Наглядные методы ведения воспитательно-патриотической работы в рамках празднования 75-летия Великой Победы (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Наглядные методы ведения воспитательно-патриотической работы в рамках празднования 75-летия Великой Победы (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России») / С. А. Лукина, О. В. Рулькина, Т. В. Пономарева [и др.]. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 14-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15788/ (дата обращения: 16.12.2024).



Патриотическое воспитание учащихся в стенах школы в современных условиях, на наш взгляд, принимает особенно важное значение. Это связано с расширением негативного влияния окружающей среды. Окружающее социальное пространство зачастую оказывает негативное воздействие на формирование подрастающей личности. Не могут не сказаться негативно разрушение и девальвация системы традиционных ценностей, социальные противоречия в обществе, попытки внедрения чуждых нам ценностей и идеалов, очернения и переписывания нашей истории, искажения исторической правды. Нельзя не отметить изменения и в подрастающем поколении: рост нигилизма, отказ от общественных ценностей, склонность к обособлению от коллектива и общества. Именно поэтому роль патриотического воспитания в школе существенно возрастает. Патриотическое воспитание в нашей школе является неотъемлемой составной частью образовательного и воспитательного процесса. Она носит систематический и целенаправленный характер. Целью её является не только противодействие неблагоприятным внешним факторам, но и формирование высокого патриотического сознания у обучающихся, чувства гордости и верности своему Отечеству, уважительного отношения к конституции, государственному устройству, ценностям, народам Российской Федерации, готовности выполнять конституционные обязанности и гражданский долг, встать на защиту интересов Родины.

Данную работу необходимо проводить регулярно и систематически. Если вести ее исключительно от случая к случаю, то есть эпизодически, то эффективность ее в деле воспитания подрастающего поколения существенно снижается. По сути своей патриотическое воспитание многогранно, что дает широкое поле для творчества педагогам и воспитателям. В их арсенале имеется большое количество форм и методов ведения воспитательно-патриотической работы: классные часы, тематические декады, беседы, встречи, концерты, экскурсии, оформление стендов, стенгазет, плакатов, конкурсы (чтецов, рисунков, песни, смотры строя и песни и т. п.), викторины, краеведческие мероприятия и т. д. Выбор конкретных форм и методов напрямую зависит от нескольких факторов: поставленной педагогом задачи, от фактических возможностей и условий, от характера запланированного мероприятия, от возраста обучающихся, их уровня подготовки, их уровня развития, их желаний, интересов, увлечений и т. д. Эффективность форм воспитания напрямую зависит от разумного сочетания и применения различных методов её ведения.

Виды деятельности по реализации патриотического воспитания можно условно поделить на следующие группы:

  1. Классно-урочная деятельность (коллективное взаимообучение, уроки-практикумы, интегрированные уроки, тематические уроки);
  2. Внеурочная деятельность (классные часы, конкурсы, праздники, концерты, конференции, олимпиады, исторические декады, викторины и т.п);
  3. Взаимодействие с общественными организациями (взаимодействие с советами ветеранов, библиотеками, поисковыми бригадами, волонтерскими организациями, патриотическими движениями, краеведческими музеями и т. п.);
  4. Творческая деятельность (рисунки, поделки, стенгазеты, плакаты, оформление классных уголков, стендов и т. п.)
  5. Исследовательская деятельность (исследовательские проекты, поисково-исследовательская деятельность, организация работы школьного музея, экскурсионная работа, конференции, дебаты, круглые столы, презентации и т. п.)

Следует отметить, что подобное разделение носит весьма условный характер. Практика ведения воспитательно-патриотической работы в ФРБОУ «Средняя школа-интернат МИД России» доказала, что наиболее эффективным и перспективным в плане результативности и выполнения поставленных задач безусловно является применение интегрированных форм её ведения. Интегрированные формы подразумевают сочетание нескольких видов, форм и методов ведения работы, комплексный и комбинированный подход к её реализации.

В данной статье нам хотелось бы более подробно остановиться на творческих и наглядных методах ведения воспитательно-патриотической работы. К ним относятся стенгазеты, плакаты, рисунки, поделки, оформление стендов и классных уголков. На первый взгляд, подобные формы работы могут показаться старыми, избитыми, утратившими свою актуальность, однако практический опыт заставляет нас придерживаться противоположной точки зрения. Дети всегда любили и любят рисовать и делать поделки. Если к заданиям подобного рода добавить элемент соревнования (провести конкурс) и зрелищности (устроить выставку), то интерес юных участников в подобном мероприятии возрастет еще больше. Следует учитывать и то, что в настоящее время появилось много новых доступных материалов для творчества. Учащийся может реализовать свой творческий потенциал самыми разными способами: рисование, выжигание, лепка, декупаж, вышивка, моделирование 3Д, аппликация, плетение, роспись по стеклу, керамики, дереву, камням и т. д. Рисовать можно красками, карандашами, фломастерами, тушью, песком, декоративными печатями, мелками и так далее, тем более что у каждого из этих материалов на сегодняшний день есть великое множество разновидностей.

В качестве примера приведем творческую работу ученика 2 «Б» класса Енаторова Павла. В технике выжигания по дереву учащийся воспроизвел фрагменты стены Брестской крепости с надписями, сделанными бойцами Красной армии в 1941 году:

C:\Users\Меркулов Алексей\Desktop\брествыжигание.jpg

Наиболее интересные творческие работы получаются при сочетании нескольких техник. Например, при создании стенгазеты учащийся может применять технику аппликации. Современные материалы позволяют добиться потрясающего исполнения работы. В качестве элементов аппликации можно использовать моделирующую пенку, ленты, кусочки ткани, пуговицы, фотографии, вырезанные фрагменты иллюстраций, деревянные элементы, пазлы, открытки, цветы, как искусственные, так и высушенные и т. д. Это безграничное поле для творчества и фантазии. Приведем несколько примеров подобных комбинированных работ:

C:\Users\Меркулов Алексей\Desktop\милястенгазета.jpg

C:\Users\Меркулов Алексей\Desktop\ярикоружие.jpg

Чумакова Алена 8 «Б«стенгазета «Мой дедушка — герой Советского Союза», исполнена с комбинацией фотоматериалов и печатного текста.

