Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 10.06.2015

Статья просмотрена: 10983 раза

Библиографическое описание:

Петухова, Г. В. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации / Г. В. Петухова, С. Ю. Петухов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/7907/ (дата обращения: 16.12.2024).

Впервые понятие «стажировка» появилось в письме Государственного комитета РФ по высшему образованию от 15 марта 1996 г. N 18–34–44ин/18–10 «Об организации и проведении стажировки специалистов». В этом документе стажировка определяется как один «из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки» [2]. В настоящее время понятие стажировки несколько изменилось и относительно педагогической деятельности понимается «как основная часть деятельностного блока образовательной программы дополнительного профессионального образования, которая реализуется на базе инновационных общеобразовательных учреждений (базовых площадок) на основе системно-деятельностного подхода» [4, с. 75].

В нашем понимании стажировка — это включение педагога в профессиональную деятельность, которая обеспечивает совершенствование профессиональных компетентностей и позволяет получить конкретный педагогический результат и методический продукт, который стажер имеет возможность использовать в своей практической деятельности.

Стажировка, являясь формой повышения квалификации позволяет:

-                   в небольшой промежуток времени значительно повысить уровень методической и теоретической подготовки педагогов;

-                   обеспечить социально-педагогическую деятельность новыми образовательными продуктами и соответствующим методическим сопровождением;

-                   использовать «в процессе стажировки форм, методов, средств активизации и интенсификации деятельности слушателей» [2 c.88]

В силу того, что программа стажировки максимально приближена к практической деятельности слушателя — это позволяет обеспечить единство теории и практики. Так же стажировка оперативно влияет на профессиональный и творческий потенциал педагогов, направленно управляет «их профессиональной адаптацией к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям» [1, c. 36] педагогической деятельности. Кроме того, стажировка стимулирует формирование собственного профессионального опыта слушателя. А так же позволяет ему самостоятельно определить новые, личностные направления изучения теории и практики, усиливает роль полученных методических знаний в практической деятельности, что в конечном итоге ведет к росту профессиональной результатов деятельности.

В рамках современного информационного общества и формируемого им сетевого взаимодействия образовательных организаций стажировка расширяет возможности и перспективы создания единой образовательной среды. Позволяет педагогам сближать технологии, цели, методы, понятия, применяемые педагогами разных образовательных организаций.

В рамках научно-прикладного проекта, реализуемого, совместно с Центром научно-методического сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБОУ ДПО ЧИППКРО, в ноябре 2014г. был проведен модульный курс «Содержательно-процессуальные аспекты учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях введения и реализации ФГОС ОО» В течение двух дней коллегам из различных территорий области: Карталы, Карабаш, Еманжелинск, Миасс и Аша были предложены лекционные и практические занятия. Проведены открытые занятия с учащимися пятого и шестого класса, реализующими ФГОС в апробационном режиме, а так же предложены методы и приемы организации исследовательской и проектной деятельности.

Разрабатывая программу проведения стажировки, мы исходили как из возможностей образовательной организации, так и из тех затруднений, которые возникают при введении ФГОС ОО. Коллегам были предложены пути решения «проблемных точек», разработанные и апробированные в нашей образовательной организации, включающие использование педагогического потенциала, материально-технической базы, кадровых возможностей.

Программа стажировки включала нескольких этапов:

-                   теоретические и практические аспекты стажировки;

-                   исследовательская деятельность, состоящая из индивидуальной и коллективной разработки методических тем, сценариев занятий, обобщения опыта;

-                   организационная деятельность — создание программ, дидактических материалов и методических разработок;

-                   пополнение образовательно-информационной среды образовательной организации.

Слушателям модульного курса было предложены как лекционные, так и практические занятия с учетом индивидуальных и групповых форм работы, а так же мастер-класс и открытые занятия.

Таблица 1

Сочетание теоретических и практических занятий при проведении стажировки

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Учебно-исследовательская деятельность (УИД) школьников в контексте современной образовательной политики. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках общеобразовательной школы

 

2

Исследовательские проекты как составная часть организации УИД в ОО

Исследовательские проекты как составная часть организации УИД в ОО

3

Обеспечение эффективности реализации УИД учащихся

Учебное проектирование в основной школе (открытое занятие по математике 5 класс)

4

 

Методика организации УИД школьников в условиях классно–урочной системы (мастер класс)

5

 

Практическое занятие по биологии в 6 классе с использованием инновационного УМК «Навигатор»

6

 

Оценка эффективности организации и реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся

 

В нашем случае при проведении стажировки её основой являлись практические занятия, проведенные педагогами образовательной организации, содержание и методика которых основывались на собственном педагогическом опыте.

Так тема «Исследовательские проекты как составная часть организации УИД в ОО» была рассмотрена как в теоретическом, так и практическом аспекте. В практической деятельности были изучены аспекты организации исследовательского проекта. Продемонстрированы педагогические приемы развития информационно-аналитических и поисковых умений.

Тема «Методика организации УИД школьников в условиях классно–урочной системы» была рассмотрена на мастер-классе, результатом которого стал совместный продукт деятельности, представляющий собой методические рекомендации по включению элементов исследовательской деятельности на разных этапах урока.

Участие в практическом занятие по оценке организации и реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся дало возможность педагогам систематизировать свои знания и выработать критерии успешности ребенка в исследовательской работе.

Проведенная стажировка была ориентирована на практико-научный поисковый путь обобщения своей практики и практики других педагогов, изучения опыта организации, где проходит обучение. Включала анализ, оценку, а так же обобщение полученного опыта, выработку методических материалов и рекомендаций по внедрению педагогического опыта образовательной организации в практику свой работы.

В ходе стажировки у педагогов была возможность осваивать особенности социально-педагогической деятельности образовательной организации, на базе которой проходила стажировка. Вовлечение слушателей в активную деятельность позволило обеспечивать приоритет самостоятельной, поисковой работы, способствовало проведение активного профессионального диалога с коллегами, обеспечило расширение границ профессионального сотрудничества.

Для самой образовательной организации стажировка является внутрифирменным повышением квалификации. Позволила педагогам увидеть качественно иной уровень своих теоретических знаний и их практического применения, а так же позволила произвести диссеминацию своего педагогического опыта.

 

Литература:

 

1.                  Анисимов В. П. Педагогическая практика. — Тверь.: Мир книг, 2006 — с.200

2.                  Данильченко Т. А., Алферова Л. И. Педагогические условия освоения технологий государственно-общественного управления образованием (на примере стажировки на базовой площадке) // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — № 4(13). 2012.-с.87- 91

3.                  Госкомвуза РФ от 15.03.1996 № 18–34–44 ин/18–10 «Об организации и проведении стажировки специалистов»

4.                  Чипышева Л. Н. Стажировка как форма повышения квалификации педагогических работников/ Л. Н. Чипышева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- Челябинск: ЧИППКРО. — № 4 (13). 2012. — с.67–77

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, занятие, составная часть организации, стажировка, учебно-исследовательская деятельность учащихся, дополнительное профессиональное образование, исследовательская деятельность, модульный курс, педагогическая деятельность, педагогический опыт.

Похожие статьи

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров

Формирование педагогической профессии «педагог дополнительного образования»

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников

Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Похожие статьи

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров

Формирование педагогической профессии «педагог дополнительного образования»

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников

Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя