В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, педагогика, методика дистанционного обучения, социальная психология, личность ученика, интерактивность, средства обучения.
В 2020 году учащиеся общеобразовательных школ в срочном порядке были переведены на дистанционный формат обучения в связи с пандемией. С того момента прошло три года, пандемия благополучно закончилась, для российского научного общества настало время узнать результаты дистанционного обучения, получить обратную связь и начать работать над допущенными ошибками.
Дистанционное обучение давно являлось предметом интереса множества педагогов, во время пандемии данная форма обучения стала необходимостью. Важно понимать, что не каждому ученику и учителю данный формат обучения показался удобным и эффективным. Эффективность дистанционного обучения в основном зависит от выбора учебных материалов и мастерства педагога [3]. При данном обучении особую роль играет учет общих психолого-педагогических принципов, которые характерны для обучения на расстоянии, таких как: наглядность, интерактивность, совместная деятельность, фасилитация, рефлексивность, индивидуализация и дифференциация, лично-деятельностный подход [1]. Учебный процесс должен быть комфортным для всех участников образовательного процесса, поэтому особое внимание отводится безопасности, наличию обратной связи и обязательной формулировке критериев выполнения заданий [2]. Дистанционное обучение является комплексным процессом, состоящим из множества элементов, необходима тщательная совместная работа учителя, администрации и технического отдела образовательной организации. В то же время важно помнить, что центральной фигурой, ради которой прикладываются совместные усилия, является ученик.
Основной целью написания данной статьи является публикация результатов проведенного нами опроса. Опрос представлял собой цифровую анкету, которая была доступна дистанционно, большинство вопросов предполагали варианты ответа. Данный опрос был размещен в сообществах в социальных сетях, основная ориентация сообществ была на мотивацию и достижение успехов в обучении, то есть основными респондентами были ученики, которые положительно относятся к процессу познания нового и обучению в целом. В опросе приняли участие 283 ученика общеобразовательных школ. Будут представлены результаты анонимного опроса учеников и анализ основных проблем, с которыми они столкнулись. На основе данных проблем будут выведены некоторые советы преподавателям, которые планируют заниматься дистанционным обучением. Вопросы касались не только средств преподавания, но и помогли выяснить отношение учеников к дистанционному формату обучения.
В начале опроса ученикам предлагалось сравнить сложность пребывания на дистанционных занятиях с очным форматом. Большинство учеников ответили, что им оказалось проще посещать дистанционные занятия физически(73,9 %) и психологически (49,5 %), данные результаты являются подтверждением такого преимущества дистанционного обучения как доступность. В то же время, около 35 % респондентов ответили, что им было психологически тяжелее заниматься дистанционно. Физически тяжело было только 15 % учеников, основными проблемами была нехватка физической активности и перенапряжение органов зрения.
Ученики также поделились информацией о том, какие средства использовал их учитель и использовалась видеосвязь. В 14 % случаев видеосвязь не использовалась, а на 27 % занятий видеосвязь была только со стороны учителя. Полученные данные позволяют сделать вывод, что преподаватели на таких занятиях не могли осуществлять контроль выполнения заданий в реальном времени, а при ответе учеников не мог оценить оригинальность высказываемого. Преподаватели, по словам учеников, использовали, в основном, презентации(87 %), видеоматериалы(59 %), демонстрацию цифровых материалов(53 %). Данные средства обучения не предполагают активной работы от учащихся, скорее пассивное восприятие информации, успешность которого зависит от волевых усилий самих учеников.
Интересным пунктом является то, что среди вариантов ответа на вопрос о средствах обучения были два довольно схожих пункта, которые в педагогической практике имеют разные качества: «создание презентаций учениками» и «учащиеся делали проекты». Второй вариант в современной методике преподавания наиболее предпочтителен, потому что стимулирует познавательный интерес учащихся и помогает им совершенствовать навыки самостоятельной работы или работы в группах, при защите проектов учащимся, как правило, задают вопросы другие ученики или учитель, происходит диалог и обсуждение, когда вариант «создание презентаций учениками» подразумевает простое копирование и оформление информации из сети Интернет и его последующее зачитывание перед классом. К сожалению, проекты упомянули только 20 % учеников, когда «создание презентаций учениками» выбрало 43 % респондентов.
Учащимся также предлагалось оценить динамику собственной успеваемости, 54 % учеников ответили, что она осталась на прежнем уровне, хотя, в то же время, при прохождении схожего опроса, 56,1 % преподавателей были уверены в том, что успеваемость учащихся ухудшилась. Затрагивая опрос учителей, важно отметить, что 60,6 % преподавателей отметили снижения уровня мотивации у детей относительно очного формата, а опрос учеников показал, что проблемы с выполнением заданий испытывали только 47 % респондентов. Ученики выделили основные проблемы, которые не позволяли им выполнять задания: отсутствие привычного контроля, четких требований и сроков выполнения со стороны преподавателя(32 %), советов по организации своего времени(41 %), алгоритмов, как правильно выполнять задания(30 %). Проблемы, с которыми столкнулись ученики, могут показаться неважными, но, в среднем, каждый третий ребенок нуждался в простом совете учителя.
Последним пунктом, который важно отметить, является позиция ученика на дистанционном занятии. Ученикам предстояло выбрать, были ли они «слушателями» или «деятелями». Слушателями себя ощущали 69 % опрошенных учеников, что говорит о низком уровне интерактивности дистанционных занятий и пассивной позиции, в которую ученик поставлен учителем. Восприятие информации на слух даже с визуальным дополнением не может сравниться с деятельностным подходом на занятии, усваивается то, что применяется на практике или является объектом тренировки. Данная ошибка в построении занятий, скорее всего, привела к крайне стремительному забыванию и слабому усвоению подаваемой информации.
В результате анализа ответов учеников, можно составить перечень советов по организации комфортного для учеников дистанционного обучения. Особое внимание нужно уделить здоровьесберегающим технологиям. Важно напоминать учащимся о важности физической активности и прогулок на свежем воздухе, в то же время необходимо поддерживать дружескую и приятную атмосферу на занятиях. Так как взаимодействие происходит через технические средства, следует дублировать текст заданий в печатном формате, указывая четкие сроки сдачи и критерии оценки работы. Нужно объяснять ученикам, как лучше распределить время при выполнении заданий, выделить второстепенные и главные задачи, не лишней будет формулировка требований к оформлению работ. Дистанционные занятия предполагают больше количество самостоятельной работы, но чтобы ученики могли выполнять ее, им необходимы знания о том, как это делать, задача учителя — дать ребенку эти знания, чтобы его опыт самостоятельной работы был позитивным, а самое главное — понятным. Нужно выстраивать урок таким образом, чтобы учащиеся постоянно взаимодействовали с материалом, использовали его, применяли на практике, современные технологии позволяют делать это дистанционно, нужно только желание учителя работать в данном направлении.
Литература:
1. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.]; под редакцией Е. С. Полат. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–13152–9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518642 (дата обращения: 20.03.2023).
2. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.]; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 434 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–13159–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518643 (дата обращения: 20.03.2023).
3. Толстобоков О. Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения. Монография — М.: Мир науки, 2020. — Сетевое издание. Режим доступа: https://izd-mn.com/PDF/37MNNPM20.pdf