Группа кратковременного пребывания как первая ступень в системе непрерывного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Группа кратковременного пребывания как первая ступень в системе непрерывного образования / О. В. Барсукова, С. В. Балугина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8988/ (дата обращения: 16.11.2024).



Группа кратковременного пребывания

 

Современная система государственного образования переживает стадию реформ и качественных изменений, из которой должна выйти модернизированной, позволяющей давать детям мировой уровень знаний.Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы всех государственных образовательных учреждений, всего общества в целом. В связи с этим в последние годы в системе государственного образования особое внимание уделяется активной разработке и внедрению единого и целостного образовательного стандарта. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями в условиях единства, непрерывности и преемственности.

Стандарт подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего дошкольного возраста.

Значительным достижением последнего времени стала активная разработка и введение в практику таких вариативных форм дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания, лекотеки, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи. Вариативные формы работы дают возможность, не прерывая и не вмешиваясь в семейное воспитание ребенка, расширить его социальные контакты, разнообразить условия его воспитания и развития. Родители могут получить квалифицированную помощь специалистов по воспитанию и развитию ребенка в семье. Это позволяет организовать совместную деятельность родителей и педагогов в период адаптации ребенка раннего возраста к пребыванию в детском саду, подготовить его к поступлению в образовательное учреждение, помочь взрослым в воспитании малыша, создании условий для укрепления здоровья и развития детей.

Наилучшим образом такой принцип, как преемственность дошкольного образования и начального школьного образования реализуется при создании образовательных комплексов, включающих в себя дошкольные образовательные учреждения и школы. Если в школе и детском саду присутствуют тщательно согласованные образовательные программы, реализуется общий подход к обучению и воспитанию, педагоги придерживаются общих воспитательных принципов — это создаёт наилучшие условия для перехода ребёнка от дошкольного обучения к обучению в начальной школе.

Все более очевидным становится тот факт, что если существует целостная система образования страны, должна быть и отлаженная целостная система внутри каждого образовательного комплекса. Под такой системой понимается единство взаимозависимых частей, каждая из которых привносит свое конкретное в уникальные характеристики целого. Целостность и взаимодействие внутри общеобразовательных учреждений обеспечивается тем, что на всех своих уровнях она опирается на четко понимаемые единые смысл, цели и задачи деятельности. Гарантией же качества деятельности единой системы выступает последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех ее звеньев при условии, что каждое подразделение имеет свои четко определенные функции.

Государственное бюджетное общеобразовательноеучреждение города Москвы «Гимназия№ 1590имени Героя Советского Союза В. В. Колесника» придает большое значение осуществлению реализации этого важного вопроса. Деятельность образовательной структуры направлена на решение задач по обеспечению качественного образования обучающихся, по формированию гражданско-нравственных и адаптивных качеств воспитанников, по созданию комфортных условий для осуществления образовательной деятельности. На основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием в образовательном комплексе созданы все необходимые условия для всестороннего и гармоничного обучения и воспитания учащихся.

Такой подход на практике реализует преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

Отправной точкой воспитательно-образовательного процесса является преддошкольный или ранний период детства, поскольку дети до трех лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания. Ранний возраст является важнейшим этапом жизни человека, когда закладываются наиболее важные и фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Оптимальной формой своего рода первой ступени адаптационной модели мы считаем группу кратковременного пребывания. Группа кратковременного пребывания (ГКП) строит свою деятельность на базе общеобразовательных программ дошкольного образования, осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от полутора до трех лет на основе современных методов организации игровой деятельности, а также реализует на практике принцип преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду. ГКП является очень важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении семьи и ребенка, поскольку позволяет детям получить первый опыт ранней социализации и адаптации к дошкольному образовательному учреждению максимально мягко и бережно.

Основнымицелями организации групп кратковременного пребывания являются:

                    осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в дошкольном образовательном учреждении;

                    содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;

                    повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;

                    развитие познавательной сферы детей, соответствующее возрасту, расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира;

                    взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Основными задачами, которые призвана решать группа кратковременного пребывания являются:

                    организация периода адаптации ребенка к детскому саду;

                    формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками;

                    налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми;

                    укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;

                    развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

                    развитие основных видов деятельности;

                    подготовка детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

В соответствии с этими задачами определяется основное содержание педагогического процесса в группе данного вида, которое заключается в обеспечении социальной адаптации ребенка, расширение его адаптационных возможностей, приобщение к миру человеческих ценностей, развитие основных сфер — эмоциональной, действенной и интеллектуальной в процессе игровых развивающих занятий по образовательной программе. Главная особенность групп адаптации и базисного развития для детей раннего возраста состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т. е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

В рамках воспитательно-образовательного процесса деятельность педагогов и специалистов ГКП направлена на:

                    содействие успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

                    создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка;

                    повышение культуры общения между взрослыми и детьми;

                    привлечение внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка через организацию различных форм работы с родителями.

Особое внимание уделяется доадаптационному периоду общения с семьей, поскольку в это время происходит формирование положительного настроя семьи на посещение детского сада, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и детей. Оптимальной формой работы по данному направлению является первичное психологическое консультирование, которое проводит педагог-психолог.