Меркулов Ярослав 5 «А«стенгазета «Оружие победы», исполнена с комбинацией пазла, рукописных элементов, красок, вырезанных иллюстраций.

C:\Users\Меркулов Алексей\Desktop\рулькинагазета.jpg

Симак Николай 2 «Б«стенгазета «Пионеры-герои», работа выполнена с использованием красок, вырезанных текстов и иллюстраций. Рукописных элементов (конверт), георгиевских лент.

Наиболее сложной по техники исполнения является стенгазета, выполненная учащимся 1класса «А Перховым Матвеем. Разумеется, ему помогали родители, но на наш взгляд, участие родителей является одной из важнейших и неотъемлемых частей патриотического воспитания. Помощь семьи в этом вопросе неоценима.

C:\Users\Меркулов Алексей\Desktop\лукина1самолет.jpg

C:\Users\Меркулов Алексей\Desktop\лукина стенгазетався.jpg

C:\Users\Меркулов Алексей\Desktop\лукина2флаг.jpg

C:\Users\Меркулов Алексей\Desktop\лукина4письма.jpg

C:\Users\Меркулов Алексей\Desktop\лукина3комбин.jpg

Для выполнения данной работы были использованы: краски, декоративная сетка, аппликация плоская и объемная из бумаги, картона, фотографий, вырезанных иллюстраций, ткани, лент, значков, металлических и деревянных элементов, цветов, газет, отделочного шнура, высушенных растений и т. д. Их великолепное, оригинальное сочетание придало работе прекрасный вид, вызвавший восхищение у обучающихся, учителей, воспитателей, администрации школы и родителей. Работа была отправлена на международный конкурс.

Для оформления стендов и классных уголком в современных условиях можно использовать два подхода: творческие работы обучающихся или готовые фото и печатные материалы. В настоящее время легко купить различные плакаты, открытки, наборы фотографий и карточек практически на любую тему, что во многом упрощает работу педагога по оформлению классных уголков и стендов. Современные технологии позволяют сделать различные виды фото-продукции, например, коллажи, плакаты, буклеты, которые можно распечатать и активно использовать в дальнейшей работе и творчестве.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что наглядные формы ведения воспитательно-патриотической работы (стенгазеты, плакаты, рисунки, поделки, оформление стендов и классных уголков) лишь на первый взгляд утратили свою актуальность и значимость. Наша педагогическая практика и систематически проводимая в ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России» воспитательная работа доказывает обратное. Обучающиеся и их родители с большим энтузиазмом участвуют в подобных мероприятиях. Современные материалы и технологии позволили существенно усовершенствовать этот процесс, найти новые формы воплощения творческих и воспитательных идей, поднять интерес, вовлечь учащихся, сделать работы более зрелищными и креативными.

Литература:

1. Федосова Т. Н. Школа классных руководителей. Картотека воспитательных форм работы/ Т. Н. Федосова. — М.: изд. Учитель, 2011. — 186с.

2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д. Е. Яковлев [Текст] — М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. — 189 с.

3. Панафидина Т. В. Современные технологии воспитательной работы/ Т.В. Панафидина. — М.: изд. Учитель, 2009. — 233с.

4. Цабыбин С. А. Организация общешкольных мероприятий. Для организаторов воспитательной работы в школе/ С.А. Цабыбин — М.: изд. Учитель, 2007. — 216с.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, воспитательно-патриотическая работа, оформление стендов, стенгазета, материал, плакат, подрастающее поколение, работа, уголок, учащийся.

Похожие статьи

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Специфика организации работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра в области физического воспитания (на примере ДС№ 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска)

Особенности деятельности многопрофильного структурного подразделения учреждения дополнительного образования (на примере отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Методика повышения общей физической подготовленности, направленная на развитие физических качеств у лыжниц 10–12 лет (на примере воспитанников ГБУ ДО НАО «Дворец спорта «Норд»)

Проектная деятельность во внеурочной работе как средство формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных действий кадет (на примере проекта по немецкому языку «По следам сказок братьев Гримм»)

Участие школьников в работе научно-практической конференции «Мой род — мой народ» как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Реализация проектной деятельности в учреждениях социальной защиты Москвы (на примере проекта «Времена года»)

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере 7 класса)

Конспект проведения образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (социальное и предметное окружение) для детей старшей группы «Транспорт на улицах нашего города»

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)

Похожие статьи

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Специфика организации работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра в области физического воспитания (на примере ДС№ 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска)

Особенности деятельности многопрофильного структурного подразделения учреждения дополнительного образования (на примере отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Методика повышения общей физической подготовленности, направленная на развитие физических качеств у лыжниц 10–12 лет (на примере воспитанников ГБУ ДО НАО «Дворец спорта «Норд»)

Проектная деятельность во внеурочной работе как средство формирования регулятивных и познавательных универсальных учебных действий кадет (на примере проекта по немецкому языку «По следам сказок братьев Гримм»)

Участие школьников в работе научно-практической конференции «Мой род — мой народ» как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Реализация проектной деятельности в учреждениях социальной защиты Москвы (на примере проекта «Времена года»)

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере 7 класса)

Конспект проведения образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (социальное и предметное окружение) для детей старшей группы «Транспорт на улицах нашего города»

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)