Использование различных форм социальных практик в процессе подготовки будущего учителя (бакалавра образования)
Авторы: Никитина Галина Викторовна, Созонова Светлана Дмитриевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 1296 раз
Библиографическое описание:
Никитина, Г. В. Использование различных форм социальных практик в процессе подготовки будущего учителя (бакалавра образования) / Г. В. Никитина, С. Д. Созонова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2354/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня возникла необходимость поиска инновационных форм и средств подготовки будущего учителя (бакалавра образования). Одной из форм, которые в последнее время активно внедряются в процесс подготовки студентов педагогических вузов к организации профессионально-педагогической деятельности, являются социальные практики.
Само понятие «социальные практики» в педагогической науке стало использоваться относительно недавно, в кон.XX-нач.XXI вв. Данный термин встречается в работах Г.М. Беспаловой, Н.М. Виноградовой, М.П. Гурьяновой, Л.Ф. Файзуллиной, Н.И. Элиасберг и др.
Если рассмотреть значения понятий социальная (как синоним общественная) и практика (от греческого – деятельный, активный), то можно резюмировать, что социальная практика, по сути, это общественная деятельность.
Во всемирной электронной энциклопедии Википедия социальная практика определяется как «вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействует на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам» [3].
Большинство исследователей предлагают использование социальных практик в контексте технологии социального проектирования (социальная проба, социальная практика, социальный проект). Однако, как замечают авторы этой технологии, социальную практику можно рассматривать и как самостоятельную конечную деятельность.
В широком смысле социальные практики обычно понимаются педагогами как ситуации, в которых человек получает социальный опыт. Так, М.П. Гурьянова рассматривает социальную практику как общественно полезную деятельность, направленную на решение какой-либо социальной проблемы [1]. Исследуя проблему профессиональной подготовки будущих экологов, Л.Ф. Файзуллина понимает под социальными практиками «ситуации, возникающие в ходе формального или неформального общения и совместной деятельности обучающихся с представителями различных профессий, а также их самостоятельного поиска во внешнем мире, в результате чего они получают социальный опыт» [4, с. 103].
На основании вышесказанного, под социальной практикой мы понимаем социально-значимую деятельность, направленную на решение социальных проблем, в процессе которой происходит формирование положительных социальных изменений в личности обучаемого. Социальные практики в системе подготовки студентов мы условно разделяем на стандартные и нестандартные.
Стандартные социальные практики возникают в процессе участия студентов во внеаудиторной, воспитательной работе вуза, а также во время учебных и производственных практик. Реализацию данных социальных практик мы рассмотрим на примере подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности в ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д.И.Менделеева».
В академии во внеаудиторную, воспитательную работу со студентами включены следующие формы социальных практик:
Самоорганизация и личностный рост. «Личная организованность становится важнейшим навыком для выживания в современном мире, где добиваются успеха лишь те, кто умеет эффективно организовывать себя и свое окружение <…>. Самоорганизация – это процесс, с помощью которого мы создаем окружение, позволяющее нам жить, работать и отдыхать так, как мы этого хотим» [2]. Совместно с процессом самоорганизации у студентов происходит и личностный рост.
Студенты вуза имеют возможность самостоятельно организовывать свою познавательную, внеаудиторную и внеучебную деятельность и деятельность сокурсников, проводить тематические и просветительские мероприятия для других студентов, осваивать приемы эффективного планирования личного времени. Например, студентами филологического факультета академии проводятся недели иностранного языка (английского, немецкого, китайского, французского), студенты социально-педагогического факультета организуют «Аукционы щедрости», «Марафон успеха», физико-математического факультета – «КВН», «Поле чудес», «Колесо истории» и др.
2. Волонтерская деятельность. Волонтёрская организация – это самостоятельная, гуманистическая и общественная организация людей с ярко выраженной социально значимой и личностно ориентированной направленностью многопрофильной деятельности. Цель волонтёрской деятельности заключается в содействии формированию и развитию у студентов социальной активности путем привлечения их к общественно полезной деятельности, а также в повышении уровня осознанности жизненной позиции и личностной ответственности.
Ярким примером является деятельность студенческого волонтерского движения академии «Свеча». В данное движение входят студенты социально-психологического факультета, социально неравнодушные преподаватели и сотрудники академии. В целом деятельность студенческого волонтерского движения «Свеча» направлена на проведение вузовских, городских и региональных акций, ориентированных на оказание помощи пенсионерам, детям группы риска, семьям, где есть трудные подростки; на организацию бесед и семинаров по профилактике социальных пороков (курения, употребления спиртных напитков, наркомании); на благоустройство и озеленение территории города и вуза, а также на организацию и проведение выездных праздников, концертов и многое другое.
3.Самоуправленческая деятельность подразумевает организацию и проведение студентами различных мероприятий, встреч, как на уровне отдельных факультетов, так и на уровне вуза. Примерами реализации этой формы социальной практики является функционирование факультетских студенческих активистских групп и деятельность первичной профсоюзной организации студентов ТГСПА имени Д.И.Менделеева. По инициативе активистских групп на каждом факультете выбираются профорги факультета и назначаются ответственные за разные виды деятельности на факультете: учебную, научно-исследовательскую, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную, досуговую, туристскую. Ежемесячно проводятся заседания совета профоргов академии, подводятся итоги выполненной работы и планируется предстоящая деятельность. Еженедельно собираются ответственные на факультетах за разные виды деятельности студентов, также подводят итоги проведенной работы, выявляют положительные стороны и недоработки и обсуждают план проведения следующих мероприятий. В целом самоуправление дает возможность студенческой молодежи проявить свои способности и продемонстрировать свои возможности не только в ходе учебной, но и процессе воспитательной и внеучебной деятельности, а также порой в нестандартных и незапланированных ситуациях взаимодействия.
