Создание механизма общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе межрегионального ресурсного центра | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, февраль 2012)

Статья просмотрена: 677 раз

Библиографическое описание:

Попов, И. П. Создание механизма общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе межрегионального ресурсного центра / И. П. Попов, Т. Ю. Сьянова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1675/ (дата обращения: 17.12.2024).

В настоящее время система начального и среднего профессионального образования оказывает прямое и непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития страны, обеспечивая качественное выполнение кадрового заказа экономики и социальной сферы, актуальные и перспективные потребности регионального рынка труда, требования работодателей и запросы полисубъектного потребителя.

Сегодня современной экономике нужен специалист/рабочий, владеющий смежными профессиями, имеющий специальные знания, умения и практические навыки в области маркетинга, менеджмента, современных информационных систем и технологий. Подготовка такого специалиста требует современного материально-технического, учебно-методического обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Создание независимых систем оценки качества образования является одной из ведущих тенденций развития образования в мире в настоящее время. Система оценки качества образования включает различные формы государственной оценки эффективности деятельности различных образовательных учреждений, в том числе и на уровне профессионального образования специалистов. Практикуется широкое привлечение к этой процедуре независимых представителей общественности и работодателей, владеющих комплексом актуальных требований к выпускникам ОУ НПО и СПО со стороны рынка труда. При этом регулярно собираемая информация о состоянии образования в стране и тенденциях происходящих в образовании изменений создает основу для управления качеством образования и повышения его конкурентоспособности на региональном, государственном и мировом уровнях.

Именно развитие рыночных отношений становится основным стимулом глубоких преобразований во всех сферах жизни, в деятельности различных социальных институтов и организаций. Следует констатировать, что модернизация профессиональной школы имеет как позитивные, так и негативные черты. К числу позитивных относятся: расширение спектра предлагаемых образовательных услуг и доступность в их получении; обеспечение свободы выбора путей, вариантов профессиональной самореализации в сфере образования, которое связано с появлением новых типов и видов ОУ различных форм собственности (государственной, муниципальной, негосударственной); обеспечение свободы субъектов образовательного процесса (преподаватели свободны в выборе ОУ, в реализации своих профессиональных установок, в использовании различных форм, методов обучения, в изложении своих концептуально-мировоззренческих позиций; студентам и обучающимся предоставлен выбор между бюджетной (бесплатной) и внебюджетной (платной) формами обучения и т. д.).

В качестве негативных тенденций отмечаются: возрастающая коммерциализация образовательной сферы; снижение уровня финансирования ОУ ПО со стороны государства и установление жесткой конкуренции между отдельными образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг (как на общегосударственном, так и региональном уровне, а также в соответствующих сферах профессиональной подготовки); общее снижение качества образовательных услуг и др.

В связи с этим перед сферой профессионального образования актуализируется задача подготовки выпускников с уровнем квалификации, который должен быть адекватен спросу на специалистов той или иной профессиональной сферы. Именно общество как в лице работодателя, так и в лице потребителя образовательных услуг, является заказчиком на «продукцию» образовательных ОУ. При этом образовательная «продукция» должна удовлетворять не сиюминутный спрос на профессию, а учитывать требования долгосрочного прогноза, реализуя своеобразный маркетинг рынка труда.

Для решения заявленной проблемы и адекватной оценки качества предоставляемых образовательных услуг возникает настоятельная потребность в определении мнения различных целевых аудиторий. Возникает насущный вопрос: «На чье мнение стоит ориентироваться при выборе образовательного учреждения?» Ответ на этот вопрос можно найти в концептуальных документах, отражающих общую стратегию развития профессионального образования. Так, стра­теги­чес­кой целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. яв­ля­ет­ся обес­пе­чение дос­тупнос­ти ка­чест­вен­но­го об­ра­зова­ния, со­от­ветс­тву­юще­го тре­бова­ни­ям ин­но­ваци­он­но­го со­ци­аль­но ори­ен­ти­рован­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

Ре­али­зация этой це­ли пред­по­лага­ет ре­шение сле­ду­ющих при­ори­тет­ных за­дач, таких как:

  • обес­пе­чение ин­но­ваци­он­но­го ха­рак­те­ра ба­зово­го об­ра­зова­ния;

  • мо­дер­ни­зация инс­ти­тутов сис­те­мы об­ра­зова­ния как инс­тру­мен­тов со­ци­аль­но­го раз­ви­тия;

  • соз­да­ние сов­ре­мен­ной сис­те­мы неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния, под­го­тов­ки и пе­репод­го­тов­ки про­фес­си­ональ­ных кад­ров;

  • фор­ми­рова­ние ме­ханиз­мов оцен­ки ка­чест­ва и вост­ре­бован­ности об­ра­зова­тель­ных ус­луг с учас­ти­ем пот­ре­бите­лей, учас­тие в меж­ду­народ­ных со­пос­та­витель­ных исс­ле­дова­ни­ях.

Следовательно, среди ведущих направлений Программы выделяются следующие: развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений для обеспечения объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности образовательных учреждений; создание общенациональной и региональных систем оценки качества образования и направленной на выработку механизмов и инструментария объективной оценки качества образования, согласованных по всем уровням и ступеням образования.

