Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.09.2016

Статья просмотрена: 1135 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, Н. Н. Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы / Н. Н. Зайцева, Е. А. Коскова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33536/ (дата обращения: 19.10.2024).



Пристальное внимание к среднему профессиональному образованию связано с возрастающей потребностью современной экономики в квалифицированных кадрах, отличающихся профессиональной мобильностью, способных работать в меняющихся экономических условиях. Реализуемые в настоящий момент изменения в профессиональном образовании коснулись, прежде всего, содержания образования, связанного с введением ФГОС СПО.

Программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, в рамках принятых ФГОС СПО, предполагают наличие педагогического состава, способного реализовывать содержание учебных циклов разного направления с учетом новых требований к квалификации выпускников образовательных организаций средней профессиональной школы.

Несмотря на то, что за последнее время несколько изменился педагогический состав профессиональных образовательных организаций за счет привлечения к образовательному процессу научных кадров, штатный состав педагогических работников по-прежнему требует серьезного обновления.

В профессиональном стандарте педагога профессионального образования сформулированы обобщенные и трудовые функции, которые коррелируются с требованиями ФГОС СПО. Именно эти функции определяют компетентность преподавателя и мастера производственного обучения в области владения новыми педагогическими технологиями и педагогического контроля, создания рабочих программ с учетом требований ФГОС СПО, организации исследовательской и проектной деятельности студентов и т. д.

Подготовка педагогов, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих рабочих и специалистов, осуществляется образовательными организациями профессионального образования разной профильной направленности. Подавляющее большинство преподавателей и мастеров производственного обучения по своей подготовке соответствуют профилю реализуемых профессий или специальностей и, как правило, не имеют педагогической подготовки. В результате педагоги сталкиваются с трудностями в осуществлении деятельностного подхода в организации лекционных, практических, лабораторных работ, в овладении новыми педагогическими технологиями, организации аудиторной и внеаудиторной учебно-воспитательной работы со студентами.

Таким образом, педагоги, не имеющие педагогического образования, не имеют базовых основ для эффективного построения образовательного процесса и испытывают при этом значительные трудности.

Эффективный путь корректировки сложившейся ситуации — необходимость привести базовое профессиональное образование преподавателей и мастеров профессионального образования средней профессиональной школы в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним профессиональным стандартом в части требований к образованию, обучению и опыту работы.

С целью удовлетворения профессионально — образовательных потребностей работников профессиональных образовательных организаций профессорско-преподавательским и методическим составом кафедры «Теория и методика непрерывного профессионального образования» ГАУ ДПО «ВГАПО» разработана и успешно реализуется дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки для педагогов профессиональных образовательных организаций по направлению подготовки «Образование и педагогика». Программа переподготовки осуществляется как индивидуальный проект повышения профессиональной компетентности педагога и имеет модульный характер.

При составлении модулей программы определяется соотношение между теоретической и практической составляющими. При этом практикоориентированность программы составляет не менее 60 % учебного времени. Отбор образовательных модулей выстраивается таким образом, чтобы в содержании программы были представлены все обобщенные трудовые функции профессионального стандарта и большая часть трудовых функций. Именно они станут основой формируемых профессиональных компетенций педагога образовательной организации среднего профессионального образования.

В основу программы положена эффективная модель организации педагогической стажировки педагогов, максимально обеспечивающая учет их объективного опыта и формирование новых профессиональных компетенций. Обязательной структурной частью программы профессиональной переподготовки является стажировочный модуль, обеспечивающий самостоятельное целенаправленное овладение и развитие новых или корректировку уже имеющихся профессиональных компетенций. Фактически это практика на специально выделенных или созданных местах, а ее завершение предполагает подготовку и защиту образовательного продукта, соответствующего одной или нескольким профессиональным компетенциям.

Для реализации дополнительной профессиональной программы со стажировочным модулем кафедрой в течение полутора лет была проведена огромная работа, прежде всего, по выявлению актуального для системы среднего профессионального образования Волгоградской области опыта работы в профессиональных образовательных организациях, а затем и сама работа по организации деятельности стажировочных площадок.

