В статье автор пытается определить готовность педагогов российских школ к ведению уроков в дистанционном формате.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательная организация, профессиональная деятельность
Вопрос эффективного управления организациями образования является одним из главных вопросов современной образовательной политики. Основным фактором успеха организации является способность к изменениям.
В настоящее время деятельность образовательной организации оценивается по уровню окупаемости и рейтингу вклада в развитие образования в сравнении с другими образовательными организациями, что невозможно достичь без эффективной управленческой команды.
Проведение положительных изменений в организации возможно только на основании достоверной и точной информации. Наличие достоверной и точной информации является одной из серьезных проблем управленческой команды организации [1, с. 17].
Проведению изменений в значительной степени мешает сопротивление коллектива. Страх нарушения существующего баланса и вероятность попадания в число проигравших служит серьезным основанием для противодействия изменениям со стороны работников [2, с.110].
Но изменения неизбежны. Современное российское образование предъявляет повышенные требования к педагогическому сообществу, требует от него овладения новыми компетенциями и уверенного владения цифровым контентом [3, с. 156–160].
В современном обществе при быстро меняющихся социально-экономических условиях и современных возможностях информационных технологий все более актуальным становится вопрос дистанционного обучения.
Цель дистанционного обучения — предоставление учащимся знаний, необходимых для успешной деятельности без посещения учебного заведения. Общение обучающихся с преподавателями и обмен учебной информацией осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей на расстоянии [4].
В настоящее время дистанционное обучение относится к инновационной форме обучения, использующей новейшие информационные технологии. Использование передовых технологий дает возможность дистанционному образованию быть более гибким и быстрее подстраиваться под потребности ученика.
Стоит отметить, что дистанционное обучение является одним из способов обеспечения непрерывности образовательного процесса.
В связи с повышением требований к педагогическому сообществу на первое место стал подниматься вопрос по уровню цифровой грамотности педагогов и их готовности к профессиональной деятельности в формате дистанционного обучения.
Понятие «цифровая грамотность» в 1997 году ввел Пол Гилстер [5]. Цифровую грамотность он определил как умение человека критически понимать и применять компьютерную информацию из разных источников.
Одним из необходимых умений педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» является владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Для выполнения своих трудовых функций педагогу необходимо владеть ИКТ-компетенциями: общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) [6].
Л. М. Исаева указывает о важности формирования компетентности педагога в области ИКТ, рассматривая методическую компетентность в непосредственной зависимости от его ИКТ-компетентности [7, с. 23].
Педагоги всего мира все лучше понимают преимущества, которые дает умелое применение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. В числе преимуществ: совершенствование образовательного процесса, повышение мотивации обучающихся и результатов обучения, выстраивание взаимодействия между родителями и школой. Это стало возможным благодаря доступности возможностей ИКТ для сферы образования.
В то же время цифровая грамотность — это не свойство рожденного в цифровую эпоху человека, а система знаний и умений, насущных для жизни цифрового общества. Формирование и развитие системы знаний и умений цифровой грамотности должны быть сознательными и управляемыми, что является условием достижения главной цели цифровизации — повышение качества жизни человека [8, с. 88].
В связи с пандемией коронавируса преподаватели были вынуждены экстренно переходить на дистанционную форму ведения занятий. Переход к дистанционному формату обучения был неожиданным для многих педагогов, что заставляло их буквально в процессе занятий внедрять методики ведения урока. Для поддержки педагогов Минобрнауки России разместило на сайте информацию об общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах и рекомендовало школам использовать онлайн-ресурсы для дистанционного обучения [9]. В сложных условиях правительство Москвы организовало поддержку московского учителя, подготовив подборку рекомендованных материалов Московской электронной школы (МЭШ), разработку новых сервисов в МЭШ и организовав обучение и сопровождение учителей Москвы по освоение ими новых сервисов.
Согласно опросу самих педагогов, проведенному аналитическим центром НАФИ в 2020 году, 68 % педагогов считают систему школьного образования не готовой к переходу на дистанционное обучение и в целом считают, что переход на дистанционное обучение ухудшит качество подготовки учащихся [10] и почти половине опрошенных педагогов требуется помощь в эффективном ведении онлайн-занятий [11].