Таким образом, можно предположить, что именно развитие института внешней общественно-профессиональной экспертизы, наряду с подготовкой и внедрением новых образовательных и профессиональных стандартов, можно рассматривать в качестве эффективного средства формирования рыночного механизма согласования предложений наших ОУ и спроса работодателей на качество выпускников ОУ НПО и СПО. Одновременно общественно-профессиональная оценка качества образовательной деятельности учреждений ОУ НПО и СПО позволяет собрать, проанализировать и презентовать всем заинтересованным лицам наиболее точную и объективную информацию о реальном положении того или иного ОУ, его конкурентоспособности в общей системе профессиональной подготовки специалистов на общемировом, государственном, региональном и муниципальном уровне.

В процессе реализации II этапа Государственного контракта, выполняемого в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы, «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра», была проведена общественно-профессиональная экспертиза образовательных программ, разработанных, апробированных и подготовленных для внедрения. Данная экспертиза прошла в форме серии семинаров на базе Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Кемеровского горнотехнического техникума, в работе которых приняло участие 124 человека из числа руководителей, зам. директора по учебной работе, методистов, председателей цикловых комиссий и преподавателей.

Также была проведена экспертиза проектов сетевых образовательных программ членами Экспертного совета по профессиональному образованию Кемеровской области, который был создан с целью организации и проведения компетентной государственно-общественной экспертной оценки примерных профессиональных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ, для обеспечения согласованных действий специалистов департамента образования и науки Кемеровской области, Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзор), ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГОУ «КРИПО»), учреждений профессионального образования Кемеровской области при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов.

Основными задачами Экспертного совета являются:
  • проведение экспертной оценки примерных профессиональных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ;

- разработка рекомендаций по результатам проведенной экспертной оценки;

- создание и пополнение банка данных результатов экспертной оценки образовательных программ;

- подготовка аналитических и информационно-методических материалов и предложений по вопросам разработки учреждениями профессионального образования средств обучения.

Экспертный совет строит свою работу на принципах добровольности прохождения экспертной оценки основных профессиональных образовательных программ, прозрачности и объективности проведения экспертной оценки, комплексности и научной обоснованности, системного единства нормативно-методологического обеспечения, независимости привлекаемых к работе экспертов и объективности экспертных оценок, гласности результатов экспертной оценки.

Члены Экспертного совета провели техническую и содержательную экспертизы программ профессиональных модулей и учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по профессии 130406.01 Обогатитель полезных ископаемых и Основной профессиональной образовательной программы по специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых. Данная экспертиза была проведена в соответствии с рекомендациями, разработанными Федеральным институтом развития образования.

Кроме того, были проведены экспертизы дополнительной профессиональной образовательной программы (дополнительной профессиональной подготовки) по профессии Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования, дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации) «Организация учебно-производственного процесса по подготовке рабочих и специалистов в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей», дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации) «Современные и перспективные технологии в сфере добычи и переработки угля» со стороны работодателей, представителей регионального органа исполнительной власти в области образования и членами профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева». В результате проведения общественно-профессиональной экспертизы, образовательные программы были доработаны с учетом высказанных замечаний и предложений.

Таким образом, в процессе реализации II этапа государственного контракта, выполняемого в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы был создан институциональный механизм общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального ресурсного центра, что позволит в дальнейшем привлекать к процедуре общественно-профессиональной экспертизы не только представителей из области профессионального образования, но и потенциальных работодателей, для которых качество подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования является существенным условием их развития и процветания.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, экспертная оценка, го обра, общественно-профессиональная экспертиза, программа, Экспертный совет, государственный контракт, Основная профессиональная образовательная программа, процесс реализации, услуга.

Похожие статьи

Реализация программы дополнительной профессиональной подготовки в контексте инклюзивного образовательного пространства в условиях профессионально-педагогического колледжа

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта

Результаты апробации и экспертизы сетевых образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования, входящих в состав межрегионального отраслевого ресурсного центра

Организация внедрения валеологической поддержки ребенка на основе новых Федеральных государственных требований с использованием диагностических методик

Модель формирования информационной компетенции в условиях очно-дистанционной формы обучения

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Модель оценки эффективности нацпроектов на региональном уровне с использованием сбалансированной системы показателей

Создание открытых образовательных ресурсов как основа реализации принципа открытости в лингвоинформационной образовательной сети

Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода

Похожие статьи

Реализация программы дополнительной профессиональной подготовки в контексте инклюзивного образовательного пространства в условиях профессионально-педагогического колледжа

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта

Результаты апробации и экспертизы сетевых образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования, входящих в состав межрегионального отраслевого ресурсного центра

Организация внедрения валеологической поддержки ребенка на основе новых Федеральных государственных требований с использованием диагностических методик

Модель формирования информационной компетенции в условиях очно-дистанционной формы обучения

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Модель оценки эффективности нацпроектов на региональном уровне с использованием сбалансированной системы показателей

Создание открытых образовательных ресурсов как основа реализации принципа открытости в лингвоинформационной образовательной сети

Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода