Информационные технологии (ИТ) в современных условиях являются краеугольным камнем как для цифровой экономики, так и для всей национальной инфраструктуры. Данный тезис находит подтверждение в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [1]. Этот программный документ, сфокусированный на совершенствовании общественной жизни за счет развития ИТ, неоднократно акцентирует внимание на том, что итоговой целью эволюции информационного общества выступает построение экономики знаний и цифрового хозяйства в Российской Федерации.
Для опережающего научно-технологического и социально-экономического роста, а также повышения благосостояния граждан, правительство реализует ряд федеральных программ. Эти программы создают условия для развития личностного потенциала и самореализации. Важным аспектом поддержки суверенитета и экономической устойчивости являются действующие национальные инициативы, такие как «Цифровая экономика», «Образование», «Здоровье» и «Цифра».
Процесс цифровой трансформации сегодня охватывает все секторы деятельности и выступает интегрирующим элементом. Он не только обеспечивает доступ к новым знаниям, но и служит инструментом личностного совершенствования и успешной адаптации граждан к реалиям современного мира.
Цифровая трансформация образовательной сферы является приоритетным направлением, что подтверждается рядом целевых инициатив, реализуемых согласно положениям упомянутой стратегии [2]. В частности, к ним относятся Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» и федеральные проекты: «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда» и «Успех каждого ребенка».
Достижение технологического прорыва, предусмотренного Стратегией цифровизации экономики Российской Федерации, критически зависит от уровня цифровой грамотности всех субъектов образовательной деятельности. Вследствие этого, ключевой задачей для современного преподавателя становится постоянное развитие и наращивание ИТ-навыков, выступающих основой для его цифровой компетентности.
Профессиональная миссия педагога теперь неразрывно связана с эффективным использованием базового комплекса цифровых средств, включая персональные компьютеры, планшеты, смартфоны и интерактивные панели. Фундамент цифровой компетентности закладывают развитое критическое и логическое мышление, а также готовность специалиста к систематической интеграции элементов цифровой образовательной экосистемы. Это также подразумевает постоянное повышение квалификации в сфере вычислительных технологий и глубокое понимание возможностей цифровых решений как ресурса для инновационной деятельности.
В современной профессиональной деятельности важным становится постоянное саморефлексирование и критический анализ собственных действий, что позволяет вносить необходимые коррективы для достижения оптимальных результатов. Эффективность внедрения инновационных методов и современных технологий в образовательный процесс зависит от ряда ключевых факторов: готовности преподавателя к работе в цифровой среде, успешной адаптации, уровня внутренней мотивации и способности создавать вдохновляющую учебную атмосферу. В условиях увеличивающихся требований к квалификации, вызванных цифровой трансформацией, Министерство науки и высшего образования РФ вместе с Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС провели обширный опрос весной 2020 года, в начале пандемии. Участниками исследования стали 34 тысячи преподавателей, что составляет 15 % от общего профессорско-преподавательского состава страны [13]. Результаты подтвердили техническую оснащенность педагогов для использования цифровых инструментов. Тем не менее, развитие цифровой грамотности сдерживается психологическим сопротивлением переходу к цифровым моделям. Основной причиной этого сопротивления является устойчивая убежденность учителей в том, что традиционные (аналоговые) методы обучения обладают наибольшей эффективностью. Парадоксально, но 83 % опрошенных сотрудников вузов уже регулярно проводят дистанционные занятия и активно используют электронные средства коммуникации, в то время как подавляющее большинство (87,8 %) преподавателей высшей и средней школы убеждены, что нецифровой формат обеспечивает лучшее усвоение знаний и формирование компетенций [13].
На основе полученных данных автор приходит к выводу, что успех цифровизации и внедрения инновационных технологий зависит от уровня квалификации и психологической готовности педагогов. Готовность специалистов к нововведениям является ключевым фактором, который влияет на их профессиональную уверенность, а также расширяет методический арсенал и возможности для научного развития. Основная проблема, связанная с готовностью преподавателей к инновационной деятельности в цифровом пространстве, заключается не только в осознании необходимости изменений, но и в умении выбирать подходящие педагогические инструменты.
