Дистанционное обучение: планирование и проведение урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зарницына, Л. А. Дистанционное обучение: планирование и проведение урока / Л. А. Зарницына, Е. Н. Милютина, И. В. Семёнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83909/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье авторы обобщили опыт проведения уроков в период дистанционного обучения в период пандемии, и на основе полученного опыта предлагают варианты планирования и проведения урока с целью повышения качества полученных знаний и умений.

Ключевые слова: дистанционное обучение, планирование урока, определение целей и задач урока, средства дистанционного обучения.

Дистанционное обучение как никогда прежде приобретает популярность в связи с ограничениями из-за коронавирусной инфекции. Появляется потребность в том, чтобы правильно организовать процесс обучения: объяснение учебного материала, обобщение и контроль.

Что же такое дистанционное обучение? Рассмотрим несколько определений.

Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. [1]

Дистанционное обучение — это вид образовательной деятельности, осуществляемый образовательными учреждениями с помощью медиатехнологий и различных образовательных ресурсов, которые выходят за рамки традиционных ограничений времени и пространства учебного заведения. [2]

Данный вид преподавания имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Учителя встретили его с определенной опаской, в то время как многие ученики отнеслись к этой форме восторженно.

С одной стороны, дети становятся более разгружены, в школу ходить не надо, но в то же время они стали значительно больше тратить времени на выполнение домашнего задания и работу в виртуальном пространстве. Учителя должны бы получить больше времени на восстановление сил и психологическую разгрузку, но они стали тратить больше времени на составление уроков, проверку домашнего задания, работу с учениками и родителями. В связи с этим встает вопрос: как правильно организовать процесс дистанционного обучения и дистанционный урок?

Необходимо полностью изменить программу обучения, чтобы уроки были интерактивны, при этом задействованы все учащиеся. Причем не стоит забывать, что не все школы материально оснащены для проведения качественного дистанционного обучения.

Данная ситуация может развиваться по-разному: учителям была представлена полная свобода в проведении уроков. Кто-то пошел по пути наименьшего сопротивления и попросту выдавал домашнее задание, проверял его, используя различные социальные сети, или же мессенджеры. Часть учителей пошла по другому пути, т. е. попытались построить достойную дистанционную образовательную среду, где уделено внимание всем учащимся.

В рамках каждой школы можно провести педагогический сбор, где можно обмениваться опытом использования различных средств, форм, методов и технологий дистанционного обучения, от платформ до средств проверки домашнего задания, с помощью чего реализуется дистанционное обучение, методы его проведения (доля онлайн или оффлайн), средства и инструменты, платформы для организации виртуальных классов.

Начнем с того, как же планировать дистанционное обучение, как распределять нагрузку учителя и эффективно организовывать работу учеников.

В первую очередь стоит говорить о времени:

– проведения видеоконференций (онлайн-трансляций, вебинаров);

– решения и проверки контрольных работ (тестов, проектов);

– даты сдачи и приема домашнего задания, проектов.

Немаловажное внимание стоит уделить тому, что во время перевода всех школ России на дистанционное обучение обучающиеся стали страдать от чрезмерного объема домашнего задания. При составлении и планировании урока рекомендовано согласовывать его с коллегами по школе.

Наиболее важным моментом является планирование урока в дистанционном формате.

Начнем с определения цели и задачи урока. Воспользуемся следующим алгоритмом.

  1. Учет особенностей класса (возраст, поведение, технические возможности).
  2. Методы взаимодействия с учениками во время занятия.
  3. Выберите нужный учебный материал.
  4. Подготовьте и структурируйте материал так, чтобы он отвечал вашим целям и задачам.
  5. Подберите инструменты, которые помогут вам достигнуть цель урока и разнообразить занятие.
  6. Пропишите сценарий урока с обозначением примерного времени, которое займет каждая из частей.

При выборе формата занятия ориентируйтесь на возраст учеников и важность информации, причем надо понимать, что чем старше дети, тем больше можно давать на самостоятельное изучение, более старшие дети обучены самообучению и оценке своей деятельности. Например, видеоконференцию с детьми старшего возраста достаточно проводить один раз в неделю, остальное время давать на самостоятельную работу.

Если же материал важный, то стоит на него уделить несколько видеоуроков. Дети смогут задать все появившиеся вопросы, сразу увидите, насколько учащиеся разобрались в теме. В других ситуациях достаточно дать ученикам просмотреть видеоурок или прочитать материал из учебника или другого средства, где после можно будет обсудить полученные вопросы в групповом звонке.

Для учителей, работающих в средних и старших классах, можно дать следующие рекомендации.

  1. Скорее всего, подростки уже привыкли к цифровой среде, и вам будет немного легче. Однако, им тоже потребуется ваша поддержка.
  2. Организуйте самую активную и сложную работу в середине дня — подросткам сложнее заниматься с утра.
  3. Следите, чтобы общее время ребенка онлайн не сильно превышало допустимые нормы СанПин для данной возрастной группы.
  4. Делайте 5-минутные перерывы каждые 20–30 минут.
  5. Просите учеников держать камеры включенными. Так вы сможете следить, чтобы они не сидели во время урока в мессенджерах или играх.

План работы в дистанционном формате — это не просто перенос обычного плана в онлайн. У учителя появляются новые методики и инструменты, и формат занятий меняется. Запланируйте время на корректировку учебного материала, выбор инструментов, освоение новых каналов общения.

Чтобы грамотно скорректировать учебный план, задайте себе несколько вопросов:

— Чему я хочу научить учеников?

— Каким образом ученики достигнут учебных результатов?

— За какое время ученики достигнут нужных учебных результатов?

— Как я помогу им достичь учебных результатов?

— Какие инструменты я буду использовать, чтобы помочь ученикам добиться нужных учебных результатов?

— Как я пойму, что ученики усвоили материал?

Необходимо корректировать планы в зависимости от возраста учеников. Начальной школе стоит выдать подробный план работы на неделю, а старшеклассникам можно просто обозначить сроки сдачи самостоятельных заданий.

Частый вопрос, который задают учителя при переходе на дистанционную форму обучения, — как организовать работу в новом формате? Чтобы грамотно подойти к организации, нужно в первую очередь определиться с целью обучения — и уже исходя из этого выстроить стратегию, выбрать подходящие форматы и инструменты работы.

Нужно начинать с самых простых инструментов и это стоит пробовать ибо первые занятия это стресс. Вроде бы те же дети, но другая форма проведения урока, абсолютно все волнуются и при этом ожидания от дистанционного урока у каждого разные.

Любые средства, которые мы можем использовать при дистанционном обучении, делятся на два класса: платформы и ресурсы.

Из платформ наиболее удобным являются Google Classroom. Он достаточно прост и способен уместить в себе все. Регистрация для обучающихся не составляет особой сложности, главное — продумать содержание урока. С помощью данного сервиса возможно автоматизировать проверку.

Для онлайн встреч можно использовать такие инструменты, как Skype, Zoom, Microsoft Teams. Анализируя опыт использования, можно сказать, что Zoom предлагает большие возможности помогающих организации урока в такой форме работы, в том числе групповой работы. Можно объединять детей в сессионные залы, где дети будут обсуждать данное учителем задание, а в свою очередь учитель будет посещать данные залы и контролировать деятельность учеников. Zoom дает возможность показывать экран, дает возможность показывать доску на уроке, на которой они могут совместно редактировать представленную информацию.

Так же есть весьма неплохой инструмент Google Jamboard которое можно использовать как виртуальную доску, где достаточно много инструментов. Например, туда можно загружать фото задачи и разбирать её.

