К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Авторы: Гуженкова Наталья Валерьевна, Павлова Ирина Алексеевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 30.10.2017
Статья просмотрена: 2443 раза
Библиографическое описание:
Гуженкова, Н. В. К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Гуженкова, И. А. Павлова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13171/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольное детство принято по праву считать периодом активного накопления опыта социального взаимодействия, важнейшим этапом становления и развития речи, ее фонетической, лексической и грамматической сторон. Чем выше уровень овладения ребенком родным языком в дошкольном возрасте, тем прочнее фундамент для успешного обучения ребенка в школе, шире его социально-личностные возможности.
Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия, обеспечивают столь необходимый толчок для личностного роста и развития ребенка. Особую актуальность процесс развития личностно-коммуникативной сферы имеет на этапе подготовки к обучению в школе.
Количество детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) растет и, несмотря на постоянный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с ОНР в различных аспектах, проблема преодоления данного речевого дефекта всегда остается актуальной. Известно, что ОНР представляет собой сложный дефект, который характеризуется нарушением формирования всех структурных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексики, грамматического строя.
В структуре целостной языковой системы грамматический строй как система сочетания слов, включающая морфологическую подсистему — формы слов и их значимые части и синтаксис — словосочетания и предложения занимает важное место.
В общем представлении грамматический строй представляет собой систему взаимодействия, взаимоотношения слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Морфологический уровень грамматической системы русского языка предусматривает овладение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксический предполагает владение умением составлять предложения разных видов, а так же грамматически верно сочетать слова в предложении [4].
Детская речь всегда обращала и обращает на себя внимание исследователей. Процесс становления речи детей в онтогенезе подробно изучено и описано А. Н. Гвоздевым, Г.А Розенгард-Пупко, Д.Б Элькониным и др. Нарушения в формировании грамматического строя речи и методы их коррекции раскрыты в исследованиях Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.
Исследователи сходятся во мнении, что характерной особенностью овладения грамматическим строем речи детьми с речевым недоразвитием является замедленный по сравнению с детьми без речевых нарушений темп усвоения грамматических форм и категорий и выраженная несогласованность в формировании морфологических и синтаксических систем русского языка [2, 4, 5].
Постоянно увеличивающееся число детей с ОНР разной степени тяжести выводит проблему формирования грамматического строя речи в область наиболее значимых для логопедии, обуславливая значимость коррекции упомянутого расстройства [2].
В логопедии вопрос коррекции нарушений формирования грамматических категорий речи у детей с ОНР является, на наш взгляд, значимым и актуальным, так как овладение грамматическим строем является сложным процессом для ребенка, так как связано с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. И. П. Павловым дано системное описание данного вида умственной деятельности. Он считал грамматику своеобразным видом динамического речевого стереотипа. Выработка такого динамического стереотипа или, иными словами, обобщение соответствующих грамматических отношений, по его мнению, представляет собой физиологический механизм освоения грамматического строя родной речи [4].
В свете значимости описываемой проблемы нами было проведено изучение особенностей грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста.
На этапе планирования и составления программы экспериментального исследования были отобраны методики, предложенные Г. В. Чиркиной в книге «Методы обследования речи детей» [3], а в качестве дополнительной наглядности использовался картинный материал из пособия для обследования и закрепления грамматического строя речи (авторы Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук) [1].
Одной из первостепенных задач исследования было определение наличия у ребенка аграмматизма и установление того, какое из звеньев, принимающих участие в формировании грамматического строя речи, нарушено.
В структуре программы четко выделяется несколько групп заданий:
– владение падежным управлением (употребление имен существительных в разных падежах);
– образование формы родительного падежа множественного числа существительных;
– владение предложным управлением;
– владение нормами согласования имени прилагательного с существительным, имени существительного с числительными, местоимениями, а также с глаголами в роде, числе и падеже;
– владение соотносительной формой единственного и множественного числа имен существительных;
– определение числа глагола;
– использование в речи суффиксов первой группы (с их помощью от имени существительного образуются слова с добавочным значением — уменьшительным, ласкательно-пренебрежительным, увеличительным, а не новые слова);
– использование в речи суффиксов второй группы (с их помощью от глаголов образуются имена существительные и прилагательные, которые обозначают профессии людей, вещи, качества и т. д.);
– образование слов с помощью приставок.
Принципиальное значение для исследования при анализе полученных данных имел характер ошибок, допущенных дошкольниками с ОНР III уровня при обследовании. На наш взгляд, ошибки, заключавшиеся в замене окончания любого падежа нулевой формой (именительный падеж) на уровне словоформ единственного числа являлись свидетельством полной несформированности грамматической категории падежа.