Работа стажировочных площадок направлена на распространение современных образовательных систем, обеспечивающих качество образования и условия для трансляции положительного опыта успешных образовательных моделей. Каждая стажировочная площадка имеет уникальный опыт, собственную стратегию, тактику в соответствии с требованиями времени.

С целью обеспечения стажировки как самостоятельной формы непрерывного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций Волгоградской области создана сеть стажировочных площадок по актуальным проблемам профессионального образования. Среди них приоритетными являются:

− дуальное профессиональное образование;

− сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций, научных и общественных организаций и объединений, предприятий-партнеров, институтов общественного участия, а также других участников образовательной деятельности;

− создание системы качества профессиональной образовательной организации;

− общественная, государственно-общественная, профессионально-общественная аккредитация;

− эффективные образовательные технологии;

− комплексное учебно-научно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ;

− контроль и оценка учебных достижений обучающихся в условиях модульно- компетентностного подхода и т. д.

Результатом деятельности стажировочных площадок является проектирование стажерами на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретной образовательной организации и обеспечивающих развитие и достижение необходимого качества профессионального образования.

В программу их совместных действий входит разработка программ стажировки по одному или нескольким направлениям деятельности; координация и выполнение разработанных программ деятельности стажировочных площадок; выявление затруднений и формирование запросов стажеров о консультационно-методической поддержке для соответствующих подразделений; обеспечение организационно-управленческого и информационно-методического сопровождения деятельности стажировочной площадки (площадок); анализ хода и результатов деятельности площадок.

Деятельность стажировочных площадок осуществляется в виде очных и(или) дистанционных по форме проведения мероприятий (в том числе с использованием информационно-компьютерных технологий), направленных на профессиональное развитие: презентацию педагогического опыта; посещение учебных занятий, внеклассных мероприятий; индивидуальных консультаций; практических занятий; самостоятельной работы в условиях рабочего дня профессиональных образовательных организаций, «круглых» столов, мастер-классов, творческих лабораторий, научно-методических конференций, работы с учебно-планирующей, нормативно-регламентирующей, технической документацией и т. п. При этом при определении сроков прохождения и объемных показателей стажировки учитывается уровень профессионального образования и опыта работы стажера, специфика реализуемой профессии \специальности, должность стажера и другие значимые факторы.

В результате для одних стажировочная площадка обеспечивает возможность презентации собственного инновационного опыта посредством организации различных форм социально-педагогического взаимодействия, является проводником передовых идей и технологий. Для других же стажировка на площадке является эффективной формой повышения собственной профессиональной компетентности в области педагогического образования.

Можно смело утверждать, что стажировочные площадки — это пространство, транслирующее «лучшие практики и повышение профессиональной квалификации педагогов». Повышение профессиональной компетентности в такой форме происходит внутри реального образовательного процесса, где педагоги смогут не только наблюдать, как коллега решает педагогические задачи, но и иметь возможность заимствовать созданный другими опыт, осваивать инновации, самостоятельно проектировать образовательные шаги, которые формируют и оценивают профессиональные и общие компетенции. Таким образом, стажер придет в свою образовательную организацию с образовательным продуктом, готовым к внедрению.

Повышение профессиональной компетентности педагога в форме стажировки не просто имеет практико-ориентированную направленность, но и проблемно ориентированную специфику научно-методической работы в образовательных организациях профессионального образования по формированию и развитию компетентностей педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, площадка, дополнительная профессиональная программа, образовательная организация, образовательный продукт, образовательный процесс, педагогический состав, педагогическое образование, производственное обучение, профессиональная переподготовка.


Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения в системе профессионального образования

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Начальные профессиональные компетенции как основа профориентационного самоопределения и социальной адаптации выпускника школы

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как инструмент управления качеством образования

Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения в системе профессионального образования

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Начальные профессиональные компетенции как основа профориентационного самоопределения и социальной адаптации выпускника школы

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как инструмент управления качеством образования

Задать вопрос