Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыками работы в цифровой среде, способность к самоорганизации и планированию собственной деятельности, поддержание постоянного взаимодействия с обучающимися на расстоянии, а также адаптация учебных материалов и методик преподавания к возможностям онлайн-обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, педагогика, техническая грамотность, самоорганизация, взаимодействие с учениками, адаптация учебных материалов, социально-эмоциональная поддержка.
Глобальная пандемия новой коронавирусной инфекции, которая была впервые обнаружена в городе Ухань провинции Хубэй в Китае и получила наименование COVID-19 по классификации Всемирной организации здравоохранения, стала триггером для резкого роста популярности и широкомасштабного внедрения дистанционного образования по всему миру. Эта кардинальная трансформация традиционных подходов к преподаванию и обучению, инициированная необходимостью социальной дистанции для сдерживания распространения опасного вируса SARS-CoV-2, вынудила педагогическое сообщество в корне пересмотреть методологию образовательного процесса с тем, чтобы полностью адаптировать его под цифровые форматы дистанционного взаимодействия посредством современных информационно-коммуникационных технологий и лишив учащихся возможности традиционных очных занятий.
Одной из наиболее значимых задач, стоящих перед преподавателями в новых условиях, является формирование у себя высокого уровня профессиональной цифровой компетентности, включающей в себя способность эффективно использовать широкий спектр цифровых инструментов и технологий для организации образовательного процесса в дистанционном формате. При этом речь идет не только об овладении популярными платформами видеоконференций типа Zoom, Google Meet и Microsoft Teams, но и о высокоспециализированных системах дистанционной оценки знаний, интерактивных онлайн-курсах, коллаборативных редакторах и других цифровых инструментах, позволяющих реализовать в полной мере все аспекты образовательного процесса в условиях удаленного обучения [2, С. 311].
Еще одним ключевым моментом, определяющим эффективность дистанционного образования, является способность педагога поддерживать постоянный обратный цифровой канал связи с каждым обучающимся индивидуально с целью своевременной оценки динамики усвоения им учебного материала, своевременного выявления проблем и затруднений, а также оперативной коррекции образовательного процесса. Это приобретает решающее значение в условиях полного отсутствия непосредственного очного контакта между педагогом и учеником, который ранее являлся важнейшим фактором обратной связи. Реализация данного аспекта предполагает от преподавателей значительных дополнительных усилий по индивидуальной работе со студентами в онлайн-режиме.
Крайне важной задачей является радикальная трансформация и инновационная адаптация традиционных учебных программ, курсов и методических подходов к особенностям цифрового формата обучения посредством использования всех технологических возможностей современной эпохи.
Преподавателям предстоит разработать и внедрить в образовательный процесс новое поколение интерактивных учебных материалов в формате multitouch-презентаций, гипермедиа-лекций и виртуальных лабораторий, насыщенных элементами искусственного интеллекта, нейросетей, виртуальной и дополненной реальности [4, С. 13–27].
Оценка результативности образовательного взаимодействия преподавателя с каждым из обучающихся в индивидуальном порядке представляет собой один из фундаментальных аспектов эффективной реализации дистанционной педагогической деятельности, тщательное выстраивание которого требует создания высокотехнологичной цифровой базы данных, включающей в себя инновационные формы тестирования, опросов и промежуточных проверок, а также их целенаправленную интеграцию в прогрессивные платформы дистанционного обучения, что, безусловно, обеспечит всестороннюю оценку динамики усвоения знаний каждым из обучающихся и своевременную коррекцию образовательного процесса с учетом специфики восприятия учебного материала.
Одним из приоритетных направлений профессиональной деятельности преподавателя в рамках дистанционного формата образования является комплексное содействие обучающимся в преодолении широкого спектра психологических барьеров, которые могут возникнуть в связи с переходом на инновационный формат, включая формирование уникальных навыков эффективной самоорганизации и планирования собственного рабочего времени, а также преодоление чувства изоляции и отчужденности от непосредственного образовательного процесса.
Немаловажным аспектом реализации дистанционного обучения является также комплексное обеспечение глубокой социально-психологической поддержки каждого обучающегося, подразумевающей проведение регулярных индивидуальных онлайн-консультаций с целью всестороннего выяснения любых вопросов или переживаний, связанных с освоением учебной дисциплины, а также консультирование по уникальным подходам к самостоятельной работе и личностному росту в ходе обучения на расстоянии. Такая комплексная поддержка обеспечит формирование оптимальной психоэмоциональной среды [1, С. 141].
Дистанционное обучение как перспективный формат образования требует от преподавательского корпуса не просто глубоких познаний в своей узконаправленной дисциплине, но и постоянного стремления к поиску и внедрению инновационных дидактических подходов, основанных на последних достижениях педагогической науки. При этом необходимо учитывать специфику каждой отдельной учебной дисциплины, а также особенности разных возрастных групп обучающихся. Немаловажным является и то, что учебный материал должен быть представлен в доступной и увлекательной форме с учетом индивидуальных особенностей каждого студента. Таким образом, цель состоит в адаптации учебного материала к динамично меняющимся запросам обучающихся разных возрастных когорт с учётом особенностей их психофизиологического развития и индивидуальных предпочтений.
В то же время онлайн-обучение, несмотря на свои преимущества в доступности, сопряжено с некоторыми трудностями. Отсутствие непосредственного физического контакта между преподавателем и учеником затрудняет формирование эмоциональной и обратной связи, что нередко негативно сказывается на качестве усвоения учебного материала и мотивации обучающихся. Кроме того, возможные технические сбои, проблемы с интернет-соединением, нестабильная работа программного обеспечения могут привести к прерыванию учебного процесса на неопределенный срок и существенно снизить его эффективность [3, С. 17–19].
Преподавателям, работающим в условиях дистанционного формата, необходимо развивать умения эффективного планирования и структурирования собственной работы, оптимального распределения временных ресурсов, а также навыки мультитаскинга. Кроме того, им приходится сталкиваться со сложностями в оценке качества усвоения материала и мониторинге индивидуального прогресса обучающихся из-за отсутствия непосредственного лицевого контакта. Это требует разработки объективных и всеохватывающих методик оценивания дистанционных знаний и умений студентов.
Тем не менее, целесообразное внедрение цифровых технологий и современных интерактивных методик в учебный процесс при условии их грамотного использования и поддержки со стороны администрации вуза способно значительно повысить его результативность и качество. Это позволит обогатить опыт как преподавательского состава, так и контингента обучающихся, предоставив им широкие возможности для совместного развития и приобретения востребованных на рынке труда компетенций.
Литература:
- Андреев А. А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика): Учебное пособие: В 2 кн. М.: МЭСИ, 2020. Кн. 1. — с. 141
- Преподавание в сети интернет: Учеб. пособие/ отв. Редактор В. И. Солдаткин. — М.: Высшая школа, 2020. — с. 311
- Зенкина С. В., Шаронова О. В. Формы, средства и технологии интерактивного учебного взаимодействия в условиях дистанционного обучения // Информатика и образование. 2022. № 4. С. 17–19.
- Хуторской А. В., Хуторская Л. Н., Король А. Д. Вопрос как основа дистанционного диалога // Информатизация образования. — 2022. — № 3. — С. 13–27.