4. Профессионально-ролевая деятельность предполагает участие студентов в различных стажировках, отработку профессиональных моделей поведения. Так, студенты во время прохождения учебных и производственных (педагогических) практик «примеряют» на себя профессиональные роли вожатого, учителя-предметника, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, воспитателя, тренера и др. Участие во внеаудиторной, воспитательной работе вуза позволяет студентам также вживаться в такие профессиональные роли, как: дизайнер, руководитель клуба по интересам, организатор детского праздника, журналист и т.д. Включаться в профессионально-ролевую деятельность студентам помогает традиционный в академии День дублера.
5.Интеллектуальная деятельность. Участие студентов в социально значимых формах реализации профессиональной и творческой активности способствует применению результатов интеллектуальной деятельности.
Студенты всех курсов и разных направлений подготовки участвуют в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах и конференциях вузовского, регионального, всероссийского и международного уровня, принимают активное участие в работе студенческого научно-философского общества «София», создают и презентуют произведения собственного интеллектуального труда (стихотворения, заметки, доклады, сообщения, статьи). Для студентов нашей академии стало систематическим участие в региональных научно-практических конференциях «Менделеевские чтения» и «Молодежь и образование в XXI веке», в вузовском межфакультетском конкурсе «Парад талантов», городских конкурсах «Откуда пошла земля Сибирская», «Таланты без границ», «Мой край», «Великий учёный Д.И. Менделеев», в мероприятии «День открытых дверей» и многих др.
Стандартная социальная практика является важным инструментом в подготовке будущего учителя к организации профессиональной деятельности в целом и социального партнёрства в частности. Однако социальные практики такого типа в действительности имеют существенный недостаток. Во-первых, большинство студентов вузов остаются не задействованными в социальной практике по ряду причин (нежелание принимать участие во внеаудиторной работе вуза, низкая степень социальной активности и ответственности, инициативности и др.). Во-вторых, такие социальные практики чаще всего носят эпизодический характер. Эти недостатки можно устранить, применяя в процессе подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности не только традиционные, но и нестандартные социальные практики.
Нестандартная социальная практика понимается нами как социально-значимая деятельность, основанная на взаимодействии студентов и общественных, образовательных организаций с использованием элементов технологии социального проектирования. Нестандартная социальная практика является специфическим видом учебной деятельности студента и, соответственно, предусматривает процедуры контроля и оценки. Такая социальная практика, как справедливо отмечает Л.Ф. Файзуллина, еще не разработана в теоретической и методической литературе (в отличие от учебной и производственной практик), хотя является одним из перспективных направлений неформального образования [4].
Реализация социальной практики такого типа осуществляется в вузах через участие студентов в различных факультативных и дополнительных программах курсов. Тематика мероприятий социальной практики и социальные роли, которые осваивают студенты в ходе прохождения социальной практики, имеют социально-педагогическую направленность. Возможны различные варианты организации нестандартной социальной практики в подготовке будущих педагогов. С нашей точки зрения, поэтапный вариант организации социальной практики является наиболее целесообразным и перспективным.
Охарактеризуем кратко наш вариант организации нестандартных социальных практик в подготовке студентов к профессионально-педагогической деятельности. Этапы организации нестандартной социальной практики мы связываем с такими формами социальных практик, как волонтёрская и профессионально-ролевая деятельности, а также социально-проектная деятельность.
Первый этап социальной практики предполагает «погружение» студента в профессионально-педагогическую проблематику в процессе участия в социально-значимой деятельности. Студент должен стать не просто формальным участником такой деятельности: задачей этапа является осознание им социальной значимости будущей профессиональной деятельности. На этом этапе актуальны рассмотренные ранее направления социальной практики, такие как волонтёрская и активистская деятельность.
Второй этап предполагает прохождение студентами социальной практики по одной или нескольким подпрограммам на базе социально-образовательных учреждений и организаций, в ходе которой студенты осваивают различные социальные роли. Параллельно студенты осуществляют работу над теоретической частью социального проекта (идея, актуальность и пр.). Таким образом, на данном этапе центральное место отводится профессионально-ролевой деятельности, в то же время могут быть задействованы и такие направления социальных практик, как социально-проектная деятельность, волонтерская деятельность и др.
На третьем (завершающем) этапе социальной практики студентами самостоятельно разрабатываются и реализуются социальные проекты. Данный этап позволяет студенту в большей степени проявить себя в различных видах деятельности: творческой, социальной, профессионально-педагогической. Основным направлением социальных практик этого этапа является социально-проектная деятельность.
Целесообразное сочетание стандартных и нестандартных социальных практик в системе подготовки студентов педагогического вуза обладает мощным учебно-воспитательным потенциалом. Включение будущих педагогов в социальные практики дает им возможность постоянно находиться в сфере своей профессии, успешно реализовать себя в различных профессиональных ролях, отрабатывать свои профессиональные навыки, строить диалогичные отношения с окружающими, приобретать опыт межличностного конструктивного общения, организовывать и проектировать свою деятельность, изучать современное общество и найти своё место в нём.
Литература:
Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / Под ред. Кривопаловой Н.А., Ушаковой Н.Н.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2009. –76с.
Моргенстерн Джулия. Самоорганизация по принципу «Изнутри наружу» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.koob.ru/morgenstern_julie/morgenstern_iznutri_naruzhu 20.04.2012.
Социальная практика // Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ 18.04.2012.
Файзуллина Л.Ф. Социальная практика в системе профессиональной подготовке студентов – будущих экологов // Человек и образование. – 2010. – №3. – С.102-106.