Современный учитель сегодня постоянно в поисках активных инновационных технологий, чтобы подготовить своих учеников и сделать их конкурентоспособными в быстро меняющимся мире. Непрерывное профессиональное обучение известная истина и актуальна сегодня. Педагогу уже через пять лет необходимо повышение квалификации, так как уровень его профессиональной компетентности должен значительно превышать то базовое образование, полученное в педагогических вузах.
Образование — непрерывный процесс, направленный на воспитание интеллектуального нравственного культурного развития и профессиональной компетенции членов общества. Создание необходимых условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческий ценностей — главная задача образования. Государство гарантирует приоритетные направления в развитии системы образования ориентируясь на уровень развитых стран. Непрерывное образование должно всегда быть приоритетным направлением в деятельности педагога. Система повышения квалификации является гибкой структурой образования педагогов, быстро реагирующей на изменения в педагогических подходах. Обеспечивается и обновляется профессиональная методическая поддержка и практическое сопровождение педагогических инноваций. В этой связи возникает необходимость обеспечения инновационными формами, средствами, методами. Осуществляется обновление методологических знаний. А система повышения квалификации создает условия для самореализации педагога, развитию его ключевых компетенций. Именно на их формирование должно быть ориентировано педагогическое образование. Поэтому профессиональная подготовка педагогов должна быть не точечной, а системной. Иными словами, педагогов нецелесообразно готовить к текущей ситуации в школьной системе. Система повышения квалификации является «мостом» непрерывного образования. Это необходимое связующее звено между образовательной практикой и наукой и педагогическим образованием. Возрастают требования в качественном отношении, подготовка ориентирована на развитие профессиональных компетентностей учителя. Говоря о степени владения компетентностью, мы подразумеваем профессионализм, мастерство, квалификация, но ведущим компонентом потенциала личности является все-таки — компетентностный подход. Задача- сформировать в сознании учителя установку на непрерывное образование вне зависимости от возраста, что дает возможность увеличить продолжительность активной профессиональной деятельности. только постоянное самосовершенствование дает возможность каждому человеку полнее реализовать природные наклонности и таланты в той или иной сфере. Чередуя труд и процесс самосовершенствования учителя становятся эффективными в профессиональной деятельности. Необходимо конструировать формы повышения профессиональной компетентности, которые раскрывают связь методологии с опытом педагога. а непрерывное образование для педагога должно быть устремленность в будущее — на решение проблем развития общества с использованием перспективных профессиональных знаний.
Непрерывное образование или «обучение в течение всей жизни» ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала, развитие самостоятельности путем исследовательской деятельности. Все инновационные подходы превращают обучение в модель общения в реальном творческом процессе, предполагающим активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Непременным требованием к образовательным системам становиться умение учить учиться, а человеку — потребность учиться на протяжении всего жизненного цикла. Приходит формула «образование через всю жизнь» и отход от «образование на всю жизнь».
Действенной формой повышения квалификации является проблемное обучение. Сегодня уделяют особое внимание интерактивным методам обучения. Творческие или проблемные группы создаются для определенной профессиональной проблемы. Результатом может быть продукт- методические рекомендации, структура рабочей программы, дидактический материал, план мероприятия, семинара, консалтинга. На каждом занятии с использованием интерактивных методов обучения в системе повышения квалификации нужно определить цель своей деятельности. Формами занятий могут быть семинары, лекции-беседы, семинары-практикумы, а также посещение занятий с выездом в общеобразовательные школы. Практическая значимость познается только в практической деятельности учителя. Методическая поддержка осуществляется посредством передачи педагогическим работникам достижений городской, областной, республиканской практики. Такой опыт предоставляет возможность формировать свою индивидуальную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется не только для профессионального, но и личностного роста учителя.
Таким образом институты повышения квалификации располагает возможностью вести систематическое наблюдение за профессиональным ростом педагога и выявлять методически сопровождать зарождающиеся в опыте педагогов элементы новизны. Так, как собирая педагогов с разных регионов способствует распространению опыта, организует обмен новыми идеями, методическими находками. Опять же соответствуя запросам времени институты повышения квалификации ведут совместные проекты, исследовательскую деятельность. Ведь остается проблемы и малокомплектных школ, и инклюзивное образование.
Концептуальное видение развития непрерывного образования можно представить на уровнях:
‒ на уровне личности- это профессиональная самореализация, самосовершенствование, развитие функциональной грамотности
‒ на уровне общества- формирование социально- активных к реалиям стремительно развивающегося мира
‒ на уровне государства- подготовка квалифицированных специалистов, способных влиять на социально-экономический уровень развития страны, через конкурентоспособных выпускников.
Для осуществления непрерывного образования призвана впитать принципы:
‒ охват образованием всей активной жизни человека
‒ осуществление интеграции социума и изучаемыми предметами
‒ осуществление обучения во взаимодействии семьи, социальных групп, ориентация на качество и гибкость методик обучения
‒ совершенствование умения учиться, развитие мотивации, повышенная скорость приобретения знаний и умений
Таким образом система повышения квалификации предоставляет возможность педагогу формировать индивидуальную траекторию и получить профессиональную подготовку, которая потребуется для дальнейшего роста. Постоянное развитие самой системы позволит обеспечить восприимчивость образования к внешним запросам образование, что несомненно скажется на рынке труда.
Литература:
- Драйден Г., Вос Дж. Революция в обучении. — М.: Парвине, 2003
- Дрейвс В. Преподавание он-лайн. — М.: 2003.
- Ключарев Г. А.,Огарев Е. И. Непрерывное образование в условиях трансформации. — М.: «Франтера», 2002..
- Москвич Ю. Н. Образование на пути к новым берегам: курс на сотворение человека нового мира. Психологическая наука и практика образования: современные тенденции: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2008. 124 с.
- Москвич Ю. Н. Ключевые проблемы создания массового про-инновационного образования. Наука, образование, инновации: тезисы выступлений I Всероссийской конференции 10–12 ноября 2008 года / сост. А. И. Ракитов, А. Э. Анисимова, В. М. Кондратьев, М. Н. Русецкая. М.: МГПУ, 2008. С. 222–224.
- Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала: учеб.пособие / под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А. И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. 512 c.
- Юрьев А. И., Коновалова М. А. Психология постчеловека // Чеснокова Т. Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. М.: Алгоритм, 2008. 368 с.