реализованных в школе, стала исследовательская работа учащихся 4Б класса «Что я знаю о Великой Отечественной Войне». Работа над этим проектом (постановка целей, определение главных задач, выбор темы) началась еще в период очного обучения. Классный руководитель совместно с библиотекарем школы, понимая, что ребята 4-го класса еще мало знакомы с главными событиями войны, подобрали перечень наиболее значимых битв, событий (блокада Ленинграда, Сталинградская битва, подвиг панфиловцев и др.), а также фактов и вопросов (помощь детей и женщин в тылу, участие животных в войне, города-герои войны и др.), которые могли бы заинтересовать учащихся. После этого был составлен перечень опорных вопросов по каждой микро-теме, на которые учащиеся должны были найти ответы в различных источниках: книгах, журналах, в интернете. По желанию ребенка, а для тех, кто не смог самостоятельно определиться с выбором, с помощью жребия каждый учащийся получил индивидуальное задание — микро-тему и приступил к работе. Дальнейшая работа продолжилась уже в дистанционном режиме. Индивидуальные консультации с учителем в режиме звонков WhatsApp помогли ребятам подобрать необходимый справочный материал, полностью раскрыть тему своего проекта и грамотно оформить работу.
Другими не менее интересными проектами стали «Оружие победы», «Юные герои Великой Отечественной войны», "75 лет Великой Победы», «Мы помним! Пионеры-герои», «Герои фронта и тыла», «Животные на войне» и другие. Очную форму защиты своих проектов и презентаций учащимися было решено временно перенести на более поздний срок, однако и в таком виде она дала реальный положительный эффект. От обучающихся поступило много положительных отзывов. Наиболее часто ученики с восторгом замечали: «Я столько всего узнал!" Новые факты ученики узнавали, готовя собственные презентации и знакомясь с презентациями одноклассников.
В-третьих, в условиях дистанционного обучения возможно провести конкурс чтецов. Ученики заранее выбирают понравившееся им стихотворение о Великой отечественной войне и направляют заявку классному руководителю, который утверждает список согласно пожеланиям учащихся. Далее ребята учат стихи, готовят самостоятельно их выразительное чтение к установленному сроку. Затем необходимо выбрать форму проведения данного мероприятия. Можно организовать его в режиме видеоконференции, как и классный час, в скайпе или в Zoom. Другой подходящей формой является создание группы, например, в WhatsApp, куда ученики могут высылать видеозаписи своих выступлений. Участники такой группы могут выступать в качестве жюри. В состав жюри могут входить учителя, ученики, воспитатели, классные руководители, родители обучающихся, администрация школы. По итогам следует обязательно провести присуждение призовых мест, наградить победителей, призеров и участников. Лучшие выступления в классе проходят на следующий этап, то есть принимают участие в общешкольном конкурсе стихов, организованном по такому же принципу. Записи выступлений, по согласованию с родителями, могут быть размещены на сайте школы.
В-четвертых, хорошо зарекомендовала себя такая форма воспитательной работы, как изготовление поделок, создание рисунков, плакатов, стенгазет. Следует отметить, что многие родители обучающихся принимают в ней активное, непосредственное участие. Обучающиеся по заданию учителя, а многие и по собственной инициативе, готовят творческие работы: поделки, рисунки, плакаты. Далее их достаточно сфотографировать и отправить классному руководителю, воспитателю, учителю, выдавшему задание. Наиболее успешные работы можно направить на общешкольный конкурс, а так же на различные дистанционные конкурсы. В настоящее время в интернете проводится огромное количество самых разных творческих конкурсов для детей, на которые достаточно отправить фотографию работы и заявку. Такая форма работы не требует личного присутствия и прекрасно подходит для дистанционной воспитательно-патриотической работы. Несколько работ учащихся ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России» были направлены на подобные конкурсы (Портал «Солнечный свет», «Гордость России», «Надежда России», «Замок талантов», «Педразвитие», «УрокРФ», «Мир педагога» и многие другие) и получили дипломы участников, призеров и победителей.
Разумеется, в данной статьи мы не могли подробно рассмотреть все возможные формы и методы ведения воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения. Мы лишь поделились своими практическими наработками и рассказали о тех формах, которые прошли апробацию и хорошо зарекомендовали себя на практике. Все они были успешно применены в нашей школе. Они позволили соблюсти основные принципы ведения воспитательно-патриотической работы с обучающимися. В итоге были сделаны следующие выводы:
– режим дистанционного обучения позволяет успешно проводить воспитательно-патриотическую работу с обучающими;
– старые, общепринятые формы ведения воспитательно-патриотической работы можно адаптировать к условиям дистанционной работы;
– дистанционная форма обучения открывает новые возможности для ведения воспитательно-патриотической работы;
– для успешного ведения воспитательно-патриотической работы в условиях дистанционного обучения необходимо осваивать новые технологии, средства коммуникации, программы и платформы, активно применять их в практической деятельности;
– подобный режим работы позволяет более активно привлекать родителей обучающихся к воспитательно-патриотической работе.
Главное, не падать духом, искать новые формы и методы работы, рассматривать дистанционное обучение не как препятствие и сложности, а как новые возможности, поле для творчества и саморазвития.
Литература:
- Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. — 2011. — № 11. — С.68–71.
- Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д. Е. Яковлев [Текст] — М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. — 189 с.
- Федусь М. И. «Патриотическое воспитание. 1–4 классы. Классные часы, праздники. ФГОС»/ М. И. Федусь [Текст] — М.: Учитель, 2018. — 113 с.
4. Клинкова Л. Н. «Гражданско-патриотическое воспитание. Классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины». Выпуск 2 / Л. Н. Клинкова [Текст] — М.: Учитель, 2007. — 85 с.
5. Боброва И. «Дистанционное обучение» / И. Боброва, изд. LAP Lambert Academic Publishing, 2013. — 76 с.
Похожие статьи
Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы
Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...
Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах
В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...
Похожие статьи
Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы
Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...
Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах
В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...