Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.04.2017

Статья просмотрена: 1586 раз

Библиографическое описание:

Меженцева, Г. Н. Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) / Г. Н. Меженцева, В. В. Тумарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42774/ (дата обращения: 25.11.2024).



В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы результаты констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; речевые и неречевые процессы; констатирующий эксперимент

Всесторонний анализ речевых нарушений у детей с недостатками речевого развития представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой,

Г. В. Чиркиной и других авторов. Одним из приоритетных направлений логопедии можно рассматривать разработку научно обоснованных методов и содержания психолого-педагогического изучения детей с общим недоразвитием речи. Накоплен определённый опыт работы по организации и проведению диагностики в трудах С. Д. Забрамной,

Т. Б. Филичевой Л. С. Волковой, О. Е. Грибовой, О. Б. Иншаковой и других ученых. Однако, по-прежнему, многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретно содержания комплексного обследования, остаются недостаточно разработанными. Вышесказанное определяет актуальность и значимость вопроса по детальному рассмотрению научно-методических и практических рекомендаций к организации психолого-педагогического обследования дошкольников с общим недоразвитием речи.

Успешность воспитания и обучения, социальной адаптации детей с ОНР зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей развития. Диагностика этих детей является важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Результаты многочисленных исследований отечественных ученых свидетельствуют о том, что недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий приводит к возникновению ряда вторичных и третичных отклонений.

Ещё Л. С. Выготский выдвинул положение о том, что при определённых благоприятных педагогических условиях, возможно предупредить появление вторичных проявлений недоразвития высших психических функций. В условиях детского сада при обследовании на первый план выступает задача комплексного, всестороннего, качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Важно своевременно и полно обследовать речь ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средством оптимизации этого процесса.

Углубленное всестороннее обследование позволяет построить оптимальные индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие и обучающие программы, определить эффективность коррекционно-педагогического воздействия. Всестороннее обследование у детей речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения помогает правильно организовать коррекционное обучение и воспитание, что в дальнейшем может привести к положительным результатам в развитии, при поступлении в школу. Вот почему важно и необходимо рано выявлять детей с выраженным недоразвитием речи, с одной стороны, и разработки адекватного коррекционного их обучения, с другой стороны.

Главной целью психолого-педагогической диагностики является определение индивидуально-возрастных особенностей психического развития детей с нарушениями речи. Работая с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, педагог при организации психологического обследования решает следующие задачи:

– определение индивидуального хода психического развития ребёнка в связи с различными видами речевых нарушений;

– определение характера психического развития ребёнка (какие функции, системы, сферы сформированы, какие сформированы недостаточно или сформированы неправильно), т. е. дифференциальная диагностика состояния развития ребёнка;

– оценка соответствия уровня и темпа развития ребёнка с нарушениями речи возрастным нормативам;

– установление возможных причин отклонений в психическом развитии ребёнка (органических, например, перинатальное поражение ЦНС; психологических — отношение окружения и самого ребёнка к дефекту;

– постановка психологического «диагноза» — отнесение к тому или иному типу (группе) психического развития;

– выявление потенциальных возможностей ребёнка, прогноз его психического развития и определение психолого-педагогических условий, необходимых данному ребёнку для гармонизации стабилизации психического, в том числе и его речевого, развития [4, с.53].

Организация и содержание констатирующего эксперимента по обследованию речевых и неречевых процессов у детей пятилетнего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения представлено в данной статье. В исследовании приняли участие десять детей с логопедическим заключением ОНР, III уровень — воспитанники детского сада г. Смоленска. Вся опытно-экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

Первый этап — констатирующий: психолого-педагогическое обследование дошкольников с ОНР, анализ результатов, и разработка программы по коррекции неречевых и речевых процессов;

Второй этап — формирующий: коррекционная работа с детьми дошкольного возраста (на основе разработанных программ по уровням);

Третий этап  контрольный: итоговое обследование детей, анализ динамики формирования речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

На первом этапе экспериментальной работы нами была изучена медицинская документация и речевые карты. На основе анализа речевых карт мы определили уровни речевого развития и возможностей дошкольников по степени сформированности таких параметров, как артикуляционная моторика, фонематический слух, звукопроизношение, слоговая структура, словообразование, грамматический строй, связная речь.

Речевые уровни развития:

Низкий — 1–2 балла (слабо развиты все основные компоненты).

Ниже среднего — 3–4 балла (навык в начальной степени, носит непостоянный характер).

Средний — 5–6 баллов (навык находится в развитии, требует помощи взрослого или владеет навыком не в полной мере).

Выше среднего — 7–8 баллов (ребёнок пользуется своими знаниями при умеренной поддержке взрослого).

Высокий — 9–10 баллов (навык устойчиво развит).

Анализ результатов показал, что половина детей имеет уровень речевого развития ниже среднего, и половина — низкий уровень.

Целым рядом исследователей (Л. А. Венгером, О. М. Дьяченко,

С. Д. Забрамной, О. В. Боровиком, Р. С. Немовым и другими) разработана структура психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, но в настоящее время значимым остаётся вопрос определения содержания обследования неречевых процессов у детей дошкольного возраста.

Мы предприняли попытку систематизировать ранее описанные в литературных источниках методики по изучению психических процессов и попытались разработать серии диагностических заданий, направленных на обследование неречевых процессов у дошкольников с ОНР [1,2,3].

Все задания разбили на пять частей. Первая серия заданий направлена на исследование восприятия. Вторая серия заданий — на изучение внимания. Третья серия заданий направлена на исследование состояния процесса воображения. Четвёртая серия — задания направлены на изучение памяти. Пятая серия заданий направлена на исследование мышления: операций обобщения, анализа и синтеза.

Анализ обработки данных, полученных по каждой методике диагностики познавательных процессов показал следующие результаты. Нами было выделено 30 % детей со средним уровнем развития познавательных функций, 60 % детей с низким уровнем развития и 10 % детей с очень низким уровнем развития психических процессов.

Обобщив полученные данные по уровням развития речевых и неречевых процессов нами были выделены следующие группы детей:

Первая группа — это дети со средним уровнем развития психических процессов и ниже среднего уровнем развития речи. Для этих детей характерна недостаточная концентрация внимания, сниженный объём памяти, вследствие этого слабо развито словесно-логическое мышление. Возникают сложности в составлении развёрнутых рассказов. Эту группу детей составили 30 % дошкольников, принимавших участие в обследовании.

Вторая группа — дети с низким уровнем развития психических процессов и ниже среднего уровнем развития речи. Этим детям свойственны недостаточность произвольного внимания, его объёма и концентрации, отмечается низкая способность к переключению и распределению внимания; слабость запоминания, а также повышенная суетливость, возбудимость или, наоборот, заторможенность, вялость, пассивность, что в обоих случаях ведет к недостаточному развитию речи. Недостаточность развития восприятия ведет к трудностям в формировании всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). 20 % дошкольников вошли в эту группу.

Третья группа — дети с низким уровнем развития как неречевых, так и речевых процессов. Для детей данной группы характерны пониженная работоспособность, а также недостаточность внимания, снижение объёма памяти, замедленность процесса запоминания, неточность воспроизведения информации, в связи с чем, речь отстает от нормы. Нарушено произношение нескольких групп звуков. 40 % детей составили данную группу.

Четвертая группа — дети с очень низким уровнем развития неречевых процессов и низким уровнем развития речевых процессов. Словарный запас невелик. Используются двух-трехсловные предложения. Нет развернутого рассказывания. В эту группу вошли 10 % дошкольников, принимавших участие в обследовании.

Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент показал недостаточность развития речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи и позволил выявить основные направления дальнейшей коррекционной работы по их исправлению и совершенствованию.

Наш эксперимент подтвердил данные, полученные из теоретического анализа специальной отечественной и зарубежной литературы (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина,

М. Е. Хватцев, Е. Ф. Рау, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова, К. П. Беккер, З. Ремлер и других ученых) о том, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы как в речевом развитии, так и отклонения в развитии неречевых функций.

На основе данных, полученных в ходе первого констатирующего этапа эксперимента, нами была разработана система коррекционных упражнений, направленных на развитие высших психических функций (внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления) и формирование речевой деятельности.

Литература:

  1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. 32 с.; 115 карт.
  3. Меженцева Г. Н. Особенности познавательной деятельности обучающихся с общим недоразвитием речи в начальной школе // Вестник научных конференций. 2017.
  4. № 2–5 (18). С. 60–61.
  5. Немов Р. С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 3: Психодиагностика. 640 с.
  6. Чернова Е. П. Психологическая помощь дошкольникам с нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. 2005. № 2. С.51–55.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, ребенок, процесс, общее недоразвитие речи, речевое развитие, III, дошкольный возраст, серия заданий, группа, констатирующий эксперимент.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи, констатирующий эксперимент, , речевые и неречевые процессы

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье говорится о специфике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического ...

Исследование мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи

В статье проанализированы результаты обследования наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в мыслительной деяте...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Диагностический этап экспериментальной работы по формированию синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В данной статье представлены результаты выполненных заданий детьми, определены и описаны уровни сформированности синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, доказывающих актуальность проблемы исследования ...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

В исследовании описана экспериментальная работа по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения. Обращается внимание на то, что необходимо уделять повыш...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста

В статье обоснована значимость диагностического аспекта изучения усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи, описан диагностический инструментарий и анализ, в котором представлены результаты диагностического исследования усвоения звук...

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны речевые и психологические особенности детей с ЗПР. Данные особенности определяют высоку...

Алгоритм коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции

В статье представлены этапы коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции.

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье говорится о специфике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического ...

Исследование мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи

В статье проанализированы результаты обследования наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в мыслительной деяте...

Изучение устной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В данной статье раскрывается значение устной речи для полноценного и всестороннего развития младших школьников с нарушениями слуха, описаны особенности устной речи у данной категории детей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изуч...

Диагностический этап экспериментальной работы по формированию синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В данной статье представлены результаты выполненных заданий детьми, определены и описаны уровни сформированности синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, доказывающих актуальность проблемы исследования ...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Организация экспериментальной работы по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

В исследовании описана экспериментальная работа по обследованию просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения. Обращается внимание на то, что необходимо уделять повыш...

К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста

В статье обоснована значимость диагностического аспекта изучения усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи, описан диагностический инструментарий и анализ, в котором представлены результаты диагностического исследования усвоения звук...

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описаны речевые и психологические особенности детей с ЗПР. Данные особенности определяют высоку...

Алгоритм коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции

В статье представлены этапы коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции.

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Задать вопрос