Исследование мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 07.04.2017

Статья просмотрена: 2497 раз

Библиографическое описание:

Меженцева, Г. Н. Исследование мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи / Г. Н. Меженцева, Л. С. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 636-638. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41130/ (дата обращения: 25.11.2024).



В статье проанализированы результаты обследования наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в мыслительной деятельности у дошкольников.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, недоразвитие наглядно-образного мышления, констатирующий эксперимент

Овладевая речью, ребенок овладевает знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Многие авторы отмечают связь между недоразвитием речи и недоразвитием психических процессов. Известно, что задержка в развитии речи может повлечь и задержку развития познавательных процессов и мышления, в частности.

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется в дошкольном возрасте и при поступлении детей в школу. Отмечаются недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм.

Эти речевые проблемы, тормозят процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии.

Исправить многие обнаруженные дефекты речи в этом возрасте очень сложно, иногда и невозможно. Это происходит потому, что многие речевые дефекты детей не были своевременно выявлены, окончательно сформировались и закрепились на уровне связи в коре головного мозга. К тому же исправление «застарелых» дефектов устной речи происходит на фоне интенсивного обучения детей письменной речи (чтению и письму).

С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР).

Исследования мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи, проводимые с различных теоретических позиций, в целом указывают на первичную сохранность интеллектуальных предпосылок. Однако, большинство авторов отмечают, что имеющаяся у дошкольников с ОНР вторичная недостаточность мышления носит закономерный характер, хотя имеет различные механизмы возникновения.

Исходя из положения об участии речи в развитии наглядно-образного мышления, учитывая вклад этого вида мышления в процесс психического развития ребёнка, решение вопроса о степени сформированности наглядно-образного мышления при общем недоразвитии речи имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как от этого зависит содержание и эффективность проводимой коррекционно-педагогической работы.

Наглядно-образное мышление развивается на базе наглядно-действенного, служит основанием для формирования словесно-логического мышления и предполагает решение мыслительных задач при помощи оперирования образами, в плане представлений, без выполнения реальных действий.

Способность решать мыслительные задачи путём оперирования образами возникает при условии взаимодействия различных линий психологического развития ребёнка  развития предметных и орудийных действий, перцептивной сферы, подражания, максимального использования игры, как ведущей деятельности возраста, других видов детской деятельности. Развитие мышления у детей также находится в прямой зависимости от развивающего характера обучения и развития у детей ориентировочных действий.

Общая закономерность формирования наглядно-образного мышления характеризуется следующей последовательностью: от вычленения предмета как отдельного целостного образования к системе предметов, в которой он существует и функционирует, далее к анализу свойств этого предмета в аспекте функциональных связей с другими предметами системы и к развитию способности произвольной актуализации и оперированию в мысленном плане все более сложными по структуре знаниями.

В развитии наглядно-образного мышления особая роль принадлежит речи. На всех этапах осуществления мыслительной деятельности процесс решения наглядно-образных задач сопровождается речью, которая участвует в анализе условий задачи, составлении плана её решения и осуществлении контроля за ходом выполнения задачи. Существенные связи и свойства предметов, познаваемые в наглядной образной форме, фиксируются, обобщаются в речевом плане.

Исследования различных авторов убедительно свидетельствуют в пользу понимания наглядно-образного мышления как речемыслительной деятельности [1; 2].

Исследование проводилось на базе МБОУ «Детский сад № 57 «Колобок».

В эксперименте участвовало 20 детей из подготовительной группы, из которых девять  с общим недоразвитием речи 3 уровня и 11 детей без речевых нарушений. Возраст испытуемых обеих групп был от 6 лет до 6 лет 5 месяцев.

Дети, которые приняли участие в констатирующем эксперименте, охотно вступали в контакт со взрослым, понимали и принимали речевую инструкцию, адекватно вели себя в дошкольном учреждении: подчинялись режимным моментам, участвовали в различных видах коллективной деятельности.

При знакомстве с экспериментатором дети могли назвать свое имя, возраст, фамилию, пол, имена членов своей семьи, домашний адрес.

Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей и уровня сформированности наглядно-образного мышления дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием.

В констатирующей части исследования были решены следующие задачи:

− теоретически обоснована, определена и апробирована методика для выявления уровня сформированности наглядно-образного мышления старших дошкольников;

− выделены основные критерии оценки сформированности наглядно-образного мышления у дошкольников;

− дан сравнительный анализ уровней сформированности наглядно-образного мышления дошкольников с нормальным речевым развитием и их сверстников с общим недоразвитием речи;

− выявлен характер затруднений, возникающих при решении наглядно-образных мыслительных задач у дошкольников с ОНР в целях определения основных путей коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование наглядно-образного мышления детей изучаемой категории.

Основным методом исследования, использованным с целью решения задач констатирующего эксперимента, являлся метод психолого-педагогического эксперимента.

Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком в знакомом ему помещении, в утренние часы.

Учитывая теоретические подходы к изучению сформированности наглядно-образного мышления старших дошкольников, нами были отобраны и предложены детям задания А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой [1].

Методика констатирующего эксперимента включала следующие задания:

− задание 1. «Нарисуй целое»;

− задание 2. «Группировка картинок по цвету и форме»;

− задание 3. «Найди время года»;

− задание 4. «Сравнение сюжетных картинок «Летом»;

− задание 5. «Серия сюжетных картинок «Утро мальчика».

Использование педагогической помощи в ходе исследования позволяло определить «зону ближайшего развития» ребенка, его потенциальные возможности. Результаты исследования фиксировались в протоколах. По результатам проведенного эксперимента проводился анализ полученных данных.

Для определения сформированности наглядно-образного мышления у детей с ОНР, применялись следующие критерии. Принятие задания: согласие ребёнка выполнять предложенное задание; понимание условий задания; сформированность образов-представлений об окружающей действительности; последовательность мыслительной деятельности; способ выполнения наглядно-образных задач (зрительная ориентировка); сформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки; участие речи в решении наглядно-образных задач; познавательный интерес и отношение ребенка к деятельности; результат выполнения задания (самостоятельно, после оказанной педагогической помощи, не выполнил).

По этим же критериям определялся уровень сформированности наглядно-образного мышления.

Очень низкийуровень: ребёнок не смог выполнить задание в соответствии с предлагаемыми условиями, не понимал эти условия даже после оказания педагогической помощи, использовал способ выполнения задания, не соответствующий возрасту, отказывался от выполнения задания;

Низкийуровень: ребёнок принимал задание, начинал его выполнять, однако самостоятельно не достигал цели (выбирал неадекватный способ решения, неправильно организовывал этапы решения мыслительной задачи, не владел базовыми представлениями, необходимыми для ее решения), в процессе оказания педагогической помощи действовал адекватно, но после этого не смог перейти к самостоятельному выполнению задания;

Средний уровень: ребёнок принимал и понимал условия задания, проявлял заинтересованность в конечном результате, однако при его выполнении затруднялся в выборе адекватного способа решения задания, что вело к возникновению ошибок. После адекватного использования педагогической помощи переходил на более высокий уровень ориентировочной деятельности;

Высокий уровень: ребёнок сразу принимал и понимал условия задание, самостоятельно пользовался адекватными способами ориентировки при его выполнении, правильно и продуктивно организовывал свою деятельность, направленную на выполнение задания, проявлял стремление к достижению положительного результата.

Для определения сформированности наглядно-образного мышления применялись те же критерии у детей с нормой речевого развития Их можно условно разделить на четыре группы, соответствующих четырем уровням сформированности наглядно-образного мышления.

Высокий уровень выявлен у большинства дошкольников с нормальным уровнем речевого развития (87 %) и не выявлен у детей с ОНР. Средний уровень выявлен у 13 % дошкольников с нормальным уровнем речевого развития и 52,4 % детей с общим недоразвитием речи. Низкий уровень выявлен только у дошкольников с ОНР (31 %). Очень низкий выявлен у дошкольников с общим недоразвитием речи (16,7 %).

Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент показал недостаточность развития наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи и позволил выявить основные направления дальнейшей коррекционной работы по их исправлению и совершенствованию.

Литература:

  1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: БУК-МАСТЕР, 1993. 191 с.
  2. Меженцева Г. Н. Подготовка студентов к решению профессиональных задачи в области коррекционно-педагогической деятельности. В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сб. науч. трудов. Тамбов. 2015. С. 85–86.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-образное мышление, общее недоразвитие речи, констатирующий эксперимент, педагогическая помощь, ребенок, речевое развитие, высокий уровень, дошкольник, задание, мыслительная деятельность.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи, недоразвитие наглядно-образного мышления, констатирующий эксперимент

Похожие статьи

Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент)

В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы ре...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Особенности формирования звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

В статье представлена информация по изучению звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, описаны особенности, типичные нарушения и коррекция звукослоговой структуры слова.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Похожие статьи

Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент)

В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы ре...

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Особенности формирования звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

В статье представлена информация по изучению звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, описаны особенности, типичные нарушения и коррекция звукослоговой структуры слова.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Задать вопрос