В работах таких исследователей, как Д. В. Галицкая, Л. А. Гриневич, И. С. Батраков, Е. Н. Глубокова, Д. В. Голоухов подчеркивается, что современным преподавателям необходимо изменять характер своей многогранной деятельности, которая охватывает исследовательские, воспитательные и организационные аспекты. Эта трансформация требует активизации творческого потенциала для освоения новых образовательных инструментов, при этом важно сохранять уважение к традиционным методам. Согласно выводам Е. И. Казаковой и М. П. Лапчика, высокоэффективная организация учебного процесса в цифровой среде является главным предназначением современной профессиональной деятельности учителя. Они подчеркивают необходимость развития цифровой компетентности для увеличения научного потенциала [15, 16]. Е. И. Казакова также отмечает, что учителя часто оказываются в «догоняющей» позиции. Педагоги должны не только освоить базовые технические навыки, такие как создание презентаций или работа с интерактивными досками, но и стать экспертами, способными критически отбирать и систематизировать лучшие цифровые ресурсы для своих учеников. Адаптация учителей становится особенно важной в условиях изменений их социальной роли, вызванных цифровизацией. Изменение традиционного представления о профессии может привести к чувству неуверенности у педагогов, когда они сталкиваются с требованиями родителей, коллег и учеников. В прошлом опыт и возраст обеспечивали защиту от критики, но в цифровую эпоху авторитет снижается, и профессиональная деятельность становится открытой для внешней оценки.
Несмотря на наличие теоретических исследований, посвященных адаптации педагогов к новым образовательным условиям, эффективных инструментов для ускорения их интеграции в цифровую среду все еще недостаточно. Чтобы решить эту проблему, автор статьи предлагает концептуальную модель комплексного подхода, включающую основные изменения на федеральном и региональном уровнях:
- Профессиональное развитие. Создание программ, направленных на улучшение ИТ-навыков и цифровой грамотности учителей, с акцентом на развитие критического мышления и практическое освоение цифровых инструментов.
- Стимулирование деятельности. Внедрение мотивационных мер для преподавателей, где успешность будет оцениваться по их инициативам и инновационным методам, использующим современные цифровые технологии.
- Методологическая база. Формирование научно обоснованной основы для подготовки и переподготовки педагогов в цифровой среде, что позволит организовать практическую работу студентов с актуальными дистанционными образовательными технологиями.
- Единый цифровой контур. Создание доступной цифровой экосистемы, охватывающей все регионы России, с возможностью тиражирования и внедрения передовых практик использования ИТ в образовании.
Успешная интеграция цифровых инструментов в педагогический процесс, особенно при акценте на стимулирование исследовательской активности, требует тщательной первичной адаптации педагога к новой среде. На основе анализа работ И. В. Сергиенко и М. А. Крымова [6], институт наставничества признается ключевым фактором успеха. Данная система обеспечивает необходимую поддержку и знания каждому учителю, при этом наставник получает прямую заинтересованность в развитии компетенций своих подопечных. Максимальная эффективность менторского подхода позволяет нейтрализовать две главные проблемы адаптационного периода: 1) устранение психологического барьера перед использованием новшеств, обусловленного недостаточной сформированностью цифровых навыков; 2) повышение низкого уровня цифровой компетентности, вызванного нехваткой знаний об организации учебного процесса в цифровой среде и ограниченным представлением о вариативности инновационных подходов.
После успешного прохождения адаптации, формирования устойчивой мотивации и включения в непрерывный цикл профессионального роста, становится возможным развитие цифровых компетенций. Этот процесс выступает фундаментальным условием для опережающего экономического развития страны. Исследования показывают, что развитие цифровых компетенций у педагогов создает условия для значительного научного прогресса. Преподаватель, активно использующий цифровые технологии, переходит к «образованию развития», демонстрируя быструю адаптацию и взаимодействуя с учениками в общем информационном пространстве. Эта модель требует от «цифрового учителя» постоянного внедрения инноваций и глубоких изменений в своей практике, что в свою очередь повышает общую эффективность работы и создает синергетический эффект, мотивируя как коллег, так и студентов. [6, 9, 10, 11].
В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных авторов Ключевые цели цифровой образовательной среды включают активную интерактивность, высокий уровень вовлеченности участников, кроссплатформенное взаимодействие и уникальные образовательные методики.
В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных авторов цифровая компетентность рассматривается как непрерывное освоение навыков и полное погружение в цифровую образовательную среду. Важным качеством специалиста в этой области является способность быстро и точно оценивать цифровые инструменты, эффективно интегрировать их в учебный процесс и применять на практике. Педагоги применяют цифровые технологии в трех основных направлениях: информационная работа (обработка контента в Интернете), социальная коммуникация (взаимодействие и самопрезентация) и техническая эксплуатация (умение работать на ПК и постоянное развитие навыков). В образовательной среде активно используются программы повышения квалификации, электронные библиотеки, виртуальные тренажеры и приложения для профориентации.
На основании представленных данных можно заключить: формирование цифровых компетенций требует не только создания и реализации программ по развитию компьютерной грамотности, но и обеспечения систематического контроля за уровнем усвоения этих знаний и их последующим применением в практике. Интеграция практико-ориентированного обучения совместно с менторской поддержкой позволит существенно ускорить адаптационные процессы и сформировать у педагогов внутреннюю мотивацию к инновационной деятельности.
Успешное повышение цифровой компетентности всего педагогического коллектива невозможно без инициативной позиции администрации образовательных учреждений, которая должна выступать в роли стратегического лидера и идейного вдохновителя.
Управленческая деятельность руководства в этом направлении должна охватывать следующие аспекты: стимулирование инноваций (посредством совместного участия в проектной работе, информирования о передовых тенденциях и успешных практиках цифрового образования); организационная поддержка обучения (проведение семинаров, встреч и образовательных мероприятий с привлечением лидеров и экспертов цифровых проектов для обмена знаниями); и материальное поощрение (разработка и официальное утверждение системы премирования за внедрение инноваций, способствующих научно-техническому прорыву организации).
Таким образом, формирование цифровой компетентности зависит от профессиональной способности педагога к внедрению инноваций и его мотивации к работе в цифровой среде. Ключевой составляющей эффективной трансформации образования является повышение цифровой квалификации преподавателей при обязательной поддержке наставника. Комплекс системных мер — включая регулярное обучение, доступ к передовому опыту, финансовое стимулирование, государственную поддержку мотивации и разработку индивидуальных планов развития — обеспечит технологический прорыв и успешную реализацию стратегических задач экономического развития страны.
Литература:
- Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 годы. URL: http://www.ifapcom.ru/files/Documents/inform_society_dev_strategy_rf.pdf.
- Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально- технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (распоряжение Минпросвещения России от 17 декабря 2019 г. № Р-135) URL: https://xn--80adpcbcoiugo1cyai5a5i.xn--p1ai/regulatory-materials
- Мельник О. Инновационность образовательных учреждений: подходы к описанию феномена // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10–1. С. 114–117.
- Сахарова В. И., Трубина И. И. Вектор развития профессиональных компетенций педагогов в условиях цифовизации образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 61–66.
- Масленникова А. А., Пономарева О. Я. Мотивация труда педагогов образовательных организации в условиях цифровизации // The 2th International Conference on Digitalization of (DSEME-2019), December 05–06, 2019. С. 110–113.
- Бороденко Т. А., Федотова В. С. Исследование цифровой компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной среды // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 1. С. 51–61.
- Аймалетдинов Т. А., Баймуратова Л. Р., Зайцева О. А., Имаева Г. Р., Спиридонова Л. В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Аналитический центр НАФИ. — М.: Издательство НАФИ, 2019. — 84 с.
- Сергиенко И. В., Крымова М. А. Формирование педагога-наставника в условиях цифрового образовательного процесса. // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 2 (39), С. 204–209.
- Горюнова М. А., Лебедева М. Б., Топоровский В. П. Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога в системе среднего профессионального образования // Человек и образование. 2019. № 4 (61). С. 83–89.
- Колыхматов В. И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога // Учен. записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8 (186). С. 156–160.
- Моспан Т. С. Формирование профессионально важных качеств будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде: автореф. дис.... канд. пед. наук. Кемерово, 2020. 24 с.
- Асадуллин Р. М., Сафина Э. Н., Сергиенко И. В. Педагог-наставник в условиях цифрового образовательного процесса: учеб.-метод. пособие. Уфа: Башк. гос. пед. ун-т, 2021. 124 c.
- Преподаватели высказали свое мнение о вынужденном переходе образовательного процесса в онлайн. Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21584 (дата обращения 16.11.2025)
- Капитанова Н. В. Особенности адаптации преподавателей высшей школы к условиям цифровой образовательной среды: Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. 2022. № 9. С. 54–57.
- Казакова, Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 1 (112). — С. 8–14
- Лапчик М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учеб. пособие / М. П. Лапчик. — М.: БИНОМ, 2013. — 182 с.

