Опыт работы классного руководителя в период дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 21.01.2022

Статья просмотрена: 758 раз

Библиографическое описание:

Кольцов, М. Г. Опыт работы классного руководителя в период дистанционного обучения / М. Г. Кольцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88146/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье представлен опыт классного руководителя по организации деятельности классного коллектива в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, классный руководитель, класс.

2020 год — период нестандартных ситуаций и, соответственно, нестандартных решений [5; с. 19]. После введения всеобщего карантина на территории России каждый член классного коллектива оказался в неопределенной ситуации. Классному руководителю, реализующему свой управленческих потенциал в новых условиях образовательной деятельности, необходимо было, в первую очередь, наладить эффективную работу по линии взаимодействия «классный руководитель — родитель — ученик». А ученикам и родителям необходимо было быстро реагировать на изменения, происходящие в образовательном процессе, с целью установления эффективного взаимодействия с классным руководителем и учителями-предметниками, и успешного окончания обучения в учебном году.

Большую ценность для педагогов-практиков представляет опыт классных руководителей по организации деятельности класса в период дистанционного обучения. Обратимся к опыту работы классного руководителя 5 «Г» класса.

Период дистанционного обучения пришелся на IV четверть в учебному году 2019/2020. В нестандартной, новой для себя ситуации оказались все — учителя, дети, родители. Именно поэтому, необходимо было оперативно анализировать поступающую информацию и на основе этого выстраивать процесс своей педагогической деятельности.

Организовать работу класса было непросто. Администрации образовательной организации и классному руководителю предстояло для начала ознакомить родителей с разработанным и утвержденным локальным актом (приказом) об организации дистанционного обучения в школе и провести мониторинг технического обеспечения в семьях (наличие компьютера, интернета).

В этот период многие учителя-предметники также оказались в сложной ситуации выбора форм и методов организации обучения, что привело к многообразию образовательных платформ, с которыми ученику приходилось работать впервые. Соответственно, классному руководителю необходимо было организовать информационную поддержку и консультации по запросу.

С целью информирования учеников и родителей можно было использовать самые разнообразные способы: информирование в социальных сетях, по телефону, по e-mail и т. д. В своем практическом опыте использовал группу класса в социальной сети «ВКонтакте» [3]. Группа была создана в начале учебного года с целью размещения актуальной информации и подведения итогов совместного взаимодействия в рамках воспитательной работы (публикуется информация о проведении конкурсов, мероприятий, фестивалей, игр и т. п.). Именно здесь размещалась необходимая информация по организации учебного (например, о новом расписании занятий) и воспитательного процесса (например, об организации консультаций и классных часов в рамках плана воспитательной работы). Проводились консультации с родителями и по телефону, и в социальных сетях, и по e-mail. По запросу, классный руководитель выступал координатором между учителем-предметником, детьми и родителями.

Воспитательная работа с классом велась в режиме онлайн. Как было отмечено ранее, этому способствовали социальные сети (например, «ВКонтакте») и электронные платформы. К последним можно отнести использование Google — таблиц, Google Forms, Google Jamboard, Zoom.

Платформа, которую можно было использовать для организации мониторинга по разным организационным вопросам, а также для получения обратной связи по проведенным классным часам и дистанционным мероприятиям — Google Forms [1]. Данная платформа имеет ряд преимуществ: простота использования, доступность в любое время, бесплатность, мобильность, понятность. Google Формы позволяют собирать и оформлять статистику по ответам. Следовательно, педагог за короткие сроки сможет обработать полученные данные и вынести результаты на обсуждение. Как отмечалось ранее, оперативность в принятии управленческого решения — залог успеха в период дистанционного обучения.

Для организации взаимодействия между участниками образовательного процесса использую платформу Zoom [2]. В период дистанционного обучения данный инструмент был освоен многими педагогами и применялся в образовательном процессе. Обмениваясь опытом с коллегами в ходе педагогической деятельности, мною была освоена полезная опция данной платформы — сессионные залы Zoom. Она позволяет создать несколько отделений для обсуждения и тем самым расширить возможности мессенджера. А так как в своей педагогической деятельности часто использую групповую работу, то данная опция позволяет применять технологию групповой работы в ходе проведения классных часов и мероприятий в режиме онлайн.

Сессионные залы Zoom были использованы при организации работы в ходе проведения классного часа на тему: «День музеев: дистанционная экскурсия по Москве». Пользователи были разделены на группы (сессионные залы) по 5–7 человек. В каждой группе участники распределили роли и преступили к выполнению заданий. В ходе классного часа «День музеев: дистанционная экскурсия по Москве» каждая группа, используя информацию в интернете и подготовленную заранее, должна была оформить результаты своей работы об одном из музеев или объектов Москвы на стикерах своего фрейма в Google Jamboard. Это интерактивная онлайн-доска, позволяющая дистанционно работать в режиме реального времени большому количеству участников. В ней можно совместно создавать контент, печатать, писать и редактировать тексты, рисовать, загружать изображения и работать на этих изображениях [4].

После работы в сессионных залах Zoom и в Google Jamboard каждая группа вернулась в общую конференцию, и началось обсуждение полученных результатов. Отметим, что работа в сессионных залах контролировалась учителем, так как в данной опции предоставлена возможность войти в зал в любой момент работы.

