В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях систем искусственного интеллекта, что оказало прямое влияние на требования к подготовке высококвалифицированных специалистов. Также рассматриваются вопросы направлений повышения уровня информационной компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной сферы.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, искусственный интеллект, информационная компетентность.
Введение
На современном этапе развития системы образования отмечаются значительные трансформации не только в сфере учебно-воспитательной работы, но и в области организации самого процесса обучения детей всех возрастов. Данные изменения обуславливаются современными запросами общества, прежде всего, это касается социального заказа на внедрение инновационных технологий, облегчающих совершенствующих качество образования. Однако, как показывает практика, многие педагоги (прежде всего, старшего возраста и с большим педагогическим стажем) оказываются не готовы к работе в условиях новой социальной среды, что определяет важность организации в каждом образовательном учреждении системы грамотно психолого-педагогического сопровождения данного процесса.
Инновации в системе образования
На сегодняшний день одним из главных условий успешного развития системы образования в целом, и повышения результатов деятельности отдельно взятого образовательного учреждения, в частности, является систематическое внедрение инноваций во все существующих бизнес-процессы.
По мнению В. П. Баранчеева, «инновация — нововведение, новшество, которое стало предметом освоения и внедрения. Цель внедрения любой инновации — улучшение результатов деятельности организации в целом, при этом работа отдельных подсистем в результате внедрения инновации существенно изменяется, а деятельность других оказывается затронутой частично или вообще не меняется» [2, с. 24].Следовательно, можно говорить о том, что от эффективности реализации инновационной деятельности в образовательной организации напрямую зависит и качество обучения и результаты воспитательной работы и уровень сформированности главных УУД у учащихся на момент их выпуска.
В ходе анализа научной литературы были выделены наиболее эффективные инновации, используемые в учебно-воспитательной работе в образовательных учреждениях всех уровней (от ДОУ до вузов), перечень которых представлен на рис. 1.
Рис. 1. Наиболее распространенные инновации в системе образования
Целесообразно отдельно раскрыть сущность каждой из инноваций, представленных на рис. 1.
1. Цифровые платформы
Цифровизация всех сфер жизни общества, включая и образовательную, является неотъемлемым элементом современного социума. Это обуславливает внедрение в деятельность педагогов соответствующих цифровых платформ, позволяющих организовать взаимодействие с учащимися и их родителями в режиме онлайн, анализировать статистические показатели по результатам успеваемости, а также отслеживать динамику успешности обучения каждого ребенка в режиме онлайн [4].
Одной из такого рода популярных цифровых платформ является «Сетевой город», получивший наибольшее распространение в общеобразовательных школах. Данный портал содержит в себе большое число подразделов от электронного дневника до отчетов по успеваемости ребенка. Дополнительными возможностями «Сетевого города» является возможность организации групповых чатов (для всех учеников), дифференциация заданий (например, в зависимости от успеваемости), а также возможность оповещать родителей о результатах обучения их детей.
2. Интерактивные технологии
Интерактивные технологии в современной системе образования — неотъемлемый результат достижения высоких результатов успеваемости учеников. Данная группа объединяет интерактивные доски, возможности мультимедиа (в образовательных учреждениях отдается предпочтение презентациям на мультимедийном проекторе), системы интерактивного голосования (для проведения тестов оценки знаний), платформы для дистанционного обучения («Зум», «Дискорд») и др.
3. Искусственный интеллект
Искусственный интеллект — способности компьютера к обучению, принятию решений и выполнению действий, свойственных человеческому разуму. В условиях образовательного пространства искусственный интеллект выполняет достаточно большое количество функций, среди которых можно выделить: способность различать и идентифицировать образы предметов, различающихся по восприятию; развития навыка решения учебных задач разной степени сложности; сокращение количества времени для поиска необходимых для обучения материалов; развитие креативного мышления учащихся за счет возможности поиска нестандартных методов и средств решения учебных задач; умение осуществлять поиск, обработку и соответствующее использование всех типов информации и знаний и др.
Кроме того, важно отметить, что «искусственный интеллект стал незаменимой частью образовательного пространства в условиях пандемии коронавируса, которая началась в 2020 г., обусловившей переход большинства школ на дистанционное обучения» [3, с. 21]. В условиях постоянного развития общества, вероятно, что в ближайшем будущем искусственный интеллект сможет заменить многие традиционные формы преподавания и педагогические технологии в системе образования.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях инноваций
Психолого-педагогическое сопровождение учителей в условиях инновационной деятельности — это процесс реализации взаимосвязанных мероприятий, в ходе которых формируется ряд социально-психологических условий для эффективного обучения и развития каждого педагога в инновационной образовательной среде. Модель такого сопровождения педагогов, в соответствии с данными исследователей, должна включать в себя 3 главных этапа [1].
1. Диагностический этап
На данном уровне осуществляется первоначальная оценка уровня информационной компетентности педагогов (без которой невозможно использовать существующие цифровые инновации и способности искусственного интеллекта), а также уровня личностного готовности к использованию новшеств в педагогической деятельности (оценка наличия симптомов эмоционального выгорания, профессиональной компетентности, квалификации и др.). Для проведения диагностики наибольшими возможностями обладает метод тестирования, однако для получения наиболее объективных результатов его нужно использовать совместно с наблюдением и анкетированием.
2. Организационно-деятельностный этап
На данном уровне реализуется комплекс мероприятий, который нацелен на развитие готовности учителей к использованию инноваций и повышению их уровня информационной компетентности. Наиболее распространенные формы работы в данном направлении:
— курсы повышения квалификации;
— программы профессиональной переподготовки;
— самообразование;
— обмен педагогическим опытом;
— посещение научных конференций, семинаров и др.;
— онлайн-обучение или дистанционное образование;
— создание узконаправленных методических объединения и др.
3. Рефлексивно-оценочный этап
Работу по подведению итогов психолого-педагогического сопровождения учителей в условиях инновационной деятельности, необходимо организовать так, чтобы они могли самостоятельно осознать динамику оцениваемых показателей, испытали чувство внутренней гордости за достигнутые результаты, а также почувствовать в себе желание продолжать развиваться в выбранном направлении.
Выводы . Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
- Инновации — неотъемлемая часть современного образовательного процесса, что обуславливается социальным заказом структурными трансформациями, происходящими в обществе. В образовательной сфере наиболее частотные новшества — это цифровые платформы (например, портал «Сетевой город», созданный для взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса), интерактивные технологии (возможности мультимедиа, интерактивные доски, системы интерактивного голосования и др.), а также искусственный интеллект.
- Многие учителя (прежде всего, старшего возраста) оказываются не готовы к работе в условиях инновационной деятельности, что определяет важность организации их психолого-педагогического сопровождения. Такая работа включает в себя 3 основных этапа: диагностический (оценка уровня готовности педагогов к использованию инноваций и уровня их информационной компетентности), организационно-деятельностный этап, а также рефлексивно-оценочный уровень, на котором определяется эффективность проведенной на втором этапе работе. Процесс психолого-педагогического сопровождения учителей в условиях инновационной деятельности должен быть непрерывным и учитывать желания и потребности субъектов образовательного процесса.
Литература:
- Азаренко, С. А. Проблемы современного образовательного пространства / С. А. Азаренко // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 3. — С. 24–29
- Баранчеев, В. П. Управление инновациями / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — М.: Юрайт, 2018. — 720 c.
- Коровникова, Н. А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н. А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. — 2021. — № 4. — С. 19–25.
- Садыкова, А.Р., Левченко, И. В. Цифровые технологии как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы / А. Р. Садыкова // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. — 2020. — № 3. — С. 201–209.