У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются особенности понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций, обусловленные недостаточной степенью сформированности когнитивных процессов, участвующих в расшифровке парадигматических кодов языка.
Речь играет важную роль в жизни человека, выполняет коммуникативную, познавательную функцию, выступает средством мышления, поэтому очень важно развивать речь детей. Как известно, эффективность процесса обучения младших школьников во многом определяется уровнем их речевого развития, сформированностью импрессивной стороны речи, освоенностью ими логико-грамматических конструкций. Как показывает опыт, в значительной части случаев выявление трудностей понимания логико-грамматических конструкций выявляется в период школьного обучения, что препятствует усвоению ребенком учебной информации, ее сохранению и правильному использованию на практике.
Основная часть: общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности. У детей с общим недоразвитием речи, кроме заметных нарушений экспрессивной речи, возникают трудности в понимании обращённой речи. Одна из причин такого положения недостаточное развитие в дошкольном возрасте понимания логико-грамматических конструкций. У детей с ОНР по сравнению с нормально развивающимися детьми понимание логико-грамматических конструкций характеризуется качественным своеобразием: грамматические нарушения на морфолого-синтаксическом уровне отмечаются как на уровне слова, его образования, так и на уровне словосочетания, и на уровне предложения; имеют место аграмматизмы как в импрессивной, так и в экспрессивной речи, при этом уровень развития собственной речи заметно отстает от уровня понимания обращенной, в целом у детей с общим недоразвитием речи выделяется стойкое нарушение усвоения грамматического строя языка, нормативное овладение которым является условием полноценного речевого и общего развития ребенка. Система коррекционно-развивающей работы (специально отобранного содержания, использования разнообразных форм работы) обеспечивает создание у детей необходимой базы для развития понимания логико-грамматических конструкций, позволяет достичь значительных положительных результатов.
Изучение состояния понимания логико-грамматических конструкций языка детьми с общим недоразвитием речи является актуальным, так как этот вопрос в настоящее время не изучен с достаточной полнотой, а формирование данной функции помогает развитию языковой способности, мыслительных операций невербального и вербального мышления, познавательной деятельности, эффективному обучению в школе, полноценному общению со сверстниками и взрослыми. Исследованием нарушений понимания логико-грамматических конструкций занимались такие исследователи как А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова, Л. С. Цветкова, И. А. Зимняя, Л. А. Чистович и др.
В рамках данной работы обсуждались вопросы, связанные с рассмотрением уровня сформированности логико-грамматических конструкций языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эта проблема к настоящему времени изучена недостаточно полно. А формирование данной функции помогает развитию языковой способности, мыслительных операций невербального и вербального мышления, познавательной деятельности, эффективному обучению в школе, полноценному общению со сверстниками и взрослыми.
На основе проведенного нами исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы: в рамках настоящего исследования была проанализирована лингвистическая, психолингвистическая, психолого-педагогическая, нейропсихологическая литература по проблеме исследования. Методическую базу данного исследования составили научные концепции и подходы таких исследователей как А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова, Л. С. Цветкова, И. А. Зимняя, А. Н. Гвоздев. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения ГБОУ школа 1103. Методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение уровня сформированности логико-грамматических конструкций языка у дошкольников в возрасте 6 лет с ОНР III уровня в сравнении с детьми без речевых нарушений. В её основу были положены адаптированные методики Л. С. Цветковой и А. В. Семенович.
Детям было предложено выполнить серию из 5 заданий. Результаты диагностики уровня сформированности логико-грамматических конструкций языка у дошкольников с ОНР в сравнительном плане с нормой обнаружили у детей с ОНР невысокий уровень сформированности их языкового и когнитивного развития, о чём свидетельствуют стойкие нарушения, связанные с пониманием и продуцированием этих конструкций. У детей с ОНР по сравнению с нормально развивающимися детьми понимание логико-грамматических конструкций характеризуется качественным своеобразием: грамматические нарушения на морфолого-синтаксическом уровне отмечаются как на уровне слова, его образования, так и на уровне словосочетания, и на уровне предложения; имеют место аграмматизмы как в импрессивной, так и в экспрессивной речи, при этом уровень развития собственной речи заметно отстает от уровня понимания обращенной. У детей наблюдались следующие трудности: снижение уровня владения пространственной лексикой, что выражалось в недифференцированности предлогов и понятий, отражающих взаиморасположение предметов относительно друг друга, сложности восприятия флексий творительного падежа, применения беспредложного и предложного родительного падежа в речи, использования предложных конструкций, понимания сравнительных конструкций, особенности декодирования речи, проявляющиеся в линейном понимании инвертированных и пассивных конструкций языка. У 50 % детей с данной речевой патологией был отмечен средний уровень сформированности логико-грамматических конструкций языка, а у остальных 50 % — низкий.
Таким образом, результаты диагностики исходного уровня сформированности логико-грамматических конструкций языка у дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с их сверстниками с нормальной речью указывают на наличие у них существенных проблем, что говорит о необходимости организации коррекционной работы.
Целью формирующего эксперимента была организация и проведение коррекционно-педагогической работы по развитию понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций языка детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. В основу нашей работы была положена методика А. В. Семенович, которая была адаптирована в соответствии с поставленными задачами. Для участия в формирующем эксперименте привлекались только дети экспериментальной группы, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели развития уровня сформированности логико-грамматических конструкций языка. Упражнения располагались в порядке возрастающей сложности и с постепенным убыванием наглядности. Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с пространственными представлениями, далее используются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или аналогии, работа над предложно-падежными конструкциями (занятия на тему «Творительный падеж имени существительного с предлогом с», «Предложный падеж», «Родительный падеж»), для развития у детей понимания и использования активных и пассивных конструкций языка также использовались различные упражнения, работа над предложением (ответы на заданные вопросы с опорой на картинки, составление предложений по набору слов или опорным словам, восстановление деформированного текста предложения — по набору слов, связанных ситуативной цепочкой). Большое внимание в ходе коррекционно-педагогической работы уделялось игровым методикам. Так же в ходе работы по формированию логико-грамматических конструкций языка были разработаны рекомендации для родителей.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал, что все дети, принимавшие участие в формирующем эксперименте (т. е. дети, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций языка) продемонстрировали положительную динамику при выполнении всех заданий. Как и на этапе констатирующего эксперимента, так и на этапе контрольного, наибольшие сложности вызвало задание, направленное на изучение у детей понимания активных и пассивных конструкций.
Выводы и перспективы исследования: сравнивая результаты контрольного эксперимента у детей с ОНР, с которыми проводилась целенаправленная коррекционно-педагогическая работа и результаты детей, занятия с которыми проводились по обычной программе, необходимо отметить, что уровень сформированности логико-грамматических конструкций языка у первых выше. Экспериментальное обучение показало, что поэтапное, систематически-организованное коррекционное воздействие может оказать положительное влияние на развитие понимания и продуцирования детьми с ОНР логико-грамматических структур языка, а также на уровень сформированности их языкового и когнитивного развития в целом. Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной нами работы.
Литература:
- Ахутина Т. В. «Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса». — М., 1989–215с.;
- Градова Г. Н. «Стишок повторяй — предлог запоминай» // Логопед в детском саду. — 2006- № 4 — с.13
- Левина Р. Е. «Основы теории и практики логопедии». — М., 1968–367с.;
- Мещерякова, Л. В. «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР» Л. В. Мещерякова / Логопед. — 2004. — № 6. — С. 73–78;
5. Филичева Т. Б.. Чиркина Г. В. «Система коррекционной работы с дошкольниками в группах детей с общим недоразвитием речи»// Проблемы патологии речи. — М.: Просвещение, 1989–103с.;
- Эльконин Д. Б. «Развитие речи в дошкольном возрасте».- М., 1958–116с.