Тайм-менеджмент преподавателя в условиях дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 13.06.2020

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Дударева, Ю. Б. Тайм-менеджмент преподавателя в условиях дистанционного обучения / Ю. Б. Дударева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 402-404. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71695/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены способы координации рабочего времени преподавателя в период дистанционного обучения, а также вопросы организации учебного процесса в детских художественных школах и школах искусства в условиях самоизоляции, проанализированы формы обучения, программы для создания учебного пространства в сети интернет, способы общения с помощью интернет-ресурсов.

Ключевые слова: тайм-менеджмент, дистанционное обучение, непрерывный процесс обучения, информационные ресурсы.

Тайм-менеджмент — технология организации времени и повышения эффективности его использования, это комплекс знаний, принципов и техник, направленных на повышение эффективности деятельности. На сегодняшний день, в совершенно новых для преподавателей условиях дистанционного обучения, для успешной реализации учебной деятельности, необходимым является точное и продуктивное планирование графика повседневной работы.

Проблемы, возникающие в период дистанционного обучения: работа с новыми программами и технологиями, материально-техническое обеспечение, отсутствие личного контакта с учащимися, эмоциональная усталость, перегруженность информацией. Преподавателю сложно адаптироваться в условиях отсутствия контакта с учениками, тем более профессия предполагает личное общение, и во многом именно характер взаимоотношений в классе определяет качество учебного процесса.

Из-за отсутствия регламента урока и в целом рабочей обстановки, продуктивность обучения снижается, одна из очевидных проблем — неумение распланировать нагрузку и время выполнения конкретных задач. Постепенное наслоение нагрузки, ненормированный рабочий график приводит к путанице, многие вопросы остаются нерешенными, многие — забыты.

В известной системе Клауса Миллера описаны 4 главных пункта, для успешного управления рабочим временем:

Концепция системы «Тайм-менеджер» включает четыре пункта:

  1. сформулировать цель
  2. определить приоритеты
  3. база для решений: задачи и вопросы, решений которых ведет к реализации цели
  4. распределение времени для решения задач [1. С. 137]

Данную систему можно адаптировать и для работы преподавателя в период дистанционного обучения. Многие авторы похожих методик, например, А. Лакейн, подчеркивают, что формулировка целей — ключевой момент, с которого надо начинать управление временем.

В данном случае главной целью является непрерывный процесс обучения и его эффективность. Следовательно, чтобы достигнуть цели, в новых условиях, нужно проанализировать задачи, которые могут быть выполнены качественно на дистанционном обучении, а также, как именно, в какой последовательности в плане (расписании) их нужно выполнять. Очевидно, что дистанционное обучение творческим специальностям, во многом уступает очному, поэтому важно задачи для преподавателей и задания для учеников изменять, адаптировать к новой системе.

Так как на творческие задания в учебном процессе отводится от двух до трех недель, необходимо дать общее задание, и для контроля выполнения разделить его на последовательные временные этапы. Это принципиально важный момент, именно разделение работы на этапы и точные сроки выполнения. Такой вариант работы позволяет не накапливать объем работы, но дает возможность тщательно проработать каждый этап, ничего не упустив. Такое разделение относиться и к ученикам и к работе преподавателей: общая цель на месяц, задачи на каждую конкретную неделю. Это может быть отчет, конкретные работы учащихся, статистика и т. д.

Важно выдавать общую информацию на долгосрочный период и конкретную на каждый день, чтобы избежать наслоения и, как следствие, упустить важные моменты в работе.

  1. Определение приоритетов крайне важновработе на дистанционном обучении для преподавателя творческих специальностей. В данных условиях нужно определить, для каждого конкретного задания, что важнее качество исполнения работы или исполнение работы в срок, так как загруженность ребенка часто не позволяет уложиться в поставленные временные рамки. Очевидно, что качество исполнения задания для учебного процесса является приоритетным, исходя из этого, ориентировать ученика во временных рамках (в сроках выполнения), давая на выполнения заданий подходящее количество времени (чуть больше, чем в обычных условиях).
  2. При постановке задач и указании сроков — необходимо подбирать задания строго с учетом возраста и возможностей обучающегося. Например, в период дистанционного обучения на художественном отделении, можно сделать акцент на станковой композиции и истории искусств — предметы, которые не требуют в большом объеме натурного фонда. Задания по рисунку и живописи максимально упростить, сделав основными заданиями — наброски и копии, а также натюрморты с простыми бытовыми предметами, которые есть у каждого. Большинство заданий должны быть ориентированы на рисование по представлению и по воображению, можно также включить конкурсные и творческие работы.
  3. Когда определены цель и задачи, важно продумать структуру работы преподавателя на каждый день.

Для продуктивной работы необходимо:

  1. Четкие временные рамки рабочего дня
  2. По возможности — точная информация об объёме работы на неделю и на каждый день, для планирования нагрузки.
  3. Расписание уроков не должно быть «плавающим» — так как это приводит к затягиванию выполнения заданий детьми, дезориентирует родителей в учебном процессе.
  4. Сроки выполнения должны быть максимально четкими.
  5. Доступ к заданиям должен быть максимально доступным и простым, все задания выданы с примерами (интернет ресурсы должны быть использованы, но только проверенные и рекомендованные преподавателем).
  6. Занятия должны иметь разный характер: индивидуальные, групповые, очные и заочные.
  1. Для успешной работы, планирования рабочего дня и рабочего процесса в целом важно использовать современные технологии, с помощью которых можно «уложить» образовательный процесс в новую структуру дистанционного обучения.

Формы дистанционного обучения.