В своем привычном формате платформа Zoom была использована в ходе проведения мероприятия ко Дню победы и классного часа «Наша прекрасная школьная жизнь: подведение итогов года». В ходе проведения мероприятия ко Дню победы в Великой Отечественной войне использовались не только презентация и видео о данном событии, но и привлекались материалы детей о родственниках-фронтовиках времен Великой Отечественной войны, что разнообразило данное мероприятие и придало ему эмоциональный окрас. На заключительный классный час дети традиционно подготовили видеосюжет о жизнедеятельности класса в IV четверти (в условиях дистанционного обучения). Для проведения классного часа привлекались родители, которые совместно с детьми делились впечатлениями о 5 классе: о коллективе, мероприятиях, классных часах, поездках и т. п. Это позволило классному руководителю подвести итоги года и проанализировать свою управленческую деятельность, внести коррективы.

Подводя итог, следует отметить, что важной задачей классного руководителя в период дистанционного обучения было сохранение отношений внутри классного коллектива и традиций, установившихся к концу пятого класса. В ходе своей педагогической деятельности старался оперативно увидеть, понять и использовать преимущества новой ситуации, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьников наиболее успешным. В том числе, это удавалось за счет мотивационного компонента, который старался внедрять на всех этапах осуществления своих функциональных обязанностей в период дистанционного обучения. Это было связано с тем, что дети и родители столкнулись с рядом психологических трудностей: эмоциональное напряжение при самоизоляции, дефицит «живого» общения, проблемы самоорганизации и самоконтроля. Так во многом именно от классного руководителя, его позитивного настроя, оптимизма и самообладания зависел психологический климат семей.

Таким образом, в 2019–2020 учебном году были апробированы дистанционные технологии, что обновило и усовершенствовало работу классного руководителя и позволило вывести классный коллектив на новый уровень взаимодействия, в том числе в период дистанционного обучения.

Литература:

1. Google Forms. — URL: https://docs.google.com/forms/ (Дата обращения: 21.02.2021)

2. Видеоконференция Zoom. — URL: https://zoom.us (Дата обращения: 24.02.2021)

  1. Группа «Школа 90 5 Г» в социальной сети «ВКонтакте». — URL: https://vk.com/club102513634 (Дата обращения: 21.02.2021)

4. Инструкция по работе в Google-доске Jamboard. — URL: https://урок.рф/library/instruktciya_po_rabote_v_googledoske_jamboard_233432.html (Дата обращения: 03.02.2021)

5. Смирнова С. В. Дистанционное обучение — 2020 как ресурс развития муниципальной системы образования / С. В. Смирнова. Текст: непосредственный // Научно-методический журнал Образовательная панорама. Ярославская область: пространство образовательных возможностей. — 2020. — № 2(14) — С. 19–24

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, дистанционное обучение, классный коллектив, классный час, педагогическая деятельность, воспитательная работа, Москва, образовательный процесс, родитель, Великая Отечественная война.


Похожие статьи

Анализ практического опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса (на примере средней школы № 90 Ярославля)

В статье представлен анализ проведенного анкетирования с целью выявления опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса.

Воспитательная работа на дистанционном обучении

В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия ...

Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.

Дистанционное обучение: планирование и проведение урока

В данной статье авторы обобщили опыт проведения уроков в период дистанционного обучения в период пандемии, и на основе полученного опыта предлагают варианты планирования и проведения урока с целью повышения качества полученных знаний и умений.

Анализ проблемы организации педагогами дистанционной командной работы

Статья рассматривает основные проблемы организации дистанционной командной работы.

Организация подготовки учителей иностранного языка для работы в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности учителя иностранного языка, чтобы организовать их работу в условиях инклюзивного образования.

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Развитие инженерного образования в общеобразовательной школе

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.

Подготовка будущих педагогов к командно-дистанционной работе

В статье приводятся принципы дистанционного обучения и особенности командно-дистанционной работы. Анализируется мнение практикующих педагогов об эффективности дистанционного обучения и комфортности работы в удалённом формате. Рассматриваются практиче...

Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

Похожие статьи

Анализ практического опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса (на примере средней школы № 90 Ярославля)

В статье представлен анализ проведенного анкетирования с целью выявления опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса.

Воспитательная работа на дистанционном обучении

В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия ...

Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.

Дистанционное обучение: планирование и проведение урока

В данной статье авторы обобщили опыт проведения уроков в период дистанционного обучения в период пандемии, и на основе полученного опыта предлагают варианты планирования и проведения урока с целью повышения качества полученных знаний и умений.

Анализ проблемы организации педагогами дистанционной командной работы

Статья рассматривает основные проблемы организации дистанционной командной работы.

Организация подготовки учителей иностранного языка для работы в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности учителя иностранного языка, чтобы организовать их работу в условиях инклюзивного образования.

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Развитие инженерного образования в общеобразовательной школе

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по выполнению запроса общества и государства на формирование у школьников инженерного мышления, развития интереса к профессиям инженерно-технического профиля.

Подготовка будущих педагогов к командно-дистанционной работе

В статье приводятся принципы дистанционного обучения и особенности командно-дистанционной работы. Анализируется мнение практикующих педагогов об эффективности дистанционного обучения и комфортности работы в удалённом формате. Рассматриваются практиче...

Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

Задать вопрос