Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Образование и обучение
28.11.2020
77
Поделиться
Библиографическое описание
Белая, Р. Ю. Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи») / Р. Ю. Белая, Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5768/.


Ключевые слова: дистанционное обучение, дошкольный возраст, педагог, ребенок, дистанционная работа, образовательный процесс.

В главе 2 статьи 13 и 16 ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».

В области исследования дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии, в научной литературе часто используются такие понятия, как дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, которые применяют для характеристики особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой связи. В рамках данной статьи будет использован термин «дистанционное обучение», под которым мы будем понимать форму обучения, при которой взаимодействие педагога и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами технологий интернета или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

До недавнего времени все, что писалось о дистанционном обучении, имело отношение к профессиональному образованию, обучению взрослых, школьников, но не к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, поскольку широкая практическая потребность в данной форме обучения отсутствовала. Ситуация изменилась с началом пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Возникла необходимость в новом способе обеспечения доступности дополнительного образования для обучающихся дошкольного возраста, предполагающем предоставление детям и их родителям возможности обучения образовательным программам непосредственно по месту жительства в удобное для него время.

В данной статье хотелось обобщить опыт организации дистанционного обучения по модулям «Лепка» и «Художественный труд» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Солнечный зайчик» (автор — Парамзина Н. В.) с обучающимися 4–6 лет студии развития «Дошкольник плюс» отдела «Центра интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Оренбурга. Целенаправленно постараемся избежать оценок для того, чтобы, ознакомившись со статьей, каждый сам сделал для себя вывод о достоинствах и недостатках дистанционной работы с обучающимися дошкольного возраста.

Поскольку переход к дистанционному обучению был осуществлен спонтанно, в связи с вводом в нашей стране режима самоизоляции, педагоги дополнительного образования оказались не готовы к организации дистанционного обучения. Отсутствие у них профессиональной подготовки и опыта в области дистанционной работы, отсутствие образовательных площадок, и иногда даже отсутствие уверенности в том, что их способностей хватит для изучения всех технологий и их успешного применения — все это негативно отражалось на мотивации профессиональной деятельности в первые дни дистанционного обучения. Все эти вопросы пришлось решать по ходу работы и, хочется отметить, что профессионализм педагогов и их преданность выбранной профессии помогали им находить эффективные и интересные пути решения.

Следующая проблема заключалась в готовности самих обучающихся, а в случае работы с детьми дошкольного возраста в готовности к дистанционному обучению их родителей. В процессе дистанционного обучения учащиеся сталкивались с рядом преград в виде своих индивидуальных особенностей и условий обучения. На сегодняшний день не существует дистанционных программ, которые учитывали те или иные индивидуальные особенности каждого учащегося и, скорее всего, создать такие индивидуальные программы невозможно. Кроме того, дистанционную работу с дошкольниками очень сильно осложняет тот факт, что ребенок не может самостоятельно подключиться к дистанционной площадке и начать работу с педагогом — у него просто отсутствуют необходимые знания и навыки. На занятии обязательным является присутствие взрослого человека, который будет обеспечивать работу технических средств. Значительная часть родителей, с которыми пришлось взаимодействовать, продолжили свою работу, и дети находились под присмотром бабушек и дедушек, навыки работы которых в области компьютерных технологий оставляют желать лучшего. Родители, имеющие еще и детей школьного возраста, при распределении времени использования компьютера отдавали приоритет им. Именно поэтому работа в онлайн режиме с использование программы Zoom была отвергнута родителями. Решено было осуществлять реализацию программы в режиме офлайн. Для работы были выбраны наиболее распространенные и удобные мессенджеры «WhatsApp» и «Viber». Родители каждой группы обучающихся были объединены в отдельные группы в мессенджерах. В этих группах согласно расписанию студии развития педагог размещал задания, определял сроки их выполнения, комментировал для родителей особенности работы. Для обучающихся творческих групп четырех и пяти лет использовался также YouTube канал Раиса Белая (https://bit.ly/2zrLwoB), на котором размещались снятые педагогом ролики пошагового изготовления поделок.

Для группы обучающихся 6 лет было организовано обучение с помощью сервиса Google Classroom, который позволил быстро создавать и упорядочивать задания, выставлять оценки, оставлять комментарии и общаться с обучающимися. В свою очередь, учащиеся смогли бы хранить задания на Google Диске, а также сдавать выполненные работы в Классе и напрямую общаться друг с другом и с педагогом. Но, к сожалению, данная система по мнению родителей оказалась слишком сложной и дальнейшее взаимодействие осуществлялось в «Viber».

В самом начале дистанционного обучения обратная связь с родителями была очень активной. Родители регулярно присылали фото выполненных работ и поделок обучающихся. Сотрудничество с родителями было очень тесным, велось регулярное взаимодействие как по вопросам, касающимся образовательного процесса, так и по вопросам об особенностях возрастной психологии обучающихся. Родители, оказавшиеся в новой для себя ситуации, нуждались в психологической помощи и поддержке. Постепенно стала наблюдаться тенденция снижения обратной связи с родителями. Этому послужил целый ряд причин. Во-первых, режим самоизоляции был ослаблен, и все большее число родителей постепенно стало выходить на работу, соответственно количество времени, которое они могли уделять занятиям с ребенком сильно сократилось, а дети дошкольного возраста самостоятельно обучаться не могут. Во-вторых, в ходе длительного дистанционного обучения мотивация обучающихся постепенно снижалась. Многие родители обратили на это внимание и обращались за помощью к педагогам. Ребята стали скучать по своим сверстникам, педагогам и посещению студии развития «Дошкольник плюс». Родители говорили о том, что дети просят отвести их в студию, говорят о том, что они хотят заниматься там, а не дома. Иногда для повышения мотивации педагог использовал сеансы видеосвязи с помощью мессенджера «Viber». Несколько минут общения педагога с обучающимся, возвращали ребенка к занятиям. Ребятам было важно, что о них помнят, что их ждут в Центре, что как только режим самоизоляции снимут, они вернутся к традиционным занятиям.

Конечно, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа была реализована педагогом в полном объеме для обучающихся всех возрастов, несмотря на изменение формы обучения. Однако, образовательный процесс в период дистанционного обучения был более сложным, «тяжелым» для обеих сторон. Ведь при всем многообразии методов и педагогических технологий, применяемых в работе с дошкольниками, ведущим из них, несомненно, остается игра. Вовлекая обучающихся в образовательный процесс, педагог тесно контактирует с ними, чувствует аудиторию и тогда может изменять ход занятия в зависимости от ситуации. Педагогу важно видеть глаза детей, их реакцию, настроение для того, чтобы создать нужную ситуацию (ситуацию успеха, соревнования, рассуждения и т. д.) в нужный момент. Когда что-то не получается, заботливая рука педагога берет в свою руку детскую ладошку, и совместно они справляются с «капризным» карандашом или «неудобными» ножницами. В этот момент ребенок чувствует поддержку и уверенность в том, что все у него получится. Именно при таких условиях процесс обучения становится живым и интересным детям дошкольного возраста.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дистанционное обучение
дошкольный возраст
педагог
ребенок
дистанционная работа
образовательный процесс

Молодой учёный