Для групповых занятий необходим большой охват учащихся, также обучение изобразительному искусству требует наглядности, поэтому использовать лучше сайты, где можно разместить большое количество изображений, комментариев и информации. Например, социальная сеть «В контакте».

  1. Создать сообщество. В сообщество в контакте нужно пригласить учащихся или их родителей, чтобы через них дети младше 14 лет могли получать задания от преподавателя. Для создания аккаунта на сайте требуется только номер телефона, поэтому практически каждый может принять участие в данной форме дистанционного обучения.
  2. Создать альбомы для каждого класса. Написать названия групп, номер группы, чтобы участники могли найти нужный альбом, куда необходимо разместить работы.
  3. Создать альбом с заданиями. В альбоме будут храниться изображения с последовательным объяснением заданий и примерами выполнения работ. В описании к изображению, следует грамотно обозначить — класс, смену, предмет и сроки выполнения задания.
  4. Каждое задание, также дублировать на стене группы с подробным описанием, кто, по какому предмету и в какие сроки должен выполнить это задание. Это делается для того, чтобы участники увидели новые задания в «ленте новостей» своего аккаунта.

Создание заданий в виде изображений и видео.

  1. Электронные пособия с последовательным показом процесса выполнения задания.
    1. В таком материале, кроме вступительного слова, процесс работы должен быть разбит на пункты. Где каждый пункт — это этап работы, проиллюстрированный соответствующим изображением.
    2. Следует по возможности, расположить все пункты на одном изображении. Для того чтобы обучающийся мог целостно воспринимать всё задание.
    3. Количество пунктов следует ограничить (4–8), при этом конкретно и ёмко сформулировать задачи на каждом этапе работы.
  2. Задания с изображением большого разрешения, для исполнения копий.
    1. Так как цветопередача у мониторов совершенно разная, копии следует выполнять в технике гризайль, чтобы учащиеся не получали искаженное представление о произведении художника.
    2. Для создания пособия по работе с копией следует учесть размер бумаги, на котором обучающийся будет выполнять работу и прилагать соответствующее изображение к заданию. Большое разрешение — для крупных работ (А2). Более мелкое для форматов меньше (А3, А4).
  3. Процесс выполнения задания в формате видео-мастер-класса.
    1. Видео-мастер-класс со звуком. В процессе видеосъемки преподаватель комментирует процесс выполнения работы, четко обозначая, на каком этапе, какие цели ставить ученику.
    2. Видео-мастер-класс без звука. Это наглядная часть задания обязательно дается вместе с изображением с последовательностью выполнения работы. Именно видео позволяет глубже раскрыть этапы выполнения работы.

Формы обратной связи.

  1. Комментарии под изображениями на сайте («Вконтакте»). На сайте «Вконтакте» есть возможность оставлять комментарии под изображениями. С помощью такой формы общения можно уточнить у ученика, при каких условиях он выполнял работу или дать полезные рекомендации по ее продолжению или уточнению. Эти комментарии будут видны всем участникам группы.
  2. Переписка через мессенджер whatsapp. Для такой формы обратной связи можно создать группу в whatsapp: проверять задания учащихся. Давать комментарии и рекомендации.
  3. Использование видеоконференций для связи с учащимися. Zoom-приложение для конференц-связи. Для того, чтобы выйти на конференц-связь через это приложение, необходимо установить его на каждом компьютере участника. Его можно бесплатно скачать с официального сайта (https://zoom.us/support/down4j). Зарегистрироваться при помощи адреса электронной почты. Создать конференцию и отправить приглашения в конференцию обучающимся. В приложении можно переключить изображение на экран своего монитора. Таким образом, можно показывать и рассказывать. Также и ученики могут продемонстрировать свои работы преподавателю. Такие уроки можно проводить как для контроля выполнения заданий, так и для регулярной подачи материала.

В целом, можно сделать выводы, что дистанционное обучение на сегодняшний день — не только продуктивный формат работы во время самоизоляции, но также полноценное дополнение к основным программам обучения. При грамотном планировании деятельности включение в образовательный процесс онлайн-лекций, видео-уроков, программ и заданий в дистанционном формате дает уникальную возможность максимально использовать информационные ресурсы мировой культуры в процессе обучения. Дистанционное обучение создает основу для новых творческих взаимоотношений через современные технологии связи, обогащает содержание образования, позволяет охватить больший объем информации, организует самостоятельную творческую и исследовательскую работу учащихся.

Литература:

  1. Шлей Н. В., Пирогов В. И., Брежнев О. В. Тайм-менеджмент — управление временем // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2006. —№ 5. – С. 135–159.
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ [Электронный ресурс]/. — Режим доступа: https:// https://артресурс.рф/aktualno. (дата обращения: 10.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, задание, учебный процесс, изображение, преподаватель, работа, непрерывный процесс обучения, обратная связь, срок выполнения, этап работы.


Ключевые слова

дистанционное обучение, информационные ресурсы, тайм-менеджмент, непрерывный процесс обучения

Похожие статьи

Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий

В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.

Смешанное обучение русскому языку как иностранному

Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Анализ подходов к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения

В статье автор исследует различные подходы к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения. Анализ основан на теории зоны ближайшего развития Льва Выготского, исследованиях Ивана Павлова об условных реф...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Похожие статьи

Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий

В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.

Смешанное обучение русскому языку как иностранному

Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Анализ подходов к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения

В статье автор исследует различные подходы к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения. Анализ основан на теории зоны ближайшего развития Льва Выготского, исследованиях Ивана Павлова об условных реф...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Задать вопрос