О начале овладения детьми грамматическими средствами свидетельствовали замены одного падежа другим. Смешение окончаний одного и того же падежа, рассматривалось нами как продуктивное, как переход к более высокому уровню сформированности грамматических средств языка.
При анализе употребления суффиксов первой и второй групп выявлялось наличие смешивания ребенком однозначных или различных по значению суффиксов.
Если ребенок совсем не справлялся с приведенными заданиями, это свидетельствовало об очень низком уровне развития грамматических средств языка. Об этом также свидетельствовало употребление суффиксов только первой группы. Любые попытки, даже ошибочные, образовать слова с суффиксами и первой и второй группы указывали на более высокую ступень овладения способами образования слов. Аналогичная картина обнаруживалась при рассмотрении результатов выполнения детьми заданий на образование новых слов с помощью приставок.
Полученные в ходе экспериментального исследования данные показывают, что 60 % детей, участвовавших в исследовании, имеют средний, а 40 % — низкий уровень освоения грамматическим компонентом речи. Иными словами, старшие дошкольники с ОНР III уровня по многим показателям значительно отстают от возрастной нормы в плане сформированности грамматического строя.
Наиболее трудными для старших дошкольников с ОНР III уровня оказались задания, в которых требовалось образовать родительный падеж существительных во множественном числе, здесь детьми было допущено наибольшее количество ошибок (утят-утятов, деревьев-деревей, кресел-кресл). Лучше всего испытуемые владеют согласованием существительных и прилагательных, тогда как уменьшительно-ласкательные формы существительных образовывались детьми с большим трудом и множеством ошибок (ложечка-ложенька, домик-домичек, шапочка-шапонька). Ошибки допускались испытуемыми и при употреблении приставок (заходит-входит, отлетает-улетает).
Типичные ошибки, которые дети с ОНР III уровня, участвовавшие в исследовании, допускали в ходе выполнения заданий, представлены неправильным употреблением предлогов (на ком — у девочки, на чем — с самокатом), родовых и падежных окончаний (детей — детёв), лексическим замещением при образовании падежных и родовых форм (мячей-шаров, с собачкой — с Тузиком, варежек — перчаток). Также, образовывая от глаголов формы существительных, обозначающих профессии, дети называли не существительное, но глагол в спрягаемой форме (учить –учит, переводить — перводит), либо существительные, обозначающие не профессию, а результат труда (рассказывать — рассказ).
При образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных дошкольники допускали смешение суффиксов (ложка — ложенька, шапка — шапонька), удвоение суффиксов (ключ — ключичек, цветок — цветочичек).
Значительная часть ошибок, допущенных дошкольниками с ОНР III уровня, касается словообразования при помощи постфиксов, где прилагательные заменялись детьми предложной конструкцией с существительным (кажа — из кожи, бумага — из бумаги), образуя новые слова при помощи искажения постфиксов (дерево — деревовый, кожа — кожевый), допуская ошибки в употреблении суффиксов при образовании отглагольных существительных (летчик-летатель, рассказывать-рассказыватель) и прилагательных, образованных от существительных (металлический-метленый). При образовании прилагательных встречались случаи нарушения акцентуации — при образовании прилагательного ребенок основывался не на материале, а на его свойстве: «дерево — прочный».
При употреблении существительных с предлогами типичным для дошкольников с ОНР III третьего уровня явилось использование слов «здесь» и «тут» вместо существительных с предлогами, ошибки в управлении и замещении (под кроватью — на поле, ковре; из кровати — от дивана), а также лексическое замещение (над столом — на потолку; в кровати — у кроватке; на мешке — в мешке).
Из всего вышесказанного можно заключить, что у испытуемых дезорганизация грамматического строя речи проявляется во всех элементах грамматической структуры, следовательно, наше предположение о том, что грамматический компонент речи детей с ОНР III уровня будет отличаться качественным своеобразием и иметь сниженный уровень полностью подтвердилась.
Литература:
- Гризик Т. И. Маленький волшебник: пособие для обследования и закрепления граммат. строя речи у детей 4–5 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвещение, 2006. — 47 с.
- Лалаева Р. И., Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 2014. — 160с.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2010. — 240с.
- Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи / Н. В. Нищева. — М.: Детство-Пресс, 2016. — 624с.
- Филичева Т. Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2012. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-k-obsledovaniyu-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi