Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации
Авторы: Петухова Галина Владимировна, Петухов Сергей Юрьевич
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 10.06.2015
Статья просмотрена: 10983 раза
Библиографическое описание:
Петухова, Г. В. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации / Г. В. Петухова, С. Ю. Петухов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/7907/ (дата обращения: 16.12.2024).
Впервые понятие «стажировка» появилось в письме Государственного комитета РФ по высшему образованию от 15 марта 1996 г. N 18–34–44ин/18–10 «Об организации и проведении стажировки специалистов». В этом документе стажировка определяется как один «из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки» [2]. В настоящее время понятие стажировки несколько изменилось и относительно педагогической деятельности понимается «как основная часть деятельностного блока образовательной программы дополнительного профессионального образования, которая реализуется на базе инновационных общеобразовательных учреждений (базовых площадок) на основе системно-деятельностного подхода» [4, с. 75].
В нашем понимании стажировка — это включение педагога в профессиональную деятельность, которая обеспечивает совершенствование профессиональных компетентностей и позволяет получить конкретный педагогический результат и методический продукт, который стажер имеет возможность использовать в своей практической деятельности.
Стажировка, являясь формой повышения квалификации позволяет:
- в небольшой промежуток времени значительно повысить уровень методической и теоретической подготовки педагогов;
- обеспечить социально-педагогическую деятельность новыми образовательными продуктами и соответствующим методическим сопровождением;
- использовать «в процессе стажировки форм, методов, средств активизации и интенсификации деятельности слушателей» [2 c.88]
В силу того, что программа стажировки максимально приближена к практической деятельности слушателя — это позволяет обеспечить единство теории и практики. Так же стажировка оперативно влияет на профессиональный и творческий потенциал педагогов, направленно управляет «их профессиональной адаптацией к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям» [1, c. 36] педагогической деятельности. Кроме того, стажировка стимулирует формирование собственного профессионального опыта слушателя. А так же позволяет ему самостоятельно определить новые, личностные направления изучения теории и практики, усиливает роль полученных методических знаний в практической деятельности, что в конечном итоге ведет к росту профессиональной результатов деятельности.
В рамках современного информационного общества и формируемого им сетевого взаимодействия образовательных организаций стажировка расширяет возможности и перспективы создания единой образовательной среды. Позволяет педагогам сближать технологии, цели, методы, понятия, применяемые педагогами разных образовательных организаций.
В рамках научно-прикладного проекта, реализуемого, совместно с Центром научно-методического сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБОУ ДПО ЧИППКРО, в ноябре 2014г. был проведен модульный курс «Содержательно-процессуальные аспекты учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях введения и реализации ФГОС ОО» В течение двух дней коллегам из различных территорий области: Карталы, Карабаш, Еманжелинск, Миасс и Аша были предложены лекционные и практические занятия. Проведены открытые занятия с учащимися пятого и шестого класса, реализующими ФГОС в апробационном режиме, а так же предложены методы и приемы организации исследовательской и проектной деятельности.
Разрабатывая программу проведения стажировки, мы исходили как из возможностей образовательной организации, так и из тех затруднений, которые возникают при введении ФГОС ОО. Коллегам были предложены пути решения «проблемных точек», разработанные и апробированные в нашей образовательной организации, включающие использование педагогического потенциала, материально-технической базы, кадровых возможностей.
Программа стажировки включала нескольких этапов:
- теоретические и практические аспекты стажировки;
- исследовательская деятельность, состоящая из индивидуальной и коллективной разработки методических тем, сценариев занятий, обобщения опыта;
- организационная деятельность — создание программ, дидактических материалов и методических разработок;
- пополнение образовательно-информационной среды образовательной организации.
Слушателям модульного курса было предложены как лекционные, так и практические занятия с учетом индивидуальных и групповых форм работы, а так же мастер-класс и открытые занятия.
Таблица 1
Сочетание теоретических и практических занятий при проведении стажировки
№ |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
1 |
Учебно-исследовательская деятельность (УИД) школьников в контексте современной образовательной политики. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках общеобразовательной школы |
|
2 |
Исследовательские проекты как составная часть организации УИД в ОО |
Исследовательские проекты как составная часть организации УИД в ОО |
3 |
Обеспечение эффективности реализации УИД учащихся |
Учебное проектирование в основной школе (открытое занятие по математике 5 класс) |
4 |
|
Методика организации УИД школьников в условиях классно–урочной системы (мастер класс) |
5 |
|
Практическое занятие по биологии в 6 классе с использованием инновационного УМК «Навигатор» |
6 |
|
Оценка эффективности организации и реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся |
В нашем случае при проведении стажировки её основой являлись практические занятия, проведенные педагогами образовательной организации, содержание и методика которых основывались на собственном педагогическом опыте.
Так тема «Исследовательские проекты как составная часть организации УИД в ОО» была рассмотрена как в теоретическом, так и практическом аспекте. В практической деятельности были изучены аспекты организации исследовательского проекта. Продемонстрированы педагогические приемы развития информационно-аналитических и поисковых умений.
Тема «Методика организации УИД школьников в условиях классно–урочной системы» была рассмотрена на мастер-классе, результатом которого стал совместный продукт деятельности, представляющий собой методические рекомендации по включению элементов исследовательской деятельности на разных этапах урока.
Участие в практическом занятие по оценке организации и реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся дало возможность педагогам систематизировать свои знания и выработать критерии успешности ребенка в исследовательской работе.
Проведенная стажировка была ориентирована на практико-научный поисковый путь обобщения своей практики и практики других педагогов, изучения опыта организации, где проходит обучение. Включала анализ, оценку, а так же обобщение полученного опыта, выработку методических материалов и рекомендаций по внедрению педагогического опыта образовательной организации в практику свой работы.
В ходе стажировки у педагогов была возможность осваивать особенности социально-педагогической деятельности образовательной организации, на базе которой проходила стажировка. Вовлечение слушателей в активную деятельность позволило обеспечивать приоритет самостоятельной, поисковой работы, способствовало проведение активного профессионального диалога с коллегами, обеспечило расширение границ профессионального сотрудничества.
Для самой образовательной организации стажировка является внутрифирменным повышением квалификации. Позволила педагогам увидеть качественно иной уровень своих теоретических знаний и их практического применения, а так же позволила произвести диссеминацию своего педагогического опыта.
Литература:
1. Анисимов В. П. Педагогическая практика. — Тверь.: Мир книг, 2006 — с.200
2. Данильченко Т. А., Алферова Л. И. Педагогические условия освоения технологий государственно-общественного управления образованием (на примере стажировки на базовой площадке) // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — № 4(13). 2012.-с.87- 91
3. Госкомвуза РФ от 15.03.1996 № 18–34–44 ин/18–10 «Об организации и проведении стажировки специалистов»
4. Чипышева Л. Н. Стажировка как форма повышения квалификации педагогических работников/ Л. Н. Чипышева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- Челябинск: ЧИППКРО. — № 4 (13). 2012. — с.67–77