Закономерно, что при поступлении в дошкольное образовательное учреждение дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении, наши педагоги проводят веселые игровые и развивающие занятия.

Развивающие занятия проходят в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме. Игры и упражнения предлагаются с постепенными усложнениями, если ребенок не справляется или теряет интерес, задание упрощается. Каждое задание сопровождается наглядным показом способа действия и речевой инструкцией, максимально понятной для детей. Усложнения заданий, которое происходит с каждым игровым сеансом, позволяет отследить динамику психического развития и учитывать зону ближайшего развития ребенка. Кроме того, учитывается ведущая деятельность ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого. Именно ситуативно-деловое общение со взрослым создает все условия, необходимые для развития познавательных способностей, речи и игровой деятельности. Продолжительность игрового занятия не более десяти минут, с учетом возраста каждого ребенка, его психофизических особенностей и личностных характеристик.

Организация и осуществление непосредственной образовательной деятельности осуществляется на основании примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», разработчиками и редакторами которой являются Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Организация единой «идеальной» модели развития современного человека на этапах дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности предполагает постановку и решение определенных приоритетных задач, которые основываются на идее формирования психологических новообразований, наиболее значимых для каждого возрастного периода развития.

Так, завершая свое посещение группы кратковременного пребывания, по окончании процесса социальной адаптации, дети переходят в образовательную группу полного дня. Таким образом, ребенок привыкает к детскому саду, адаптируется к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения, избегает резкой смены обстановки, которая, в большинстве случаев, травмирует неподготовленного ребенка.

На второй (дошкольной) ступени системы непрерывного образования у детей происходит формирование таких новообразований, как навыки совместных режиссерских и ролевых игр, развитие произвольности, формирование наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, развитие эмоциональной сферы и воображения, обогащение конкретно-чувственного опыта и развитие эмпатии, возникновение первичных моральных инстанций, представлений о добре и зле, о других людях и о себе.

На данном этапе развития предполагается решение следующих приоритетных образовательных задач:

                    приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

                    обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

                    развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

                    формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

                    развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы важнейшим новообразованием считается сформированность психологической готовности к школьному обучению, понимаемой как достижение необходимого и достаточного уровня психического развития ребенка для успешного развития в ходе школьного обучения. Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется развитостью таких психологических образований, как интеллектуальное развитие, дифференцированное восприятие и концентрация внимания, развитие сенсомоторной координации «глаз-рука», «внутренней позиции школьника», мотивации учения, внеситуативно-личностного общения со взрослым, произвольностью и умением общаться со сверстниками.

Этот период развития предполагается решение следующих образовательных задач:

                    осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

                    готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

                    желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

                    инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

                    совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);

                    специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

                    индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

К моменту перехода из начальной в среднюю школу у учащегося предполагается сформированность следующих психологических новообразований: основных элементов учебной деятельности, необходимых знаний, умений, навыков, мотивации компетентности, трудолюбия, широкого круга интересов, произвольности психических процессов и поведения, усвоение социальных норм, развитие навыков общения со сверстниками, укрепление моральных чувств.

В старших классах у подростков отмечается развитие таких важных образований, как чувства взрослости, адекватных форм и способов утверждения самостоятельности, полноценного общения со сверстниками, теоретического, дискурсивного мышления, рефлексии, логической памяти, избирательного и устойчивого внимания, самосознания и «Я-концепции», широкого спектра способностей и интересов, волевых процессов, саморегуляции поведения и эмоциональных состояний. К окончанию школьного обучения у учеников формируется психологическая готовность к личностному и профессиональному, жизненному самоопределению, устойчивая система ценностных ориентаций.

Таким образом, общие цели непрерывного образования детей дошкольного и школьного возраста могут быть сформулированы как: воспитание нравственного человека;охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание будет строиться таким образом, чтобы у ребёнка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. На практике создаются все условия для того, чтобыребёнок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.

Кроме того, единство и целостность психолого-педагогического направления предоставляет возможность выстроить крепкий психологический фундамент, на котором закладываются самые ранние и устойчивые новообразования, позволяющие ребенку полноценно развиваться. Ранний дошкольный возраст и является той первойступенью, базой и фундаментом, на которомвыстраивается не только образовательная деятельность, но и путь личностного развития каждого ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, кратковременное пребывание, дошкольное образование, ранний возраст, дошкольное образовательное учреждение, развитие, школьное обучение, дошкольное учреждение, игровая деятельность.

Похожие статьи

Школа раннего развития как ступень в осуществлении преемственности дошкольного и начального общего образования

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Смешанное обучение как форма организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании

Профессиональное образование как часть непрерывного образования в России

Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование различных форм социальных практик в процессе подготовки будущего учителя (бакалавра образования)

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней ступени обучения английскому языку

Центр дополнительного образования как структурное подразделение современной образовательной организации

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки к обучению в школе

Похожие статьи

Школа раннего развития как ступень в осуществлении преемственности дошкольного и начального общего образования

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Смешанное обучение как форма организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании

Профессиональное образование как часть непрерывного образования в России

Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование различных форм социальных практик в процессе подготовки будущего учителя (бакалавра образования)

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней ступени обучения английскому языку

Центр дополнительного образования как структурное подразделение современной образовательной организации

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки к обучению в школе