Данные опроса учителей об особенностях организации образовательного процесса в дистанционном режиме, приведенные в статье «Развитие интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного обучения» от 2022 года подтверждают, что у 55 % опрошенных освоение и использование современных технологий вызвало затруднения, 70 % остро нуждались в методической поддержке, 67,5 % отметили снижение качества своей профессиональной деятельности [12, с. 187–201]. Ситуация в значительной степени обостряется высокой долей учителей старше 50 лет, которым сложнее адаптироваться к формату дистанционного ведения уроков, изучению возможностей современного программного обеспечения и подготовку материалов урока посредством информационно-коммуникационных технологий.
Здесь становится заметным несоответствие между требованиями, предъявляемыми государством и обществом к педагогическому сообществу и реальной готовностью педагогов к деятельности в условиях дистанционного обучения и их ИКТ-компетентностью.
Серьезная проблема дистанционного обучения заключается в необходимости переосмысления педагогом возможности использования множества проверенных методов обучения для лучшего освоения материала. Применение многих методов становится зависимым от информационно-компьютерных технологий, что требует от педагога затрат времени и сил на подготовку визуально-образных данных (видеоматериалы, графики и т. д.) с учетом большого количества факторов, при этом оценить эффективность метода и пригодность его к использованию сразу очень сложно. Недостаточное развитие систем управления учебным процессом способствует ухудшению качества дистанционного обучения по сравнению с очной подготовкой.
В пользу дистанционного обучения говорят следующие возможности:
— обучение детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
— дополнительные занятия с одаренными детьми;
— применение 3D технологий для наглядности учебного материала [13, с. 21–24];
— равные условия для получения качественного образования детей всех российских регионов.
В рамках Федеральной программы развития образования внедряются методы цифровизации в системе образования и повышения квалификации педагогов в области цифровых технологий. Элементы цифрового образования будут дополнять традиционные системы, обеспечивая равные условия получения качественного образования и формирования гармонично развитой, социально активной и творческой личности [14].
Цифровая эпоха требует развития навыков самоорганизации и гибкости человека. Личность учителя — основополагающий гарант развития его компетентности. Для соответствия вызовам времени педагог должен владеть набором цифровых навыков и умений и применять их в своей профессиональной деятельности. Повышение ИКТ-компетентности учителя возможно через повышение уровня личных знаний и обмена опытом с коллегами.
Имея достоверную и точную информацию по уровню ИКТ-компетенций сотрудников своей образовательной организации директор школы должен создать систему мотивации педагогов к использованию цифровых технологий, развитию их компетенций, что в свою очередь будет благоприятно влиять на повышение рейтинга и уровня конкурентоспособности образовательной организации.
Литература:
- Шеремет, М. А. Управление изменениями. — М.: Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2011, с. 17. Текст: непосредственный.
- Ушаков, К. М. Управление школой: кризис в период реформ. — М.: Сентябрь, 2011, с.110. Текст: непосредственный.
- Колыхматов, В. И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2020. — № 8 (186). — С. 156–160. Текст: непосредственный
- Ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Текст: электронный. — URL https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.03.2023).
- Gilster P. Digital Literacy. — New York: Wiley and Computer Publishing, 1997. — 276 p. Текст: непосредственный
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Текст: электронный. — URL https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 17.03.2023).
- Исаева, Л. М. Формирование методической компетентности преподавателя средних профессиональной образовательной организации в условиях открытого образования: автореф. дис.... канд. пед. наук. — Махачкала, 2020. — 23 с. Текст: непосредственный
- Аймалетдинов, Т. А. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева и др. — М.: Издательство НАФИ, 2019. — 88 с. Текст: непосредственный
- Министерство просвещения рекомендует школам пользоваться онлайн-ресурсами для обеспечения дистанционного обучения Текст: электронный. — URL https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduet-shkolam-polzovatsya-onlayn-resursami-dlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 17.03.2023).
- Результаты опроса Аналитического центра НАФИ. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии, 4 апреля 2020 г. Текст: электронный. — URL https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/ (дата обращения: 17.03.2023).
- Результаты опроса Аналитического центра НАФИ. Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение, 7 апреля 2020 г. Текст: электронный. — URL https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie/ (дата обращения: 17.03.2023).
- Власова, В. К., Хаматвалиева Р. Р., Закирова В. Г., Жумабаева А. Е., Садыкова А. В. Развитие интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного обучения // Образование и саморазвитие. Том 17, № 3, 2022 — С. 187–201. Текст: непосредственный.
- Наумченко, Н. В. Необходимость использования 3D-технологий в школьной учебной деятельности / Н. В. Наумченко. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 21–24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7054/ (дата обращения: 17.03.2023).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Текст: электронный. — URL https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 17.03.2023).