В статье описывается опыт организации поликультурного воспитания в старшей группе детского сада через знакомство детей с культурой, обычаями и традициями не только русского народа, но и других народов, проживающих на территории России.
Ключевые слова: поликультурное воспитание, дошкольный возраст, старшая группа, народ.
Вопросы поликультурного воспитания детей в многонациональном российском обществе сегодня актуальны, как никогда раньше. Перед системной дошкольного образования ставится задача воспитания гражданина, уважительно относящегося не только к культуре своего народа, своей малой родине, своей стране, но и к культуре, обычаям и традициями других народов. Л. А. Нархова, Т. Б. Хорликова отмечают, что «поликультурное воспитание — чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире, создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов» [1].
Цель поликультурного воспитания — формирование человека, обладающего умением эффективно взаимодействовать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур. Как отмечает Л. В. Филатова, эта цель обуславливает такие задачи поликультурного воспитания, как «освоение культуры своего народа; формирование положительного отношения к культурам других народов; создание педагогических условий для интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов; воспитание толерантности и стремления к сотрудничеству» [2].
Дошкольному образовательному учреждению, как первой ступени системы непрерывного образования, принадлежит особая роль в формировании основ личности. В детском саду ребенок впервые сталкивается с многообразием культур, узнает об их взаимосвязи в многонациональном российском обществе; учится уважительному отношению к культурным различиям; получает первые навыки взаимодействия с носителями разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Поликультурное воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждение — важное средство социализации дошкольников, представляющее собой комплексный разносторонний процесс, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
МБОУ школу № 94 имени полного кавалера ордена Славы Щеканова Н. Ф. городского округа Самара посещают дети разных национальностей. Старшую группу посещают 28 детей, среди них есть армяне и казахи, поэтому поликультурное воспитание является одним из важных направлений работы с детьми. В группе проводится работа, направленная на формирование представлений о культурном многообразии народов России, развитие у дошкольников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям разных народов, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.
Для эффективного осуществления процесса поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда: приобретен дидактический материал, оформлены фотоальбомы, созданы презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов. Подобрано художественное слово (стихи, песни, сказки разных народов), которые доступны пониманию 5–6 лет. Составлен каталог народных подвижных игр. Кроме того, был создан уголок поликультурного воспитания, где разместили альбомы с картинками, изображающими традиции и особенности быта разных народов.
Работа по поликультурному воспитанию предполагает, с одной стороны, знакомство детей с русской культурой, традициями и обычаями русского народа, разнообразием народного искусства, художественных промыслов, а с другой — формирование представления о том, что Россия — многонациональная страна, в которой проживают люди разных национальностей. Национальный колорит каждого народа находит отражение в народных традициях и обычаях, особенностях устройства быта, одежде, искусстве. Развивая детей в этнокультурной среде, делается акцент на формировании у детей желания видеть неповторимость культур разных народов, уважения к своему народу и своей многонациональной Родине.
С детьми проводятся беседы с использованием ИКТ (демонстрация мультимедийных презентаций) по темам «Традиции и обычаи русского народа», «Народное искусство», «Народы России», «Особенности быта народов России», «Национальная одежда народов России» и другие.
Для старших дошкольников организованы занятия в мини-музее детского сада «Русская горница». Экспонаты музея, используемые для демонстрации детям, русская печь, домашняя утварь (ухват, кочерга, чугунки, сундук, старинный утюг, несколько самоваров, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари); народные инструменты; образцы одежды и украшений. Рассматривая эти предметы, действуя с ними, дети лучше понимают прошлое своей страны, знакомятся с особенностями быта через непосредственное взаимодействие с ними.
Приобщать детей к народной культуре позволяют народные праздники, которые проводятся с детьми старшей группы: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица» и другие.
На протяжении всего учебного года во время занятий по физкультуре, прогулок и в свободное время со старшими дошкольниками проводим различные народные подвижные игры: горелки, жмурки, городки, а также календарные народные игры. Календарные народные, например, «Бояре», «Царь Горох», «Стадо» и другие, вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении.
Как было упомянуто выше, старшую группу посещают дети других национальностей (казахи, армяне), поэтому мы стремимся сделать акцент на знакомство всей группы с культурой этих народов. Из презентаций «Прекрасная Армения», «Гостеприимный Казахстан» дошкольники узнали особенности национальных костюмов казахов и армян, познакомились с их культурой, народными обычаями и традициями. Кроме того, разучили с детьми несколько армянских («Цветы и ветерки», «Статуя», «Пастух», «Крепость») и казахских («Ястребы и ласточки», «Цыплята») народных игр.
Знакомство с особенностями национальных культур также осуществляется через чтение художественной литературы. Помимо русских народных сказок для чтения с детьми старшей группы были отобраны армянские («Царь и ткач», «Бесхвостая лиса», «Волшебная роза» и др.) и казахские («Жадный бай и АлдарКосе», «Обманутый толстяк» и др.) сказки, в которых отражен колорит этих народов, особенности быта и уклада жизни. Для закрепления представлений детей о разных народах проводили драматизации фрагментов из прочитанных сказок.
Эффективным средством поликультурного воспитания является дидактическая игра. Детям были предложены следующие дидактические игры «Сложи картинку» (костюмы народов России), «Определи костюм по фрагменту», «Быт разных народов» и другие.
Для обобщения и уточнения знаний старших дошкольников организуются вечера загадок, викторины («Традиции и обычаи народов России», «Что мы знаем о культуре армян?», «Что мы знаем о культуре казахов?», «Национальные костюмы разных народов»). Дети показывают высокий уровень знаний о жизни разных народов.
Таким образом, благодаря использованию различных форм и средств работы воспитанники старшей группы узнали о культуре, традициях, обычаях не только своего народа, но и других, познакомились с национальными играми, инструментами, предметами одежды и художественной литературой. Удалось обогатить словарь детей, улучшить их коммуникативных навыки, сплотить детский коллектив. Мы считаем поликультурное воспитание старших дошкольников — одним из актуальных направлений современного дошкольного образования.
Литература:
- Нархова Л. А., Хорликова Т. Б. Социализация детей дошкольного возраста посредством поликультурного воспитания [Электронный ресурс] http://dsad16.ucoz.ru/publ/dlja_vas_roditeli/konferencija/socializacija_detej_doshkolnogo_vozrasta_posredstvom_polikulturnogo_vospitanija/7–1–0–82 (Дата обращения: 07.11.2023)
- Филатова Л. В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях развития общества // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2015. — С. 66–71.