В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.
Ключевые слова: межэтническая толерантность, педагогические условия, учебно-воспитательный процесс, дети старшего дошкольного возраста.
Введение. Процесс формирования этнокультурной компетентности личности наряду с овладением поликультурных знаний с самого раннего возраста приобретают, без преуменьшения, общенациональное значение. Вектор развития современного учебно-воспитательного процесса направлен на воспитание граждан с глубокими моральными базисами, планетарным мировоззрением и толерантными установками. Возникла необходимость внедрения ряда педагогических условий, отвечающих требованиям времени и служащих фактором повышения уровня межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание межэтнической толерантности именно в старшем дошкольном возрасте обусловлено рядом объективных факторов. Прежде всего, в конце дошкольного возраста нравственные эмоции приобретают устойчивый характер и становятся регуляторами поведения ребенка.
Соблюдение норм и правил становится для ребенка эмоционально привлекательным, положительным процессом. Ребенок является по своей природе доброжелательным к миру и окружающим, а родители и педагоги отвечают за то, чтобы эта доброжелательность переросла в систему устойчивых нравственных мотивов. Кроме развития эмоциональной сферы и формирования нравственных качеств растущей личности, следует обратить внимание на развитие этноидентичности ребенка, которая в 3–4 года возникает как диффузная идентичность с этнической группой.
Понятно, что уже с самого раннего возраста растущая личность начинает осознавать сходство и различие со своей социокультурной группой. Примечательно, что этноидентичность лица является основанием для формирования его этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность позволяет человеку свободно ориентироваться в мире, строить поведение внутри соответствующей культурной группы и одновременно чувствовать ее пределы. Этнокультурная компетентность является структурным компонентом межэтнической толерантности растущей личности, ведь она, прежде всего, предполагает наличие знаний и представлений о собственном происхождении, культуре, особенностях своей этнографической группы.
Психолого-педагогическая диагностика родителей позволила нам узнать их отношение к проблеме воспитания межэтнической толерантности в ДОУ. В рамках указанного аспекта воспитатели активно использовали индивидуальные и групповые формы сотрудничества с семьями, особенно при обнаружении детьми толерантного отношения к другим для корректировки такого поведения, предупреждения его в будущем. Очень ценным для нас было понимание родителей о том, что негативные явления в поведении или отношении детей могут быть вызваны супружескими конфликтами, атмосферой в семье и другими факторами.
Методическая работа воспитателей с родителями детей основываются на использовании групповых (консультации, презентации лучших идей семейного воспитания); коллективных (брифинги, дискуссии, родительские конференции) и наглядно-письменных (родительские стенды, тематические планшеты, ящик предложений, информационные письма) форм работы педагогов с родителями.
Игры, занятия, различные формы работы в аспекте гуманизации учебно-воспитательного процесса, позволяют выявить, что дошкольники, познавая самих себя, стремятся к познанию окружающих. Так, можно провести занятия под названиями «Я — маленький человек», «Каждый привлекателен по-своему», «Я — лучший, ты — лучший, все вокруг — лучшие», «Я и люди вокруг меня» и др. В большинстве случаев родители воспитанников после нескольких занятий указанного направления отмечают, что дети после занятий поднимают больше вопросов, направленных на самопознание; анализируют свои поступки и поведение других, интересуются детьми и взрослыми. По нашему мнению, это косвенно свидетельствует о формировании основ межэтнической толерантности воспитанников.
Тенденции информатизации и интегрирования общества в мировое пространство становятся все более ощутимыми в нашей жизни. Рост личности происходит в беспрекословном единстве с ним. Проблема инновационных технологий детально изучается учеными прошлого и современности. Так, этимологию понятия «инновационные технологии» и их классификацию исследуют ученые, а информатизацию ДОУ рассматривают как актуальную проблему современности. Современные исследователи не мыслят учебно-воспитательный процесс педагогических заведений без информационно-коммуникативных и компьютерных технологий. Как показали результаты нашего исследования, использование компьютера в воспитательном процессе ДОУ позволяет разнообразить методику работы с детьми, дополняя традиционное занятие.
В процессе воспитания межэтнической толерантности, эффективными оказались технологии мультимедиа — сочетание специальных аппаратных средств и программного обеспечения позволяет на качественно новом уровне воспринимать, обрабатывать и представлять различную информацию: текстовую, графическую, звуковую, анимационную, телевизионную и т. д. К мультимедийным средствам, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе ДОУ, относят компьютер, колонки, CD/DVD-проигрыватель, диапроектор, оптические диски.
Мультимедийная презентация, как определенная, логично связанная, последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общим принципом оформления, служит воспитателям экспериментальных групп для демонстрации материалов, видео или аудиозаписей, в соответствии с изучаемой темой. Преимуществами мультимедийной презентации, по нашим исследованиям, являются: визуальное сопровождение к материалу; приближение детей к реальной жизни; быстрая подача информации и ее легкое усвоение детьми; новизна, что помогает сконцентрировать внимание детей на время; динамизм и яркость изображений, активно влияющих на эмоциональное состояние детей и создающих положительный фон на занятии.
Вывод. Применение компьютеров в процессе формирования у детей этнокультурной компетентности способствует улучшению педагогического процесса, заинтересованности темой, а также использование технологий мультимедиа приводит к облегчению труда педагогов и администрации педагогических заведений.
Литература:
- Кукушин В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме/ Ростов-на-Дону, 2001.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / М., 1993.