Так же стоит поговорить про выдачу домашнего задания. При этом стоит учитывать техническую сторону вопроса, материальное оснащение и навыки учащихся выполнять задание в интернете. Если же у учащихся нет таких навыков, то можно выдать домашнее задание традиционным способом. Так же можно попробовать выдавать индивидуальное задание. При дистанционном обучении это достаточно просто реализовать и является одним из плюсов. Но при этом так же стоит учитывать способности учащихся.

Выдавая домашнее задание во время дистанционного обучения рекомендовано выдавать его в двух форматах: обязательную часть, которую должны выполнить все ученики; дополнительную, которую выполняют некоторые обучающиеся. Если говорить о проверке домашнего задания, то на первых порах достаточно проверять его наличие. При этом так же рекомендуется использовать средства автоматической проверки домашнего задания. Их огромное количество и стоит пробовать, испытывать, искать удобные агрегаторы для достижения данной цели.

Очень важно так организовать процесс, чтобы были регулярные онлайн встречи обучающихся с учителем, самостоятельная работа, возможность отдыха, проанализировать свою деятельность, продумать следующие шаги, немного переключиться, а после снова включиться, выполнять какую-то работу подвигаться под видео учителя физкультуры. Один из способов проверить включенность ребенка в урок — это прислать смайлик, которые соответствует его состоянию, и в этот момент стоит дать возможность ребенку в самовыражении и относиться с понимание к тому, что они вам пришлют. Дети устают, это понятно и это стоит уважать.

Дистанционное обучение под собой имеет массу особенностей, способов организации и возможностей. Углубляясь в особенности, мы преодолеем такую проблему как качество дистанционного образования. Разбирая способы организации, мы решим проблему низкой мотивации учащихся при обучении в дистанционном формате. Познавая возможности дистанционного обучения, мы приобретем инструмент, позволяющий нам вести уроки не только офлайн, но и с онлайн подключением. Все это в совокупности позволит нам создать достойный контент и качественное обучение для обучающихся.

Литература:

  1. Википедия — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. 张曼 刘兴红、从教育技术国际论坛看教育技术学发展历程 [J].中国教育技术装备2020年1月下 第02期(总第476 期)第4–7页
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, домашнее задание, ученик, время, дистанционный формат, инструмент, планирование урока, ребенок, учитель, дистанционный урок.


Ключевые слова

дистанционное обучение, планирование урока, определение целей и задач урока, средства дистанционного обучения

Похожие статьи

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Особенности дистанционного обучения математике в средней школе

В статье автор выделяет основные моменты дистанционного обучения, анализирует положительные и отрицательные стороны обучения, опираясь на опыт работы.

Воспитательная работа на дистанционном обучении

В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия ...

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Дистанционное обучение: взгляд учителя

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса преподавателей общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о дистанционном обучении в России.

Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении

В данной статье рассматривается проблема мотивации в дистанционном обучении. Анализируются основные способы мотивирования обучающихся в традиционной модели обучения. Предлагаются методы мотивации для дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Особенности дистанционного обучения

В работе рассматриваются переход и активное внедрение дистанционной технологии обучения как метод функционирования образовательных организации.

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

В статье рассмотрены практические методы обучения, которые используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.

Похожие статьи

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Особенности дистанционного обучения математике в средней школе

В статье автор выделяет основные моменты дистанционного обучения, анализирует положительные и отрицательные стороны обучения, опираясь на опыт работы.

Воспитательная работа на дистанционном обучении

В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия ...

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Дистанционное обучение: взгляд учителя

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса преподавателей общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о дистанционном обучении в России.

Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении

В данной статье рассматривается проблема мотивации в дистанционном обучении. Анализируются основные способы мотивирования обучающихся в традиционной модели обучения. Предлагаются методы мотивации для дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Особенности дистанционного обучения

В работе рассматриваются переход и активное внедрение дистанционной технологии обучения как метод функционирования образовательных организации.

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

В статье рассмотрены практические методы обучения, которые используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.

Задать вопрос